Рабочая программа воспитания

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 87 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

РАЗРАБОТАНА И ПРИНЯТА
решением Педагогического совета
ГБДОУ детский сад № 87
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
протокол от 22.08.2023г. № 1

УТВЕРЖДЕНА
заведующим ГБДОУ детский сад № 87
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
________________ Л.С.Буклинова.
Приказ от 22.08.2023 г. № 24-ОД

с учётом мнения Совета родителей
(законных представителей) воспитанников
ГБДОУ детский сад № 87
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
протокол от 22.08.2023г. № 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детского сада № 87 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
(ГБДОУ детский сад № 87 Фрунзенского района Санкт-Петербурга)

Санкт-Петербург
2023 год

2

Рабочая программа воспитания
ФОП ДО п.29.1-4

Рабочая программа воспитания входит в «Содержательный раздел» Образовательной программы
дошкольного образования ГБДОУ, разработана в соответствии с Федеральной программой
воспитания, раскрывает задачи и направления воспитательной работы.
Основу воспитания на всех уровнях, начиная с дошкольного, составляют традиционные ценности
российского общества. Традиционные ценности - это нравственные ориентиры, формирующие
мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе
общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны,
укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в
духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России.
Вся система ценностей российского народа отражена в содержании воспитательной работы ДОУ, в
соответствии с возрастными особенностями детей:
 Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания.
 Ценности милосердие, жизнь, добро - в основе духовно-нравственного направления воспитания
 Ценности человек, семья, дружба, сотрудничество - в основе социального направления
воспитания.
 Ценность познание - в основе познавательного направления воспитания.
 Ценности жизнь и здоровье - в основе физического и оздоровительного направления воспитания.
 Ценность труд лежит в основе трудового направления воспитания.
 Ценности культура и красота лежат в основе эстетического направления воспитания.
Целевые ориентиры воспитания представлены как возрастные характеристики возможных
достижений ребёнка, которые соотнесены с портретом выпускника ДОУ и с традиционными
ценностями российского общества.
Структура Программы воспитания включает три раздела: целевой, содержательный и
организационный.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ.
1. Общая цель воспитания.
Общая цель воспитания в ДОУ - личностное развитие каждого ребёнка с учётом его
индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе
традиционных ценностей российского общества, что предполагает:
 формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях российского народа,
социально приемлемых нормах и правилах поведения;
 формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и
социокультурному), другим людям, самому себе;
 становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с традиционными
ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами.
2. Общие задачи воспитания в ДОУ:
 содействовать развитию личности, основанному на принятых в обществе представлениях о добре
и зле, должном и недопустимом;
 способствовать становлению нравственности, основанной на духовных отечественных
традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
 создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребёнка, его готовности к
творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию;
 осуществлять поддержку позитивной социализации ребёнка посредством проектирования и
принятия уклада, воспитывающей среды, создания воспитывающих общностей.

3. Направления воспитания.
Направление
воспитания

Цель направления

Ценности в основе
направления

Направленность работы по направлению

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ

содействовать
формированию у ребёнка
личностной позиции
наследника традиций и
культуры, защитника
Отечества и творца
(созидателя),
ответственного за
будущее своей страны

Родина и природа.
Чувство патриотизма
возникает у ребёнка
вследствие воспитания
у него нравственных
качеств, интереса,
чувства любви и
уважения к своей
стране - России,
своему краю, малой
родине, своему народу
и народу России в
целом (гражданский
патриотизм),
ответственности,
ощущения
принадлежности к
своему народу.

Патриотическое направление воспитания базируется
на идее патриотизма как нравственного чувства,
которое вырастает из культуры человеческого бытия,
особенностей образа жизни и её уклада, народных и
семейных традиций. Работа по патриотическому
воспитанию предполагает: формирование
"патриотизма наследника", испытывающего чувство
гордости за наследие своих предков (предполагает
приобщение детей к истории, культуре и традициям
нашего народа: отношение к труду, семье, стране и
вере); "патриотизма защитника", стремящегося
сохранить это наследие (предполагает развитие у
детей готовности преодолевать трудности ради своей
семьи, малой родины); "патриотизма созидателя и
творца", устремленного в будущее, уверенного в
благополучии и процветании своей Родины
(предполагает конкретные каждодневные дела,
направленные, например, на поддержание чистоты и
порядка, опрятности и аккуратности, а в дальнейшем на развитие всего своего населенного пункта, района,
края, Отчизны в целом).

ДУХОВНОНРАВСТВЕННОЕ

СОЦИАЛЬНОЕ

формирование
жизнь, милосердие,
способности к
добро
духовному развитию,
нравственному
самосовершенствованию,
индивидуальноответственному
поведению.

направлено на развитие ценностно-смысловой
сферы дошкольников на основе творческого
взаимодействия в детско-взрослой общности,
содержанием которого является освоение
социокультурного опыта в его культурноисторическом и личностном аспектах.

формирование
ценностного отношения
детей к семье, другому

В дошкольном детстве ребёнок начинает осваивать все
многообразие социальных отношений и социальных
ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться

семья, дружба,
человек и

4
человеку, развитие
дружелюбия, умения
находить общий язык с
другими людьми.

сотрудничество

правилам, нести ответственность за свои поступки,
действовать в интересах других людей.
Формирование ценностно-смыслового отношения
ребёнка к социальному окружению невозможно без
грамотно выстроенного воспитательного процесса, в
котором проявляется личная социальная инициатива
ребёнка в детско-взрослых и детских общностях.
Важной составляющей социального воспитания
является освоение ребёнком моральных ценностей,
формирование у него нравственных качеств и идеалов,
способности жить в соответствии с моральными
принципами и нормами и воплощать их в своем
поведении. Культура поведения в своей основе имеет
глубоко социальное нравственное чувство - уважение
к человеку, к законам человеческого общества.
Конкретные представления о культуре поведения
усваиваются ребёнком вместе с опытом поведения, с
накоплением нравственных представлений,
формированием навыка культурного поведения.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

формирование ценности
познания.

познание

В ДОО проблема воспитания у детей познавательной
активности охватывает все стороны воспитательного
процесса и является непременным условием
формирования умственных качеств личности,
самостоятельности и инициативности ребёнка.
Познавательное и духовно-нравственное
воспитание должны осуществляться в
содержательном единстве, так как знания наук и
незнание добра ограничивает и деформирует
личностное развитие ребёнка.
Значимым является воспитание у ребёнка
стремления к истине, становление целостной
картины мира, в которой интегрировано ценностное,
эмоционально окрашенное отношение к миру, людям,
природе, деятельности человека.

5
формирование
ФИЗИЧЕСКОЕ И
жизнь и здоровье
ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ценностного отношения
детей к здоровому образу
жизни, овладение
элементарными
гигиеническими
навыками и правилами
безопасности.

основано на идее охраны и укрепления здоровья
детей, становления осознанного отношения к жизни
как основоположной ценности и здоровью как
совокупности физического, духовного и социального
благополучия человека.

ТРУДОВОЕ

формирование
ценностного отношения
детей к труду,
трудолюбию и
приобщение ребёнка к
труду.

труд

направлено на формирование и поддержку
привычки к трудовому усилию, к доступному
напряжению физических, умственных и нравственных
сил для решения трудовой задачи; стремление
приносить пользу людям. Повседневный труд
постепенно приводит детей к осознанию нравственной
стороны труда. Самостоятельность в выполнении
трудовых поручений способствует формированию
ответственности за свои действия.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ

способствовать
становлению у ребёнка
ценностного отношения
к красоте.

культура, красота

направлено на воспитание любви к прекрасному в
окружающей обстановке, в природе, в искусстве, в
отношениях, развитие у детей желания и умения
творить. Эстетическое воспитание через обогащение
чувственного опыта и развитие эмоциональной сферы
личности влияет на становление нравственной и
духовной составляющих внутреннего мира ребёнка.
Искусство делает ребёнка отзывчивее, добрее,
обогащает его духовный мир, способствует
воспитанию воображения, чувств. Красивая и удобная
обстановка, чистота помещения, опрятный вид детей и
взрослых содействуют воспитанию художественного
вкуса.

6
4. Целевые ориентиры воспитания.
Деятельность воспитателя нацелена на перспективу становления личности и развития ребёнка. Поэтому планируемые результаты
представлены в виде целевых ориентиров как обобщенные "портреты" ребёнка к концу раннего и дошкольного возрастов.
В соответствии с ФГОС ДО оценка результатов воспитательной работы не осуществляется, так как целевые ориентиры основной
образовательной программы дошкольного образования не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической
диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
Направление
воспитания

Ценности
в основе
направлен
ия

раннего возраста

на этапе завершения освоения программы.

(к трем годам).
Проявляющий привязанность к близким людям,
бережное отношение к живому

Любящий свою малую родину и имеющий
представление о своей стране - России,
испытывающий чувство привязанности к родному
дому, семье, близким людям.

Жизнь,
ДУХОВНОНРАВСТВЕННОЕ милосердие, добро

Способный понять и принять, что такое "хорошо"
и "плохо". Проявляющий сочувствие, доброту.

Различающий основные проявления добра и зла,
принимающий и уважающий традиционные
ценности, ценности семьи и общества, правдивый,
искренний, способный к сочувствию и заботе, к
нравственному поступку. Способный не оставаться
равнодушным к чужому горю, проявлять заботу;
Самостоятельно различающий основные
отрицательные и положительные человеческие
качества, иногда прибегая к помощи взрослого в
ситуациях морального выбора.

Человек,
семья,
дружба,
сотрудничество

Испытывающий чувство удовольствия в случае
одобрения и чувство огорчения в случае
неодобрения со стороны взрослых. Проявляющий
интерес к другим детям и способный
бесконфликтно играть рядом с ними.
Проявляющий позицию "Я сам!". Способный к
самостоятельным (свободным) активным
действиям в общении.

Проявляющий ответственность за свои действия и
поведение; принимающий и уважающий различия
между людьми. Владеющий основами речевой
культуры. Дружелюбный и доброжелательный,
умеющий слушать и слышать собеседника,
способный взаимодействовать со взрослыми и
сверстниками на основе общих интересов и дел.

ПАТРИОТИЧЕС
КОЕ

СОЦИАЛЬНОЕ

Родина,
природа.

Целевые ориентиры воспитания детей

7
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Познание

ФИЗИЧЕСКОЕ И Здоровье,
ОЗДОРОВИТЕЛЬ жизнь
НОЕ

ТРУДОВОЕ

Труд

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ Культура,
красота

Проявляющий интерес к окружающему миру.
Любознательный, активный в поведении и
деятельности.

Любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в том числе
творческом. Проявляющий активность,
самостоятельность, инициативу в познавательной,
игровой, коммуникативной и продуктивных видах
деятельности и в самообслуживании. Обладающий
первичной картиной мира на основе традиционных
ценностей.

Понимающий ценность жизни и здоровья,
владеющий основными способами укрепления
здоровья - физическая культура, закаливание,
утренняя гимнастика, личная гигиена, безопасное
поведение и другое; стремящийся к сбережению и
укреплению собственного здоровья и здоровья
окружающих. Проявляющий интерес к физическим
упражнениям и подвижным играм, стремление к
личной и командной победе, нравственные и
волевые качества.

Понимающий ценность жизни, владеющий
основными способами укрепления здоровья занятия физической культурой, закаливание,
утренняя гимнастика, соблюдение личной гигиены
и безопасного поведения и другое; стремящийся к
сбережению и укреплению собственного здоровья
и здоровья окружающих. Проявляющий интерес к
физическим упражнениям и подвижным играм,
стремление к личной и командной победе,
нравственные и волевые качества.
Демонстрирующий потребность в двигательной
деятельности. Имеющий представление о
некоторых видах спорта и активного отдыха.

Поддерживающий элементарный порядок в
окружающей обстановке. Стремящийся помогать
старшим в доступных трудовых действиях.
Стремящийся к результативности,
самостоятельности, ответственности в
самообслуживании, в быту, в игровой и других
видах деятельности (конструирование, лепка,
художественный труд, детский дизайн и другое).

Понимающий ценность труда в семье и в обществе
на основе уважения к людям труда, результатам их
деятельности. Проявляющий трудолюбие при
выполнении поручений и в самостоятельной
деятельности.

Проявляющий эмоциональную отзывчивость на
красоту в окружающем мире и искусстве.
Способный к творческой деятельности (изобразительной, декоративно-оформительской, музыкальной, словесно-речевой, театрализованной и др).

Способный воспринимать и чувствовать
прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве.
Стремящийся к отображению прекрасного в
продуктивных видах деятельности.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ.
5. Уклад ГБДОУ № 87.
Особенности уклада:
 Уклад - установившийся порядок жизни ГБДОУ, необходимый фундамент, основа и
инструмент воспитания.
 Уклад – общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся
на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и ДОУ, задающий
культуру поведения сообществ, описывающий предметно-пространственную среду,
деятельности и социокультурный контекст.
 Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка жизни ДОУ.
 Уклад способствует формированию ценностей воспитания, которые разделяются всеми
участниками образовательных отношений (воспитанниками, родителями, педагогами и
другими сотрудниками ДОУ).
Основные характеристики уклада:
 цель и смысл деятельности ДОУ, его миссия;
 принципы жизни и воспитания в ДОУ;
 образ ДОУ, особенности, символика, внешний имидж;
 отношения к воспитанникам, их родителям (законным представителям), сотрудникам и
партнерам ДОУ;
 ключевые правила ДОУ;
 традиции и ритуалы, особые нормы этикета в ДОУ;
 особенности развивающей предметно-пространственной среды, отражающие образ и ценности
ДОУ;
 социокультурный контекст, внешняя социальная и культурная среда ДОУ (учитывает
этнокультурные, конфессиональные и региональные особенности).
6. Воспитывающая среда ГБДОУ № 87.
Особенности воспитывающей среды:
 Пространство, в рамках которого происходит процесс воспитания, называется
воспитывающей средой.
 Воспитывающая среда раскрывает ценности и смыслы, заложенные в укладе.
Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания,
духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Основные характеристики воспитывающей среды:
Основными характеристиками воспитывающей среды являются её содержательная насыщенность
и структурированность. Воспитывающая среда включает совокупность различных условий
взаимодействия детей и взрослых в процессе приобщения к традиционным ценностям российского
общества.
 условия для формирования эмоционально-ценностного отношения ребёнка к окружающему
миру, другим людям, себе;
 условия для обретения ребёнком первичного опыта деятельности и поступка в соответствии с
традиционными ценностями российского общества;
 условия для становления самостоятельности, инициативности и творческого взаимодействия в
разных детско-взрослых и детско-детских общностях, включая разновозрастное детское
сообщество.
Уклад и ребенок определяют особенности воспитывающей среды. Воспитывающая среда строится

по трем линиям:
 «от взрослого», который создает предметно-пространственную среду, способствующую
воспитанию необходимых качеств, насыщая ее ценностями и смыслами;
 «от совместной деятельности ребенка и взрослого», в ходе которой формируются
нравственные, гражданские, эстетические и иные качества ребенка в процессе специально
организованного педагогического взаимодействия ребенка и взрослого, обеспечивающего
достижение поставленных воспитательных целей; воспитывающая среда направлена на
взаимодействие ребенка и взрослого, раскрывающего смыслы и ценности воспитания;
 «от ребенка», который в этой среде самостоятельно действует, творит, получает опыт
деятельности, в особенности – игровой, опыт позитивных достижений, осваивая ценности и
смыслы, заложенные взрослым.
Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности дошкольника. Во всех
возрастных группах имеются центры петербурговедения (Мой дом, детский сад, мой город, моя
страна), природы и экологии и др.; представлена тема искусства, в том числе русской народной
культуры.
7. Общности ГБДОУ № 87.
Особенности общностей:
 Общность характеризуется системой связей и отношений между людьми, основанной на
разделяемых всеми её участниками ценностных основаниях, определяющих цели совместной
деятельности.
 В ДОУ выделяются следующие общности: педагог – дети; родители (законные представители)
- ребёнок (дети); педагог - родители (законные представители).
Основные характеристики общностей:
 ценности и цели: профессионального сообщества, профессионально-родительского
сообщества и детско-взрослой общности;
 особенности организации всех общностей и их роль в процессе воспитания детей.
 особенности обеспечения возможности разновозрастного взаимодействия детей.
Профессиональная общность:
– это устойчивая система связей и отношений между всеми сотрудниками ДОУ: все они разделяют
ценности, которые заложены в основу Программы воспитания. Основа эффективности
профессиональной общности - рефлексия собственной профессиональной деятельности.
Воспитатель, а также другие сотрудники должны:
 быть примером в формировании ценностных ориентиров, примером норм общения и
поведения;
 мотивировать детей к общению друг с другом, поощрять даже самые незначительные
стремления к общению и взаимодействию;
 поощрять детскую дружбу, стараться, чтобы дружба между отдельными детьми внутри группы
сверстников принимала общественную направленность;
 заботиться о том, чтобы дети непрерывно приобретали опыт общения на основе чувства
доброжелательности;
 содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить проявлять чуткость к
сверстникам, побуждать детей сопереживать, беспокоиться, проявлять внимание к
заболевшему товарищу;
 воспитывать в детях такие качества личности, которые помогают влиться в общество
сверстников (организованность, общительность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность

и пр.);
 учить детей совместной деятельности, насыщать их жизнь событиями, которые сплачивали бы
и объединяли ребят;
 воспитывать в детях чувство ответственности перед группой за свое поведение.
Профессионально-родительская общность
включает сотрудников ДОУ и всех взрослых членов семей воспитанников: всех их связывают общие
ценности, цели развития и воспитания детей и уважение друг к другу. Основная задача –
объединение усилий по воспитанию ребенка в семье и в ДОУ. Зачастую поведение ребенка сильно
различается дома и в ДОУ. Без совместного обсуждения воспитывающими взрослыми особенностей
ребенка невозможно выявление и в дальнейшем создание условий, которые необходимы для его
оптимального и полноценного развития и воспитания.
Детско-взрослая общность:
 для нее характерно содействие друг другу, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и
взаимное уважение, отношение к ребенку как к полноправному человеку, наличие общих
симпатий, ценностей и смыслов у всех участников общности.
 Детско-взрослая общность - источник и механизм воспитания ребенка. Находясь в общности,
ребенок сначала приобщается к тем правилам и нормам, которые вносят взрослые в общность,
а затем эти нормы усваиваются ребенком и становятся его собственными.
 Общность строится и задается системой связей и отношений ее участников. В каждом возрасте
и каждом случае она будет обладать своей спецификой в зависимости от решаемых
воспитательных задач.
Детская общность.
 Общество сверстников – необходимое условие полноценного развития личности ребенка.
Здесь он непрерывно приобретает способы общественного поведения, под руководством
воспитателя учится умению дружно жить, сообща играть, трудиться, заниматься, достигать
поставленной цели.
 Чувство приверженности к группе сверстников рождается тогда, когда ребенок впервые
начинает понимать, что рядом с ним такие же, как он сам, что свои желания необходимо
соотносить с желаниями других.
 Воспитатель должен воспитывать у детей навыки и привычки поведения, качества,
определяющие характер взаимоотношений ребенка с другими людьми и его успешность в том
или ином сообществе. Поэтому так важно придать детским взаимоотношениям дух
доброжелательности, развивать у детей стремление и умение помогать как старшим, так и друг
другу, оказывать сопротивление плохим поступкам, общими усилиями достигать
поставленной цели.
 В детском саду ребенку надо предоставлять возможность взаимодействия как со старшими,
так и с младшими детьми. Включенность ребенка в отношения со старшими, помимо
подражания и приобретения нового, рождает опыт послушания, следования общим для всех
правилам, нормам поведения и традициям. Отношения с младшими – это возможность для
ребенка стать авторитетом и образцом для подражания, а также пространство для воспитания
заботы и ответственности.

Культура поведения воспитателя в общностях как значимая составляющая уклада.
Культура поведения взрослых в детском саду направлена на создание воспитывающей среды
как условия решения возрастных задач воспитания. Общая психологическая атмосфера,
эмоциональный настрой группы, спокойная обстановка, отсутствие спешки, разумная
сбалансированность планов – это необходимые условия нормальной жизни и развития детей.
Воспитатель должен соблюдать кодекс нормы профессиональной этики и поведения:
 педагог всегда выходит навстречу родителям и приветствует родителей и детей первым;
 улыбка – всегда обязательная часть приветствия;
 педагог описывает события и ситуации, но не даёт им оценки;
 педагог не обвиняет родителей и не возлагает на них ответственность за поведение детей в
детском саду;
 тон общения ровный и дружелюбный, исключается повышение голоса;
 уважительное отношение к личности воспитанника;
 умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему;
 умение видеть и слышать воспитанника, сопереживать ему;
 уравновешенность и самообладание, выдержка в отношениях с детьми;
 умение быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то же время не
торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
 умение сочетать мягкий эмоциональный и деловой тон в отношениях с детьми;
 умение сочетать требовательность с чутким отношением к воспитанникам;
 знание возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
 соответствие внешнего вида статусу воспитателя детского сада.
8. Задачи воспитания в образовательных областях.
Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного возраста
всех образовательных областей, обозначенных в ФГОС ДО Соотнесение направлений воспитания и образовательных областей:
Направления
воспитания

Образовательные области
Социальнокоммуникатив
ное развитие

Познавательно
е развитие

патриотическое





духовно-нравственное



социальное



Речевое
развитие

Художественн
о-эстетическое
развитие




познавательное



физическое и
оздоровительное
трудовое
эстетическое

Физическое
развитие






Решение задач воспитания в рамках образовательных областей:
Образовательная область «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
Приобщение
к ценностям

Решаемые задачи направлений воспитания

патриотическое, духовно-нравственное, социальное, трудовое

 воспитание любви к своей семье, своему населенному пункту, родному
краю, своей стране;
Природа.
 воспитание уважительного отношения к ровесникам, родителям (законным
Жизнь.
представителям), соседям, другим людям вне зависимости от их этнической
принадлежности;
Милосердие.
 воспитание ценностного отношения к культурному наследию своего
Добро
народа, к нравственным и культурным традициям России;
Человек.
 содействие становлению целостной картины мира, основанной на
Семья.
представлениях о добре и зле, прекрасном и безобразном, правдивом и
ложном;
Дружба.
 воспитание социальных чувств и навыков: способности к сопереживанию,
Сотрудниобщительности, дружелюбия, сотрудничества, умения соблюдать правила,
чество
активной личностной позиции.

создание условий для возникновения у ребёнка нравственного, социально
Труд
значимого поступка, приобретения ребёнком опыта милосердия и заботы;
 поддержка трудового усилия, привычки к доступному дошкольнику
напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения
трудовой задачи;
 формирование способности бережно и уважительно относиться к
результатам своего труда и труда других людей.
Образовательная область «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Родина.

Приобщение к
ценностям

Родина
Природа.
Познание

Решаемые задачи направлений воспитания




Человек



Семья




патриотическое, познавательное
воспитание отношения к знанию как ценности, понимание значения
образования для человека, общества, страны;
приобщение к отечественным традициям и праздникам, к истории и
достижениям родной страны, к культурному наследию народов России;
воспитание уважения к людям - представителям разных народов России
независимо от их этнической принадлежности;
воспитание уважительного отношения к государственным символам страны
(флагу, гербу, гимну);
воспитание бережного и ответственного отношения к природе родного
края, родной страны, приобретение первого опыта действий по сохранению
природы.
Образовательная область «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Приобщение к
ценностям

Культура
Красота

Решаемые задачи направлений воспитания

социальное, эстетическое
 владение формами речевого этикета, отражающими принятые в обществе
правила и нормы культурного поведения;
 воспитание отношения к родному языку как ценности, умения чувствовать
красоту языка, стремления говорить красиво (на правильном, богатом,
образном языке).

Образовательная область «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Приобщение к
ценностям

Красота

Решаемые задачи направлений воспитания



Культура
Человек
Природа






эстетическое
воспитание эстетических чувств (удивления, радости, восхищения, любви)
к различным объектам и явлениям окружающего мира (природного,
бытового, социокультурного), к произведениям разных видов, жанров и
стилей искусства (в соответствии с возрастными особенностями);
приобщение к традициям и великому культурному наследию российского
народа, шедеврам мировой художественной культуры с целью раскрытия
ценностей "Красота", "Природа", "Культура";
становление эстетического, эмоционально-ценностного отношения к
окружающему миру для гармонизации внешнего мира и внутреннего мира
ребёнка;
формирование целостной картины мира на основе интеграции
интеллектуального и эмоционально-образного способов его освоения
детьми;
создание условий для выявления, развития и реализации творческого
потенциала каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, поддержка
его готовности к творческой самореализации и сотворчеству с другими
людьми (детьми и взрослыми).

Образовательная область «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Приобщение к
ценностям

Жизнь
Здоровье

Решаемые задачи направлений воспитания

физическое и оздоровительное
 формирование у ребёнка возрастосообразных представлений о жизни,
здоровье и физической культуре;
 становление эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу
жизни, интереса к физическим упражнениям, подвижным играм,
закаливанию организма, к овладению гигиеническим нормам и правилами;
 воспитание активности, самостоятельности, уверенности, нравственных и
волевых качеств.

9. Формы совместной деятельности в ГБДОУ.
Работа с родителями (законными представителями).
Работа с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста должна
строиться на принципах ценностного единства и сотрудничества всех субъектов
социокультурного окружения ДОУ.
Виды и формы деятельности по организации сотрудничества педагогов и родителей (законных
представителей), используемые в ДОУ в процессе воспитательной работы:
родительское собрание; педагогические лектории; мастер-классы;
(возможные формы: круглые столы; родительские клубы; иные формы).
События ГБДОУ.
Событие предполагает взаимодействие ребёнка и взрослого, в котором активность взрослого
приводит к приобретению ребёнком собственного опыта переживания той или иной ценности.

Событие – это форма совместной деятельности ребенка и взрослого. Для того чтобы стать
значимой, каждая ценность воспитания должна быть понята, раскрыта и принята ребенком
совместно с другими людьми в значимой для него общности. Этот процесс происходит стихийно,
но для того, чтобы вести воспитательную работу, он должен быть направлен взрослым.
Воспитательное событие – это спроектированная взрослым образовательная ситуация.
В каждом воспитательном событии педагог продумывает смысл реальных и возможных
действий детей и смысл своих действий в контексте задач воспитания. Событийным может быть
не только организованное мероприятие, но и спонтанно возникшая ситуация, и любой
режимный момент, традиции утренней встречи детей, индивидуальная беседа, общие дела,
совместно реализуемые проекты и прочее.
Проектирование событий позволяет построить целостный годовой цикл воспитательной работы
на основе традиционных ценностей российского общества. Это поможет каждому педагогу
спроектировать работу с группой в целом, с подгруппами детей, с каждым ребёнком.
Планируемые и подготовленные педагогом воспитательные события проектируются в
соответствии с календарным планом воспитательной работы ДОУ, группы, ситуацией развития
конкретного ребенка.
События проектируются в следующих формах:








проекты воспитательной направленности;
праздники;
общие дела;
ритмы жизни (утренний и вечерний круг, прогулка);
режимные моменты (прием пищи, подготовка ко сну и прочее);
свободная игра;
свободная деятельность детей.

События проектируются по следующим линиям:
 разработка и реализация значимых событий в ведущих видах деятельности
(детско-взрослый спектакль, построение эксперимента, совместное конструирование,
спортивные игры и др.);
 проектирование встреч, общения детей со старшими, младшими, ровесниками,
с взрослыми, с носителями воспитательно значимых культурных практик (искусство,
литература, прикладное творчество и т. д.), профессий, культурных традиций народов
России;
 создание творческих детско-взрослых проектов (празднование Дня Победы
с изготовлением поздравлений петербуржцам, «дворовые игры на участке» - совместные
хороводные и др. игры детей разного возраста или «театр в детском саду» – показ спектакля
для детей из соседней группы и т. д.).
Совместная деятельность в образовательных ситуациях.
Совместная деятельность в образовательных ситуациях является ведущей формой организации
совместной деятельности взрослого и ребёнка по освоению образовательной программы
дошкольного образования, в рамках которой возможно решение конкретных задач воспитания.
Воспитание в образовательной деятельности осуществляется в течение всего времени
пребывания ребёнка в ДОУ.
К основным видам организации совместной деятельности в образовательных ситуациях в ДОУ

относятся:
 ситуативная беседа, рассказ, советы, вопросы;
 социальное моделирование, воспитывающая (проблемная) ситуация, составление рассказов
из личного опыта;
 чтение художественной литературы с последующим обсуждением и выводами, сочинение
рассказов, историй, сказок, заучивание и чтение стихов наизусть;
 разучивание и исполнение песен, театрализация, драматизация, этюды-инсценировки;
 рассматривание и обсуждение картин и книжных иллюстраций, просмотр видеороликов,
презентаций, мультфильмов;
 организация выставок (книг, репродукций картин, тематических или авторских, детских
поделок и тому подобное),
 экскурсии (в музей, в общеобразовательную организацию и тому подобное), посещение
спектаклей, выставок;
 игровые методы (игровая роль, игровая ситуация, игровое действие и другие);
 демонстрация собственной нравственной позиции педагогом, личный пример педагога,
приучение к вежливому общению, поощрение (одобрение, тактильный контакт, похвала,
поощряющий взгляд).
Организация предметно-пространственной среды.
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды предусматривает
совместную деятельность педагогов, обучающихся, других участников образовательных
отношений по её созданию, поддержанию, использованию в воспитательном процессе:
 знаки и символы государства, региона, населенного пункта и ДОУ;
 компоненты среды, отражающие региональные, этнографические и другие особенности
социокультурных условий, в которых находится ДОУ;
 компоненты среды, отражающие экологичность, природосообразность и безопасность;
 компоненты среды, обеспечивающие детям возможность общения, игры и совместной
деятельности;
 компоненты среды, отражающие ценность семьи, людей разных поколений, радость
общения с семьей;
 компоненты среды, обеспечивающие ребёнку возможность познавательного развития,
экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывающие красоту знаний,
необходимость научного познания, формирующие научную картину мира;
 компоненты среды, обеспечивающие ребёнку возможность посильного труда, а также
отражающие ценности труда в жизни человека и государства;
 компоненты среды, обеспечивающие ребёнку возможности для укрепления здоровья,
раскрывающие смысл здорового образа жизни, физической культуры и спорта;
 компоненты среды, предоставляющие ребёнку возможность погружения в культуру России,
знакомства с особенностями традиций многонационального российского народа.
Вся среда ДОУ должна быть гармоничной и эстетически привлекательной.
При выборе материалов и игрушек для ППС необходимо ориентироваться на продукцию
отечественных и территориальных производителей. Игрушки, материалы и оборудование
должны соответствовать возрастным задачам воспитания детей дошкольного возраста и иметь
документы, подтверждающие соответствие требованиям безопасности.
Социальное партнерство.
Реализация воспитательного потенциала социального партнерства предусматривает:
 участие представителей организаций-партнеров в проведении отдельных мероприятий (дни

открытых дверей, государственные и региональные, праздники, торжественные
мероприятия и тому подобное);
 участие представителей организаций-партнеров в проведении занятий в рамках
дополнительного образования;
 проведение на базе организаций-партнеров различных мероприятий, событий и акций
воспитательной направленности;
 реализация различных проектов воспитательной направленности, совместно
разрабатываемых детьми, родителями (законными представителями) и педагогами с
организациями-партнерами.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ.
10. Кадровое обеспечение.
ДОУ укомплектовано квалифицированными кадрами: руководящими (заведующий ГБДОУ,
заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе, заведующий хозяйством);
педагогическими ( воспитатели, старший воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по
физической культуре, учитель-логопед); вспомогательными работниками (помощники
воспитателей); хозяйственными работниками, в том числе персоналом пищеблока.
Реализация Программы осуществляется педагогическими работниками при участии всех
сотрудников ДОУ и родителей воспитанников.
В целях привлечения специалистов других организаций (образовательных, социальных) заключены
договора c социальными партнерами.
11. Нормативно-методическое обеспечение.
Нормативно обеспечение (локальные акты ГБДОУ № 87 ):
Документы

Деятельность участников образовательных
отношпений

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО НАПОЛНЕНИЯ (УКЛАДА)
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГБДОУ № 87
Администрация ГБДОУ отвечает за разработку
нормативно-правовых актов.
Устав ГБДОУ, правила трудового распорядка, Сотрудники учреждения, через работу Общего
правила внутреннего распорядка
собрания
образовательного
учреждения,
обучающихся, локальные акты по основным
Педагогического
Совета
участвуют
в
вопросам организации и осуществления
обсуждении и принятии.
образовательной деятельности.
Родители
(законные
представители)
высказывают своё мотивированное мнение
через работу в Совете родителей.
ОТРАЖЕНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО НАПОЛНЕНИЯ (УКЛАДА)
В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГБДОУ № 87
Педагогический коллектив разрабатывает и
Образовательная программа дошкольного
проектирует образовательную
программу
образования, рабочая программа воспитания:
дошкольного
образования
и
(или)
 специфику организации видов
адаптированную образовательную программу
деятельности;
дошкольного образования, рабочую программу
 обустройство развивающей предметновоспитания.

пространственной среды;
 организация режима дня;
 традиции;
 праздники и мероприятия.

Родители
(законные
представители)
принимают участие в проектировании части,
формируемой участниками образовательных
отношений
образовательной
программы
дошкольного
образования
и
(или)
адаптированной образовательной программы
дошкольного образования, рабочей программы
воспитания.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИНЯТИЯ ВСЕМИ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОТНОШЕНИЙ УКЛАДА ГБДОУ.

Квалификационные требования к должностям в Педагогические
кадры
обеспечивают
соответствии с штатным расписанием.
своевременное повышение квалификации или
переподготовки
по
необходимости;
прохождение аттестации в соответствии со
сроками.
Договор об образовании с родителями При
поступлении
в
образовательное
(законными представителями).
учреждение между родителями (законными
представителями) и ГБДОУ заключается
договор.
Договоры о сотрудничестве с организациями- Проектирование совместных проектов с
партнёрами.
организациями-партнёрами.
Локальные акты, определяющие уклад – ценностно-смысловое наполнение
жизнедеятельности ГБДОУ № 87:
Устав ГБДОУ детского сада № 87 Фрунзенского района Санкт-Петербурга, утвержденного
распоряжением Комитета по образованию от 10.08.2015 № 3872-р (внесен в ЕГРЮЛ 10.09.2015).
Правила внутреннего распорядка воспитанников ГБДОУ детского сада № 87 Фрунзенского района
Санкт-Петербурга, утвержденные приказом от 12.01.2021 № 1-ОД.
Правила внутреннего трудового распорядка ГБДОУ детского сада № 87 Фрунзенского района
Санкт-Петербурга, утвержденные приказом от 28.02.2022 № 11-ОД.
Кодекс этики и служебного поведения работников ГБДОУ детского сада № 87 Фрунзенского
района Санкт-Петербурга, утвержденный приказом от 10.11.2021 № 54-ОД.
Приказ «Об ответственности сотрудников за охрану жизни и здоровья воспитанников в … учебном
году», издаваемый ежегодно.
Договора с организациями-партнерами:
Заключен договор–соглашение о совместной деятельности (сотрудничестве) с Государственным
бюджетным учреждением дополнительного образования Центр психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи Фрунзенского района Санкт-Петербурга. Педагоги-психологи
ЦППМСП проводят обследование детей, посещающих подготовительные к школе группы, с целью
определения уровня интеллектуальной, субъективной (предпосылки учебных умений) и личностной
(зрелость системы отношений) готовности к обучению в школе; а также консультирование
педагогов и родителей, лекция для родителей, семинары-практикумы для педагогов по вопросам
воспитания дошкольников.
Заключен договор о сотрудничестве и сетевом взаимодействии в направлении профилактики
детского дорожно-транспортного травматизма с Районным центром по профилактике детского

дорожно-транспортного травматизма (структурное подразделение Государственное бюджетное
учреждение дополнительного образования Центр детского (юношеского) технического творчества
Фрунзенского района Санкт-Петербурга «Мотор»). Воспитанники ДОУ участвуют в
мероприятиях, организуемых ЦДЮТТ. Также через ЦДЮТТ периодически поступает информация
для родителей по профилактике дорожно-транспортного травматизма, в том числе
видеообращения Отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения
УМВД России по Фрунзенскому району г. Санкт-Петербурга к родителям несовершеннолетних.
Информматериалы для родителей размещаются на официальном сайте ГБДОУ, передаются в
родительские группы в мессенджерах.
Заключен договор о сотрудничестве в области гражданского и патриотического воспитания с
Государственным бюджетным учреждением дополнительного образования Дворец детского
(юношеского) творчества Фрунзенского района Санкт-Петербурга. Воспитанники ГБДОУ
принимают участие в социальных акциях, организуемых на базе ДДЮТ: Открытка петербуржцам к
Дню снятия блокады Ленинграда. Солдатский треугольник. Подарок солдату. И др.
А также участвуют в конкурсах: Азбука безопасности. Россия: прошлое, настоящее и будущее.
Заключен договор о сетевом взаимодействии и сотрудничестве с дошкольными учреждениями
района в рамках малого районного методобъединения № 4: ГБДОУ №№ 60, 62, 66, 74, 75, 77,
80, 91, 111, 117 и ОДО школы № 296 в целях обмена опытом через открытые мероприятия.
Для педагогов ММО № 4 проводятся открытые занятия и семинары.
Методическое обеспечение реализации Рабочей программы воспитания:
Направление
воспитания

Литература

Ценности в его основе
Все направления
воспитания

Воспитателю о воспитании детей 5–7 лет в детском саду и семье:
Практическое руководство по реализации Программы воспитания
/Авторский коллектив И. А. Лыкова, А. Б. Теплова, Н. М. Родина, А.
А. Буянов, А. В.Бояринцева, О. С. Ушакова. — [Электронный ресурс].
М.: ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания
Российской академии образования», 2022 – 2023. URL:
https://институтвоспитания.рф/programmy-vospitaniya/programmyvospitaniya-doo/prakticheskoe-rukovodstvo-vospitatelyu-o-vospitanii/

Патриотическое



РОДИНА, ПРИРОДА.





Солнцева О.В., Коренева-Леонтьева Е.В. Город-сказка, городбыль. Знакомим дошкольников с Санкт-Петербургом.— СПб:
Речь, 2013.
Алифанова Г.Т. Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет. –
СПб: Паритет. 2005.
Ривина Е.К. Российская символика.– М: Аркти. 2004.
О.Л.Князева, М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам
русской народной культуры. - СПб: Детство-пресс, 2004.
О.А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию! .– СПб: Детствопресс, 2006.



Медиапроект
«Поликультурный
Санкт-Петербург»:
https://ethnospb.ru/p4/index.htm
– онлайн-версия
пособия «Этнокалендарь Санкт-Петербурга 20..».

Социальное



ЧЕЛОВЕК, СЕМЬЯ,
ДРУЖБА,
СОТРУДНИЧЕСТВО



Т.И.Бабаева, Т.А.Березина, Л.С.Римашевская. Социализация. –
СПб: Детство-пресс, 2013.
О.В.Акулова, О.В.Солнцева. Социализация. Игра. – СПб: Детствопресс, 2013.
Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова.
Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со
взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет). – СПб:
Детство-пресс, 2001.
Развитие речи детей 3-4 (4-5 лет, 5-6 лет, 6-7) лет /Авторысоставители О.С.Ушакова, Е.М. Струнина. – М: Вентана-Граф,
2008.
Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения,
конспекты занятий/ Под ред. О.С.Ушаковой.– М: ТЦ Сфера, 2009.

Духовно-нравственное
ЖИЗНЬ,
МИЛОСЕРДИЕ,
ДОБРО





Познавательное
ПОЗНАНИЕ

Физическое и
оздоровительное
ЗДОРОВЬЕ, ЖИЗНЬ










ТРУД




Эстетическое



Трудовое

КУЛЬТУРА, КРАСОТА




З.А.Михайлова, М.Н.Полякова, Т.А.Ивченко и др. Познание.–
СПб: Детство-пресс – М: ТЦ Сфера, 2013.
О.В. Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина. Неизведанное
рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.
– М: ТЦ Сфера, 2005.
Т.С.Грядкина. Физическая культура. – СПб: Детство-пресс, 2013.
В.А.Деркунская. Здоровье – СПб: Детство-пресс – М: ТЦ Сфера,
2012.
В.А.Деркунская, Т.Г.Гусарова, В.А.Новицкая и др. Безопасность. –
СПб: Детство-пресс – М: ТЦ Сфера, 2012.
Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. Безопасность. – СПб:
Детство-пресс, 2002.
К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др. Как
обеспечить безопасность дошкольников. – М: Просвещение, 2001.
М.В.Крулехт, А.А.Крулехт. Труд. – СПб: Детство-пресс, 2012.
А.А.Смоленцева. Введение в мир экономики или Как мы играем в
экономику. – СПб: Детство-пресс, 2001.
О.В.Акулова, Л.М.Гурович. Чтение художественной литературы. СПб: Детство-пресс, 2012.
А.М.Вербенец. Художественное творчество.– СПб: Детство-пресс
– М: ТЦ Сфера, 2012.
И.М.Каплунова., И.А.Новоскольцева. Ладушки: Праздник каждый
день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного
возраста.– СПб: Композитор, 2000.

12. Требования к условиям работы с особыми категориями детей.
По своим основным задачам воспитательная работа в ДОУ не зависит от наличия (отсутствия) у
ребёнка особых образовательных потребностей. В основе процесса воспитания детей в ДОУ лежат
традиционные ценности российского общества.
Необходимо создавать особые условия воспитания для отдельных категорий обучающихся,
имеющих особые образовательные потребности: дети с инвалидностью, дети с ограниченными
возможностями здоровья, дети из социально уязвимых групп (воспитанники детских домов, дети
из семей мигрантов, и так далее), одаренные дети и другие категории.
Инклюзия подразумевает готовность образовательной системы принять любого ребёнка
независимо от его особенностей (психофизиологических, социальных, психологических,
этнокультурных, национальных, религиозных и других) и обеспечить ему оптимальную
социальную ситуацию развития.
Условий, обеспечивающих достижение целевых ориентиров в работе с особыми категориями
детей:
1) направленное на формирование личности взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее
создание таких ситуаций, в которых каждому ребёнку с особыми образовательными
потребностями предоставляется возможность выбора деятельности, партнера и средств;
учитываются особенности деятельности, средств её реализации, ограниченный объем личного
опыта детей особых категорий;
2) формирование игры как важнейшего фактора воспитания и развития ребёнка с особыми
образовательными потребностями, с учётом необходимости развития личности ребёнка, создание
условий для самоопределения и социализации детей на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения;
3) создание воспитывающей среды, способствующей личностному развитию особой категории
дошкольников, их позитивной социализации, сохранению их индивидуальности, охране и
укреплению их здоровья и эмоционального благополучия;
4) доступность воспитательных мероприятий, совместных и самостоятельных, подвижных и
статичных форм активности с учётом особенностей развития и образовательных потребностей
ребёнка; речь идет не только о физической доступности, но и об интеллектуальной, когда
созданные условия воспитания и применяемые правила должны быть понятны ребёнку с особыми
образовательными потребностями;
5) участие семьи как необходимое условие для полноценного воспитания ребёнка дошкольного
возраста с особыми образовательными потребностями.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».