Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 87 Фрунзенского района Санкт-Петербурга РАЗРАБОТАНА И ПРИНЯТА решением Педагогического совета ГБДОУ детский сад № 87 Фрунзенского района Санкт-Петербурга протокол от 22.08.2023г. № 1 УТВЕРЖДЕНА заведующим ГБДОУ детский сад № 87 Фрунзенского района Санкт-Петербурга ________________ Л.С.Буклинова. Приказ от 22.08.2023 г. № 24-ОД с учётом мнения Совета родителей (законных представителей) воспитанников ГБДОУ детский сад № 87 Фрунзенского района Санкт-Петербурга протокол от 22.08.2023г. № 1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 87 Фрунзенского района Санкт-Петербурга (ГБДОУ детский сад № 87 Фрунзенского района Санкт-Петербурга) Санкт-Петербург 2023 год 2 Рабочая программа воспитания ФОП ДО п.29.1-4 Рабочая программа воспитания входит в «Содержательный раздел» Образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ, разработана в соответствии с Федеральной программой воспитания, раскрывает задачи и направления воспитательной работы. Основу воспитания на всех уровнях, начиная с дошкольного, составляют традиционные ценности российского общества. Традиционные ценности - это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России. Вся система ценностей российского народа отражена в содержании воспитательной работы ДОУ, в соответствии с возрастными особенностями детей: Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания. Ценности милосердие, жизнь, добро - в основе духовно-нравственного направления воспитания Ценности человек, семья, дружба, сотрудничество - в основе социального направления воспитания. Ценность познание - в основе познавательного направления воспитания. Ценности жизнь и здоровье - в основе физического и оздоровительного направления воспитания. Ценность труд лежит в основе трудового направления воспитания. Ценности культура и красота лежат в основе эстетического направления воспитания. Целевые ориентиры воспитания представлены как возрастные характеристики возможных достижений ребёнка, которые соотнесены с портретом выпускника ДОУ и с традиционными ценностями российского общества. Структура Программы воспитания включает три раздела: целевой, содержательный и организационный. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ. 1. Общая цель воспитания. Общая цель воспитания в ДОУ - личностное развитие каждого ребёнка с учётом его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе традиционных ценностей российского общества, что предполагает: формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях российского народа, социально приемлемых нормах и правилах поведения; формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и социокультурному), другим людям, самому себе; становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с традиционными ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами. 2. Общие задачи воспитания в ДОУ: содействовать развитию личности, основанному на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом; способствовать становлению нравственности, основанной на духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести; создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребёнка, его готовности к творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию; осуществлять поддержку позитивной социализации ребёнка посредством проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды, создания воспитывающих общностей. 3. Направления воспитания. Направление воспитания Цель направления Ценности в основе направления Направленность работы по направлению ПАТРИОТИЧЕСКОЕ содействовать формированию у ребёнка личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника Отечества и творца (созидателя), ответственного за будущее своей страны Родина и природа. Чувство патриотизма возникает у ребёнка вследствие воспитания у него нравственных качеств, интереса, чувства любви и уважения к своей стране - России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, ощущения принадлежности к своему народу. Патриотическое направление воспитания базируется на идее патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и её уклада, народных и семейных традиций. Работа по патриотическому воспитанию предполагает: формирование "патриотизма наследника", испытывающего чувство гордости за наследие своих предков (предполагает приобщение детей к истории, культуре и традициям нашего народа: отношение к труду, семье, стране и вере); "патриотизма защитника", стремящегося сохранить это наследие (предполагает развитие у детей готовности преодолевать трудности ради своей семьи, малой родины); "патриотизма созидателя и творца", устремленного в будущее, уверенного в благополучии и процветании своей Родины (предполагает конкретные каждодневные дела, направленные, например, на поддержание чистоты и порядка, опрятности и аккуратности, а в дальнейшем на развитие всего своего населенного пункта, района, края, Отчизны в целом). ДУХОВНОНРАВСТВЕННОЕ СОЦИАЛЬНОЕ формирование жизнь, милосердие, способности к добро духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, индивидуальноответственному поведению. направлено на развитие ценностно-смысловой сферы дошкольников на основе творческого взаимодействия в детско-взрослой общности, содержанием которого является освоение социокультурного опыта в его культурноисторическом и личностном аспектах. формирование ценностного отношения детей к семье, другому В дошкольном детстве ребёнок начинает осваивать все многообразие социальных отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться семья, дружба, человек и 4 человеку, развитие дружелюбия, умения находить общий язык с другими людьми. сотрудничество правилам, нести ответственность за свои поступки, действовать в интересах других людей. Формирование ценностно-смыслового отношения ребёнка к социальному окружению невозможно без грамотно выстроенного воспитательного процесса, в котором проявляется личная социальная инициатива ребёнка в детско-взрослых и детских общностях. Важной составляющей социального воспитания является освоение ребёнком моральных ценностей, формирование у него нравственных качеств и идеалов, способности жить в соответствии с моральными принципами и нормами и воплощать их в своем поведении. Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство - уважение к человеку, к законам человеческого общества. Конкретные представления о культуре поведения усваиваются ребёнком вместе с опытом поведения, с накоплением нравственных представлений, формированием навыка культурного поведения. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ формирование ценности познания. познание В ДОО проблема воспитания у детей познавательной активности охватывает все стороны воспитательного процесса и является непременным условием формирования умственных качеств личности, самостоятельности и инициативности ребёнка. Познавательное и духовно-нравственное воспитание должны осуществляться в содержательном единстве, так как знания наук и незнание добра ограничивает и деформирует личностное развитие ребёнка. Значимым является воспитание у ребёнка стремления к истине, становление целостной картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности человека. 5 формирование ФИЗИЧЕСКОЕ И жизнь и здоровье ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ценностного отношения детей к здоровому образу жизни, овладение элементарными гигиеническими навыками и правилами безопасности. основано на идее охраны и укрепления здоровья детей, становления осознанного отношения к жизни как основоположной ценности и здоровью как совокупности физического, духовного и социального благополучия человека. ТРУДОВОЕ формирование ценностного отношения детей к труду, трудолюбию и приобщение ребёнка к труду. труд направлено на формирование и поддержку привычки к трудовому усилию, к доступному напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи; стремление приносить пользу людям. Повседневный труд постепенно приводит детей к осознанию нравственной стороны труда. Самостоятельность в выполнении трудовых поручений способствует формированию ответственности за свои действия. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ способствовать становлению у ребёнка ценностного отношения к красоте. культура, красота направлено на воспитание любви к прекрасному в окружающей обстановке, в природе, в искусстве, в отношениях, развитие у детей желания и умения творить. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной составляющих внутреннего мира ребёнка. Искусство делает ребёнка отзывчивее, добрее, обогащает его духовный мир, способствует воспитанию воображения, чувств. Красивая и удобная обстановка, чистота помещения, опрятный вид детей и взрослых содействуют воспитанию художественного вкуса. 6 4. Целевые ориентиры воспитания. Деятельность воспитателя нацелена на перспективу становления личности и развития ребёнка. Поэтому планируемые результаты представлены в виде целевых ориентиров как обобщенные "портреты" ребёнка к концу раннего и дошкольного возрастов. В соответствии с ФГОС ДО оценка результатов воспитательной работы не осуществляется, так как целевые ориентиры основной образовательной программы дошкольного образования не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Направление воспитания Ценности в основе направлен ия раннего возраста на этапе завершения освоения программы. (к трем годам). Проявляющий привязанность к близким людям, бережное отношение к живому Любящий свою малую родину и имеющий представление о своей стране - России, испытывающий чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям. Жизнь, ДУХОВНОНРАВСТВЕННОЕ милосердие, добро Способный понять и принять, что такое "хорошо" и "плохо". Проявляющий сочувствие, доброту. Различающий основные проявления добра и зла, принимающий и уважающий традиционные ценности, ценности семьи и общества, правдивый, искренний, способный к сочувствию и заботе, к нравственному поступку. Способный не оставаться равнодушным к чужому горю, проявлять заботу; Самостоятельно различающий основные отрицательные и положительные человеческие качества, иногда прибегая к помощи взрослого в ситуациях морального выбора. Человек, семья, дружба, сотрудничество Испытывающий чувство удовольствия в случае одобрения и чувство огорчения в случае неодобрения со стороны взрослых. Проявляющий интерес к другим детям и способный бесконфликтно играть рядом с ними. Проявляющий позицию "Я сам!". Способный к самостоятельным (свободным) активным действиям в общении. Проявляющий ответственность за свои действия и поведение; принимающий и уважающий различия между людьми. Владеющий основами речевой культуры. Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, способный взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел. ПАТРИОТИЧЕС КОЕ СОЦИАЛЬНОЕ Родина, природа. Целевые ориентиры воспитания детей 7 ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Познание ФИЗИЧЕСКОЕ И Здоровье, ОЗДОРОВИТЕЛЬ жизнь НОЕ ТРУДОВОЕ Труд ЭСТЕТИЧЕСКОЕ Культура, красота Проявляющий интерес к окружающему миру. Любознательный, активный в поведении и деятельности. Любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в том числе творческом. Проявляющий активность, самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности и в самообслуживании. Обладающий первичной картиной мира на основе традиционных ценностей. Понимающий ценность жизни и здоровья, владеющий основными способами укрепления здоровья - физическая культура, закаливание, утренняя гимнастика, личная гигиена, безопасное поведение и другое; стремящийся к сбережению и укреплению собственного здоровья и здоровья окружающих. Проявляющий интерес к физическим упражнениям и подвижным играм, стремление к личной и командной победе, нравственные и волевые качества. Понимающий ценность жизни, владеющий основными способами укрепления здоровья занятия физической культурой, закаливание, утренняя гимнастика, соблюдение личной гигиены и безопасного поведения и другое; стремящийся к сбережению и укреплению собственного здоровья и здоровья окружающих. Проявляющий интерес к физическим упражнениям и подвижным играм, стремление к личной и командной победе, нравственные и волевые качества. Демонстрирующий потребность в двигательной деятельности. Имеющий представление о некоторых видах спорта и активного отдыха. Поддерживающий элементарный порядок в окружающей обстановке. Стремящийся помогать старшим в доступных трудовых действиях. Стремящийся к результативности, самостоятельности, ответственности в самообслуживании, в быту, в игровой и других видах деятельности (конструирование, лепка, художественный труд, детский дизайн и другое). Понимающий ценность труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда, результатам их деятельности. Проявляющий трудолюбие при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности. Проявляющий эмоциональную отзывчивость на красоту в окружающем мире и искусстве. Способный к творческой деятельности (изобразительной, декоративно-оформительской, музыкальной, словесно-речевой, театрализованной и др). Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве. Стремящийся к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ. 5. Уклад ГБДОУ № 87. Особенности уклада: Уклад - установившийся порядок жизни ГБДОУ, необходимый фундамент, основа и инструмент воспитания. Уклад – общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и ДОУ, задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметно-пространственную среду, деятельности и социокультурный контекст. Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка жизни ДОУ. Уклад способствует формированию ценностей воспитания, которые разделяются всеми участниками образовательных отношений (воспитанниками, родителями, педагогами и другими сотрудниками ДОУ). Основные характеристики уклада: цель и смысл деятельности ДОУ, его миссия; принципы жизни и воспитания в ДОУ; образ ДОУ, особенности, символика, внешний имидж; отношения к воспитанникам, их родителям (законным представителям), сотрудникам и партнерам ДОУ; ключевые правила ДОУ; традиции и ритуалы, особые нормы этикета в ДОУ; особенности развивающей предметно-пространственной среды, отражающие образ и ценности ДОУ; социокультурный контекст, внешняя социальная и культурная среда ДОУ (учитывает этнокультурные, конфессиональные и региональные особенности). 6. Воспитывающая среда ГБДОУ № 87. Особенности воспитывающей среды: Пространство, в рамках которого происходит процесс воспитания, называется воспитывающей средой. Воспитывающая среда раскрывает ценности и смыслы, заложенные в укладе. Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания, духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Основные характеристики воспитывающей среды: Основными характеристиками воспитывающей среды являются её содержательная насыщенность и структурированность. Воспитывающая среда включает совокупность различных условий взаимодействия детей и взрослых в процессе приобщения к традиционным ценностям российского общества. условия для формирования эмоционально-ценностного отношения ребёнка к окружающему миру, другим людям, себе; условия для обретения ребёнком первичного опыта деятельности и поступка в соответствии с традиционными ценностями российского общества; условия для становления самостоятельности, инициативности и творческого взаимодействия в разных детско-взрослых и детско-детских общностях, включая разновозрастное детское сообщество. Уклад и ребенок определяют особенности воспитывающей среды. Воспитывающая среда строится по трем линиям: «от взрослого», который создает предметно-пространственную среду, способствующую воспитанию необходимых качеств, насыщая ее ценностями и смыслами; «от совместной деятельности ребенка и взрослого», в ходе которой формируются нравственные, гражданские, эстетические и иные качества ребенка в процессе специально организованного педагогического взаимодействия ребенка и взрослого, обеспечивающего достижение поставленных воспитательных целей; воспитывающая среда направлена на взаимодействие ребенка и взрослого, раскрывающего смыслы и ценности воспитания; «от ребенка», который в этой среде самостоятельно действует, творит, получает опыт деятельности, в особенности – игровой, опыт позитивных достижений, осваивая ценности и смыслы, заложенные взрослым. Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности дошкольника. Во всех возрастных группах имеются центры петербурговедения (Мой дом, детский сад, мой город, моя страна), природы и экологии и др.; представлена тема искусства, в том числе русской народной культуры. 7. Общности ГБДОУ № 87. Особенности общностей: Общность характеризуется системой связей и отношений между людьми, основанной на разделяемых всеми её участниками ценностных основаниях, определяющих цели совместной деятельности. В ДОУ выделяются следующие общности: педагог – дети; родители (законные представители) - ребёнок (дети); педагог - родители (законные представители). Основные характеристики общностей: ценности и цели: профессионального сообщества, профессионально-родительского сообщества и детско-взрослой общности; особенности организации всех общностей и их роль в процессе воспитания детей. особенности обеспечения возможности разновозрастного взаимодействия детей. Профессиональная общность: – это устойчивая система связей и отношений между всеми сотрудниками ДОУ: все они разделяют ценности, которые заложены в основу Программы воспитания. Основа эффективности профессиональной общности - рефлексия собственной профессиональной деятельности. Воспитатель, а также другие сотрудники должны: быть примером в формировании ценностных ориентиров, примером норм общения и поведения; мотивировать детей к общению друг с другом, поощрять даже самые незначительные стремления к общению и взаимодействию; поощрять детскую дружбу, стараться, чтобы дружба между отдельными детьми внутри группы сверстников принимала общественную направленность; заботиться о том, чтобы дети непрерывно приобретали опыт общения на основе чувства доброжелательности; содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить проявлять чуткость к сверстникам, побуждать детей сопереживать, беспокоиться, проявлять внимание к заболевшему товарищу; воспитывать в детях такие качества личности, которые помогают влиться в общество сверстников (организованность, общительность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность и пр.); учить детей совместной деятельности, насыщать их жизнь событиями, которые сплачивали бы и объединяли ребят; воспитывать в детях чувство ответственности перед группой за свое поведение. Профессионально-родительская общность включает сотрудников ДОУ и всех взрослых членов семей воспитанников: всех их связывают общие ценности, цели развития и воспитания детей и уважение друг к другу. Основная задача – объединение усилий по воспитанию ребенка в семье и в ДОУ. Зачастую поведение ребенка сильно различается дома и в ДОУ. Без совместного обсуждения воспитывающими взрослыми особенностей ребенка невозможно выявление и в дальнейшем создание условий, которые необходимы для его оптимального и полноценного развития и воспитания. Детско-взрослая общность: для нее характерно содействие друг другу, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к ребенку как к полноправному человеку, наличие общих симпатий, ценностей и смыслов у всех участников общности. Детско-взрослая общность - источник и механизм воспитания ребенка. Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и нормам, которые вносят взрослые в общность, а затем эти нормы усваиваются ребенком и становятся его собственными. Общность строится и задается системой связей и отношений ее участников. В каждом возрасте и каждом случае она будет обладать своей спецификой в зависимости от решаемых воспитательных задач. Детская общность. Общество сверстников – необходимое условие полноценного развития личности ребенка. Здесь он непрерывно приобретает способы общественного поведения, под руководством воспитателя учится умению дружно жить, сообща играть, трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Чувство приверженности к группе сверстников рождается тогда, когда ребенок впервые начинает понимать, что рядом с ним такие же, как он сам, что свои желания необходимо соотносить с желаниями других. Воспитатель должен воспитывать у детей навыки и привычки поведения, качества, определяющие характер взаимоотношений ребенка с другими людьми и его успешность в том или ином сообществе. Поэтому так важно придать детским взаимоотношениям дух доброжелательности, развивать у детей стремление и умение помогать как старшим, так и друг другу, оказывать сопротивление плохим поступкам, общими усилиями достигать поставленной цели. В детском саду ребенку надо предоставлять возможность взаимодействия как со старшими, так и с младшими детьми. Включенность ребенка в отношения со старшими, помимо подражания и приобретения нового, рождает опыт послушания, следования общим для всех правилам, нормам поведения и традициям. Отношения с младшими – это возможность для ребенка стать авторитетом и образцом для подражания, а также пространство для воспитания заботы и ответственности. Культура поведения воспитателя в общностях как значимая составляющая уклада. Культура поведения взрослых в детском саду направлена на создание воспитывающей среды как условия решения возрастных задач воспитания. Общая психологическая атмосфера, эмоциональный настрой группы, спокойная обстановка, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов – это необходимые условия нормальной жизни и развития детей. Воспитатель должен соблюдать кодекс нормы профессиональной этики и поведения: педагог всегда выходит навстречу родителям и приветствует родителей и детей первым; улыбка – всегда обязательная часть приветствия; педагог описывает события и ситуации, но не даёт им оценки; педагог не обвиняет родителей и не возлагает на них ответственность за поведение детей в детском саду; тон общения ровный и дружелюбный, исключается повышение голоса; уважительное отношение к личности воспитанника; умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему; умение видеть и слышать воспитанника, сопереживать ему; уравновешенность и самообладание, выдержка в отношениях с детьми; умение быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников; умение сочетать мягкий эмоциональный и деловой тон в отношениях с детьми; умение сочетать требовательность с чутким отношением к воспитанникам; знание возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников; соответствие внешнего вида статусу воспитателя детского сада. 8. Задачи воспитания в образовательных областях. Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных в ФГОС ДО Соотнесение направлений воспитания и образовательных областей: Направления воспитания Образовательные области Социальнокоммуникатив ное развитие Познавательно е развитие патриотическое духовно-нравственное социальное Речевое развитие Художественн о-эстетическое развитие познавательное физическое и оздоровительное трудовое эстетическое Физическое развитие Решение задач воспитания в рамках образовательных областей: Образовательная область «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» Приобщение к ценностям Решаемые задачи направлений воспитания патриотическое, духовно-нравственное, социальное, трудовое воспитание любви к своей семье, своему населенному пункту, родному краю, своей стране; Природа. воспитание уважительного отношения к ровесникам, родителям (законным Жизнь. представителям), соседям, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности; Милосердие. воспитание ценностного отношения к культурному наследию своего Добро народа, к нравственным и культурным традициям России; Человек. содействие становлению целостной картины мира, основанной на Семья. представлениях о добре и зле, прекрасном и безобразном, правдивом и ложном; Дружба. воспитание социальных чувств и навыков: способности к сопереживанию, Сотрудниобщительности, дружелюбия, сотрудничества, умения соблюдать правила, чество активной личностной позиции. создание условий для возникновения у ребёнка нравственного, социально Труд значимого поступка, приобретения ребёнком опыта милосердия и заботы; поддержка трудового усилия, привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи; формирование способности бережно и уважительно относиться к результатам своего труда и труда других людей. Образовательная область «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» Родина. Приобщение к ценностям Родина Природа. Познание Решаемые задачи направлений воспитания Человек Семья патриотическое, познавательное воспитание отношения к знанию как ценности, понимание значения образования для человека, общества, страны; приобщение к отечественным традициям и праздникам, к истории и достижениям родной страны, к культурному наследию народов России; воспитание уважения к людям - представителям разных народов России независимо от их этнической принадлежности; воспитание уважительного отношения к государственным символам страны (флагу, гербу, гимну); воспитание бережного и ответственного отношения к природе родного края, родной страны, приобретение первого опыта действий по сохранению природы. Образовательная область «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» Приобщение к ценностям Культура Красота Решаемые задачи направлений воспитания социальное, эстетическое владение формами речевого этикета, отражающими принятые в обществе правила и нормы культурного поведения; воспитание отношения к родному языку как ценности, умения чувствовать красоту языка, стремления говорить красиво (на правильном, богатом, образном языке). Образовательная область «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» Приобщение к ценностям Красота Решаемые задачи направлений воспитания Культура Человек Природа эстетическое воспитание эстетических чувств (удивления, радости, восхищения, любви) к различным объектам и явлениям окружающего мира (природного, бытового, социокультурного), к произведениям разных видов, жанров и стилей искусства (в соответствии с возрастными особенностями); приобщение к традициям и великому культурному наследию российского народа, шедеврам мировой художественной культуры с целью раскрытия ценностей "Красота", "Природа", "Культура"; становление эстетического, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру для гармонизации внешнего мира и внутреннего мира ребёнка; формирование целостной картины мира на основе интеграции интеллектуального и эмоционально-образного способов его освоения детьми; создание условий для выявления, развития и реализации творческого потенциала каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, поддержка его готовности к творческой самореализации и сотворчеству с другими людьми (детьми и взрослыми). Образовательная область «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» Приобщение к ценностям Жизнь Здоровье Решаемые задачи направлений воспитания физическое и оздоровительное формирование у ребёнка возрастосообразных представлений о жизни, здоровье и физической культуре; становление эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу жизни, интереса к физическим упражнениям, подвижным играм, закаливанию организма, к овладению гигиеническим нормам и правилами; воспитание активности, самостоятельности, уверенности, нравственных и волевых качеств. 9. Формы совместной деятельности в ГБДОУ. Работа с родителями (законными представителями). Работа с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста должна строиться на принципах ценностного единства и сотрудничества всех субъектов социокультурного окружения ДОУ. Виды и формы деятельности по организации сотрудничества педагогов и родителей (законных представителей), используемые в ДОУ в процессе воспитательной работы: родительское собрание; педагогические лектории; мастер-классы; (возможные формы: круглые столы; родительские клубы; иные формы). События ГБДОУ. Событие предполагает взаимодействие ребёнка и взрослого, в котором активность взрослого приводит к приобретению ребёнком собственного опыта переживания той или иной ценности. Событие – это форма совместной деятельности ребенка и взрослого. Для того чтобы стать значимой, каждая ценность воспитания должна быть понята, раскрыта и принята ребенком совместно с другими людьми в значимой для него общности. Этот процесс происходит стихийно, но для того, чтобы вести воспитательную работу, он должен быть направлен взрослым. Воспитательное событие – это спроектированная взрослым образовательная ситуация. В каждом воспитательном событии педагог продумывает смысл реальных и возможных действий детей и смысл своих действий в контексте задач воспитания. Событийным может быть не только организованное мероприятие, но и спонтанно возникшая ситуация, и любой режимный момент, традиции утренней встречи детей, индивидуальная беседа, общие дела, совместно реализуемые проекты и прочее. Проектирование событий позволяет построить целостный годовой цикл воспитательной работы на основе традиционных ценностей российского общества. Это поможет каждому педагогу спроектировать работу с группой в целом, с подгруппами детей, с каждым ребёнком. Планируемые и подготовленные педагогом воспитательные события проектируются в соответствии с календарным планом воспитательной работы ДОУ, группы, ситуацией развития конкретного ребенка. События проектируются в следующих формах: проекты воспитательной направленности; праздники; общие дела; ритмы жизни (утренний и вечерний круг, прогулка); режимные моменты (прием пищи, подготовка ко сну и прочее); свободная игра; свободная деятельность детей. События проектируются по следующим линиям: разработка и реализация значимых событий в ведущих видах деятельности (детско-взрослый спектакль, построение эксперимента, совместное конструирование, спортивные игры и др.); проектирование встреч, общения детей со старшими, младшими, ровесниками, с взрослыми, с носителями воспитательно значимых культурных практик (искусство, литература, прикладное творчество и т. д.), профессий, культурных традиций народов России; создание творческих детско-взрослых проектов (празднование Дня Победы с изготовлением поздравлений петербуржцам, «дворовые игры на участке» - совместные хороводные и др. игры детей разного возраста или «театр в детском саду» – показ спектакля для детей из соседней группы и т. д.). Совместная деятельность в образовательных ситуациях. Совместная деятельность в образовательных ситуациях является ведущей формой организации совместной деятельности взрослого и ребёнка по освоению образовательной программы дошкольного образования, в рамках которой возможно решение конкретных задач воспитания. Воспитание в образовательной деятельности осуществляется в течение всего времени пребывания ребёнка в ДОУ. К основным видам организации совместной деятельности в образовательных ситуациях в ДОУ относятся: ситуативная беседа, рассказ, советы, вопросы; социальное моделирование, воспитывающая (проблемная) ситуация, составление рассказов из личного опыта; чтение художественной литературы с последующим обсуждением и выводами, сочинение рассказов, историй, сказок, заучивание и чтение стихов наизусть; разучивание и исполнение песен, театрализация, драматизация, этюды-инсценировки; рассматривание и обсуждение картин и книжных иллюстраций, просмотр видеороликов, презентаций, мультфильмов; организация выставок (книг, репродукций картин, тематических или авторских, детских поделок и тому подобное), экскурсии (в музей, в общеобразовательную организацию и тому подобное), посещение спектаклей, выставок; игровые методы (игровая роль, игровая ситуация, игровое действие и другие); демонстрация собственной нравственной позиции педагогом, личный пример педагога, приучение к вежливому общению, поощрение (одобрение, тактильный контакт, похвала, поощряющий взгляд). Организация предметно-пространственной среды. Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся, других участников образовательных отношений по её созданию, поддержанию, использованию в воспитательном процессе: знаки и символы государства, региона, населенного пункта и ДОУ; компоненты среды, отражающие региональные, этнографические и другие особенности социокультурных условий, в которых находится ДОУ; компоненты среды, отражающие экологичность, природосообразность и безопасность; компоненты среды, обеспечивающие детям возможность общения, игры и совместной деятельности; компоненты среды, отражающие ценность семьи, людей разных поколений, радость общения с семьей; компоненты среды, обеспечивающие ребёнку возможность познавательного развития, экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывающие красоту знаний, необходимость научного познания, формирующие научную картину мира; компоненты среды, обеспечивающие ребёнку возможность посильного труда, а также отражающие ценности труда в жизни человека и государства; компоненты среды, обеспечивающие ребёнку возможности для укрепления здоровья, раскрывающие смысл здорового образа жизни, физической культуры и спорта; компоненты среды, предоставляющие ребёнку возможность погружения в культуру России, знакомства с особенностями традиций многонационального российского народа. Вся среда ДОУ должна быть гармоничной и эстетически привлекательной. При выборе материалов и игрушек для ППС необходимо ориентироваться на продукцию отечественных и территориальных производителей. Игрушки, материалы и оборудование должны соответствовать возрастным задачам воспитания детей дошкольного возраста и иметь документы, подтверждающие соответствие требованиям безопасности. Социальное партнерство. Реализация воспитательного потенциала социального партнерства предусматривает: участие представителей организаций-партнеров в проведении отдельных мероприятий (дни открытых дверей, государственные и региональные, праздники, торжественные мероприятия и тому подобное); участие представителей организаций-партнеров в проведении занятий в рамках дополнительного образования; проведение на базе организаций-партнеров различных мероприятий, событий и акций воспитательной направленности; реализация различных проектов воспитательной направленности, совместно разрабатываемых детьми, родителями (законными представителями) и педагогами с организациями-партнерами. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ. 10. Кадровое обеспечение. ДОУ укомплектовано квалифицированными кадрами: руководящими (заведующий ГБДОУ, заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе, заведующий хозяйством); педагогическими ( воспитатели, старший воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель-логопед); вспомогательными работниками (помощники воспитателей); хозяйственными работниками, в том числе персоналом пищеблока. Реализация Программы осуществляется педагогическими работниками при участии всех сотрудников ДОУ и родителей воспитанников. В целях привлечения специалистов других организаций (образовательных, социальных) заключены договора c социальными партнерами. 11. Нормативно-методическое обеспечение. Нормативно обеспечение (локальные акты ГБДОУ № 87 ): Документы Деятельность участников образовательных отношпений ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО НАПОЛНЕНИЯ (УКЛАДА) ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГБДОУ № 87 Администрация ГБДОУ отвечает за разработку нормативно-правовых актов. Устав ГБДОУ, правила трудового распорядка, Сотрудники учреждения, через работу Общего правила внутреннего распорядка собрания образовательного учреждения, обучающихся, локальные акты по основным Педагогического Совета участвуют в вопросам организации и осуществления обсуждении и принятии. образовательной деятельности. Родители (законные представители) высказывают своё мотивированное мнение через работу в Совете родителей. ОТРАЖЕНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО НАПОЛНЕНИЯ (УКЛАДА) В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГБДОУ № 87 Педагогический коллектив разрабатывает и Образовательная программа дошкольного проектирует образовательную программу образования, рабочая программа воспитания: дошкольного образования и (или) специфику организации видов адаптированную образовательную программу деятельности; дошкольного образования, рабочую программу обустройство развивающей предметновоспитания. пространственной среды; организация режима дня; традиции; праздники и мероприятия. Родители (законные представители) принимают участие в проектировании части, формируемой участниками образовательных отношений образовательной программы дошкольного образования и (или) адаптированной образовательной программы дошкольного образования, рабочей программы воспитания. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИНЯТИЯ ВСЕМИ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ УКЛАДА ГБДОУ. Квалификационные требования к должностям в Педагогические кадры обеспечивают соответствии с штатным расписанием. своевременное повышение квалификации или переподготовки по необходимости; прохождение аттестации в соответствии со сроками. Договор об образовании с родителями При поступлении в образовательное (законными представителями). учреждение между родителями (законными представителями) и ГБДОУ заключается договор. Договоры о сотрудничестве с организациями- Проектирование совместных проектов с партнёрами. организациями-партнёрами. Локальные акты, определяющие уклад – ценностно-смысловое наполнение жизнедеятельности ГБДОУ № 87: Устав ГБДОУ детского сада № 87 Фрунзенского района Санкт-Петербурга, утвержденного распоряжением Комитета по образованию от 10.08.2015 № 3872-р (внесен в ЕГРЮЛ 10.09.2015). Правила внутреннего распорядка воспитанников ГБДОУ детского сада № 87 Фрунзенского района Санкт-Петербурга, утвержденные приказом от 12.01.2021 № 1-ОД. Правила внутреннего трудового распорядка ГБДОУ детского сада № 87 Фрунзенского района Санкт-Петербурга, утвержденные приказом от 28.02.2022 № 11-ОД. Кодекс этики и служебного поведения работников ГБДОУ детского сада № 87 Фрунзенского района Санкт-Петербурга, утвержденный приказом от 10.11.2021 № 54-ОД. Приказ «Об ответственности сотрудников за охрану жизни и здоровья воспитанников в … учебном году», издаваемый ежегодно. Договора с организациями-партнерами: Заключен договор–соглашение о совместной деятельности (сотрудничестве) с Государственным бюджетным учреждением дополнительного образования Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Фрунзенского района Санкт-Петербурга. Педагоги-психологи ЦППМСП проводят обследование детей, посещающих подготовительные к школе группы, с целью определения уровня интеллектуальной, субъективной (предпосылки учебных умений) и личностной (зрелость системы отношений) готовности к обучению в школе; а также консультирование педагогов и родителей, лекция для родителей, семинары-практикумы для педагогов по вопросам воспитания дошкольников. Заключен договор о сотрудничестве и сетевом взаимодействии в направлении профилактики детского дорожно-транспортного травматизма с Районным центром по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (структурное подразделение Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского (юношеского) технического творчества Фрунзенского района Санкт-Петербурга «Мотор»). Воспитанники ДОУ участвуют в мероприятиях, организуемых ЦДЮТТ. Также через ЦДЮТТ периодически поступает информация для родителей по профилактике дорожно-транспортного травматизма, в том числе видеообращения Отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по Фрунзенскому району г. Санкт-Петербурга к родителям несовершеннолетних. Информматериалы для родителей размещаются на официальном сайте ГБДОУ, передаются в родительские группы в мессенджерах. Заключен договор о сотрудничестве в области гражданского и патриотического воспитания с Государственным бюджетным учреждением дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества Фрунзенского района Санкт-Петербурга. Воспитанники ГБДОУ принимают участие в социальных акциях, организуемых на базе ДДЮТ: Открытка петербуржцам к Дню снятия блокады Ленинграда. Солдатский треугольник. Подарок солдату. И др. А также участвуют в конкурсах: Азбука безопасности. Россия: прошлое, настоящее и будущее. Заключен договор о сетевом взаимодействии и сотрудничестве с дошкольными учреждениями района в рамках малого районного методобъединения № 4: ГБДОУ №№ 60, 62, 66, 74, 75, 77, 80, 91, 111, 117 и ОДО школы № 296 в целях обмена опытом через открытые мероприятия. Для педагогов ММО № 4 проводятся открытые занятия и семинары. Методическое обеспечение реализации Рабочей программы воспитания: Направление воспитания Литература Ценности в его основе Все направления воспитания Воспитателю о воспитании детей 5–7 лет в детском саду и семье: Практическое руководство по реализации Программы воспитания /Авторский коллектив И. А. Лыкова, А. Б. Теплова, Н. М. Родина, А. А. Буянов, А. В.Бояринцева, О. С. Ушакова. — [Электронный ресурс]. М.: ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», 2022 – 2023. URL: https://институтвоспитания.рф/programmy-vospitaniya/programmyvospitaniya-doo/prakticheskoe-rukovodstvo-vospitatelyu-o-vospitanii/ Патриотическое РОДИНА, ПРИРОДА. Солнцева О.В., Коренева-Леонтьева Е.В. Город-сказка, городбыль. Знакомим дошкольников с Санкт-Петербургом.— СПб: Речь, 2013. Алифанова Г.Т. Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет. – СПб: Паритет. 2005. Ривина Е.К. Российская символика.– М: Аркти. 2004. О.Л.Князева, М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - СПб: Детство-пресс, 2004. О.А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию! .– СПб: Детствопресс, 2006. Медиапроект «Поликультурный Санкт-Петербург»: https://ethnospb.ru/p4/index.htm – онлайн-версия пособия «Этнокалендарь Санкт-Петербурга 20..». Социальное ЧЕЛОВЕК, СЕМЬЯ, ДРУЖБА, СОТРУДНИЧЕСТВО Т.И.Бабаева, Т.А.Березина, Л.С.Римашевская. Социализация. – СПб: Детство-пресс, 2013. О.В.Акулова, О.В.Солнцева. Социализация. Игра. – СПб: Детствопресс, 2013. Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет). – СПб: Детство-пресс, 2001. Развитие речи детей 3-4 (4-5 лет, 5-6 лет, 6-7) лет /Авторысоставители О.С.Ушакова, Е.М. Струнина. – М: Вентана-Граф, 2008. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий/ Под ред. О.С.Ушаковой.– М: ТЦ Сфера, 2009. Духовно-нравственное ЖИЗНЬ, МИЛОСЕРДИЕ, ДОБРО Познавательное ПОЗНАНИЕ Физическое и оздоровительное ЗДОРОВЬЕ, ЖИЗНЬ ТРУД Эстетическое Трудовое КУЛЬТУРА, КРАСОТА З.А.Михайлова, М.Н.Полякова, Т.А.Ивченко и др. Познание.– СПб: Детство-пресс – М: ТЦ Сфера, 2013. О.В. Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М: ТЦ Сфера, 2005. Т.С.Грядкина. Физическая культура. – СПб: Детство-пресс, 2013. В.А.Деркунская. Здоровье – СПб: Детство-пресс – М: ТЦ Сфера, 2012. В.А.Деркунская, Т.Г.Гусарова, В.А.Новицкая и др. Безопасность. – СПб: Детство-пресс – М: ТЦ Сфера, 2012. Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. Безопасность. – СПб: Детство-пресс, 2002. К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М: Просвещение, 2001. М.В.Крулехт, А.А.Крулехт. Труд. – СПб: Детство-пресс, 2012. А.А.Смоленцева. Введение в мир экономики или Как мы играем в экономику. – СПб: Детство-пресс, 2001. О.В.Акулова, Л.М.Гурович. Чтение художественной литературы. СПб: Детство-пресс, 2012. А.М.Вербенец. Художественное творчество.– СПб: Детство-пресс – М: ТЦ Сфера, 2012. И.М.Каплунова., И.А.Новоскольцева. Ладушки: Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста.– СПб: Композитор, 2000. 12. Требования к условиям работы с особыми категориями детей. По своим основным задачам воспитательная работа в ДОУ не зависит от наличия (отсутствия) у ребёнка особых образовательных потребностей. В основе процесса воспитания детей в ДОУ лежат традиционные ценности российского общества. Необходимо создавать особые условия воспитания для отдельных категорий обучающихся, имеющих особые образовательные потребности: дети с инвалидностью, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети из социально уязвимых групп (воспитанники детских домов, дети из семей мигрантов, и так далее), одаренные дети и другие категории. Инклюзия подразумевает готовность образовательной системы принять любого ребёнка независимо от его особенностей (психофизиологических, социальных, психологических, этнокультурных, национальных, религиозных и других) и обеспечить ему оптимальную социальную ситуацию развития. Условий, обеспечивающих достижение целевых ориентиров в работе с особыми категориями детей: 1) направленное на формирование личности взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребёнку с особыми образовательными потребностями предоставляется возможность выбора деятельности, партнера и средств; учитываются особенности деятельности, средств её реализации, ограниченный объем личного опыта детей особых категорий; 2) формирование игры как важнейшего фактора воспитания и развития ребёнка с особыми образовательными потребностями, с учётом необходимости развития личности ребёнка, создание условий для самоопределения и социализации детей на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения; 3) создание воспитывающей среды, способствующей личностному развитию особой категории дошкольников, их позитивной социализации, сохранению их индивидуальности, охране и укреплению их здоровья и эмоционального благополучия; 4) доступность воспитательных мероприятий, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности с учётом особенностей развития и образовательных потребностей ребёнка; речь идет не только о физической доступности, но и об интеллектуальной, когда созданные условия воспитания и применяемые правила должны быть понятны ребёнку с особыми образовательными потребностями; 5) участие семьи как необходимое условие для полноценного воспитания ребёнка дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.