2. Планируемые результаты и система педагогической диагностики..docx

2. Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов
реализации образовательной программы дошкольного образования
(в соответствии с ФОП ДО п.16. 1-10).
Цель педагогической диагностики: получение информации о динамике возрастного развития
ребёнка и успешности освоения им Программы, эффективности выбранных форм и методов
организации образовательной деятельности.
Задачи педагогической диагностики:
 изучение деятельностных умений ребёнка, его интересов, предпочтений, склонностей,
личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
 выявление особенностей и динамики развития ребёнка, составление на основе
полученных данных индивидуальных образовательных маршрутов освоения
образовательной программы, своевременное внесение изменений в планирование,
содержание и организацию образовательной деятельности.
Специфика педагогической диагностики:
С учетом специфики дошкольного возраста (в частности несформированность произвольности
поведения) и системных особенностей дошкольного образования (не является обязательным)
ФГОС ДО задает результаты дошкольного образования как целевые ориентиры (возрастные
характеристики возможных достижений ребёнка на разных этапах дошкольного детства).
Целевые ориентиры оценке не подлежат, в том числе и в виде педагогической диагностики.
ФОП ДО задает планируемые результаты освоения Программы (вытекающие из задач обучения
и воспитания), которые могут выступать как показатели для педагогической диагностики. При
этом диагностируется индивидуальное развитие ребенка (выявляется ли динамика развития) и
тем самым оценивается эффективность педагогических воздействий.
Ориентирами для диагностики методом наблюдения являются планируемые результаты
освоения Программы:
 планируемые результаты освоения Программы представляют собой возрастные
характеристики возможных достижений ребёнка дошкольного возраста на разных
возрастных этапах;
 достижение этих результатов должно быть обеспечено каждому ребенку;
 но надо учесть, что указанные возрастные показатели ( "к трем годам") условны, потому
что в дошкольном детстве у каждого ребенка свой, индивидуальный темп психического
развития особенно при прохождении критических периодов в конце возрастного этапа
(раннего возраста). По причине индивидуальной траектории развития ребёнок может
достигнуть обозначенной в планируемом результате характеристики развития раньше
или позже указанного возраста;
 Также может различаться и степень выраженности показателя-результата у детей одного
возраста. Такие различия не должны быть констатированы как трудности ребёнка в
освоении образовательной программы и не подразумевают его включения в
соответствующую целевую группу для коррекционного обучения.
Указанная специфика подчеркивает направленность педагогической диагностики на
оценку индивидуального развития детей дошкольного возраста, на основе которой
определяется эффективность педагогических действий и осуществляется их дальнейшее
планирование.

Принципиальные подходы к педагогической диагностике в детском саду:






стремление к максимальной объективности в процедурах и результатах диагностики:
соответствие диагностических методик возрастным особенностям
ребенка;
сопоставление полученных данных с данными других педагогов, родителей.
доступность для педагога диагностических процедур и методов (использование тех
методов, изучение которых входит в подготовку педагога);
обеспечение непрерывности изучения достижений ребенка в естественных условиях
педагогического процесса.
в ходе диагностики учитываются индивидуальные пути развития: отклонения от нормы
возраста не оцениваются как негативные без анализа динамических тенденций развития
ребенка.
для раннего возраста - аутентичность оценки: оценка строится в основном на анализе
реального поведения ребенка, а не на результате выполнения специальных заданий.
Аутентичные оценки могут давать взрослые, которые проводят с ребенком много
времени, хорошо знают его поведение (родители). Родители могут стать партнерами
педагога при поиске ответа на тот или иной вопрос.

Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для:
1) индивидуализации образования (поддержки ребёнка, построения его образовательной
траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Результаты диагностики являются строго конфиденциальной информацией, которая сохраняется
на рабочем месте педагога в течение периода работы с определенной группой воспитанников
(максимально – год после выпуска группы из ГБДОУ в школу, минимально - в течение учебного
года). Диагностические сведения используются строго только для педагога и при необходимости
для консультирования родителей ребенка.
Особенности проведения педагогической диагностики:
1. Периодичность проведения: проводится на начальном этапе освоения ребёнком Программы
(стартовая диагностика) и на завершающем этапе освоения программы его возрастной группой
(финальная диагностика).
Стартовая диагностика:
 При проведении диагностики на начальном этапе учитывается адаптационный период
пребывания ребёнка в группе. В этот период осуществляется ежедневное наблюдение за
адаптацией детей. Результаты адаптации фиксируются в «листе здоровья».
 Выявление стартовых условий с вновь принятыми детьми
раннего возраста
осуществляется частично методом анкетирования родителей, частично – методом
наблюдений.
 Основной метод - наблюдение за деятельностью ребенка.
Финальная диагностика:
 Проводится в мае.
 На основе сравнения результатов стартовой и финальной диагностики
методом
педагогического анализа педагог делает вывод об индивидуальной динамике развития
каждого ребёнка и об эффективности планирования образовательной работы с группой в
целом..

2

В течение учебного года по ходу образовательного процесса осуществляется:
 Сбор и анализ материалов портфолио ребёнка (рисунков, работ по аппликации,
фотографий работ по лепке, построек) и других способов фиксации достижений ребенка
(записи наблюдений в естественных условиях и в разных видах деятельности). По
полученным данным педагог планирует индивидуальную работу с ребенком.
 Аналогично формируется портфолио группы (фото мероприятий и тому подобное),
определяется эффективность работы педагогов по организации освоения содержания
программы детьми и дальнейшее планирование работы.
2. Показатели педагогической диагностики:
Планируемые результаты освоения программы – см.ниже.
3. Методы проведения педагогической диагностики:
1. Основной метод - наблюдение (и для индивидуальной и для групповой диагностики)
Прочие методы - дополнительные
2. свободная беседа с ребенком (для индивидуальной диагностики)
3. анализ продуктов детской деятельности (рисунков, работ по лепке, аппликации,
построек…и тому подобное) (для индивидуальной диагностики)
4. специальные диагностические ситуации (для индивидуальной диагностики).
При необходимости педагог может использовать специальные методики диагностики
физического, коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического
развития.
Основным методом педагогической диагностики является наблюдение:
 Ориентирами для наблюдения являются планируемые результаты освоения Программы.
 Педагог наблюдает за поведением ребёнка в деятельности (игровой, общении,
познавательно-исследовательской, изобразительной, конструировании, двигательной) в
разных ситуациях (в режимных процессах, в группе и на прогулке, совместной с другими
детьми и самостоятельной деятельности детей и в других ситуациях).
 В процессе наблюдения педагог отмечает особенности проявления ребёнком личностных
качеств, деятельностных умений, интересов, предпочтений, фиксирует реакции на успехи
и неудачи, поведение в конфликтных ситуациях и тому подобное
Дополнительные методы:
 Результаты наблюдения могут быть дополнены беседами с детьми в свободной форме, что
позволяет уточнить знания о предметах и явлениях окружающей действительности и
другое.
 Анализ продуктов детской деятельности: может осуществляться на основе изучения
материалов портфолио ребёнка (рисунков, работ по аппликации, фотографий работ по
лепке, построек, поделок и другого). Полученные в процессе анализа качественные
характеристики существенно дополнят результаты наблюдения за продуктивной
деятельностью детей (изобразительной, конструктивной, музыкальной и другой
деятельностью).
 специальные диагностические ситуации, фактически провоцирующие деятельность
ребенка, которую хотел бы пронаблюдать педагог.
4. Интерпретация результатов педагогической диагностики:
Завершение педагогической диагностики:
Педагогическая диагностика завершается анализом полученных данных, на основе которых
педагог выстраивает взаимодействие с детьми, организует развивающую предметно3

пространственную среду, мотивирующую активную творческую деятельность обучающихся,
составляет индивидуальные образовательные маршруты освоения образовательной Программы,
осознанно и целенаправленно проектирует образовательный процесс.
1. При использовании методов с конкретным описанием процедуры диагностики в составе
описания представлена и интерпретация полученных данных: как их зафиксировать –
проанализировать – и какие можно сделать выводы. Используемые источники:
 Для детей 2го года жизни: «Возрастная шкала оценки психического развития детей с года
до трех лет»). «Возрастная шкала оценки развития детей с года до трех лет»: Оценка
физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста
/РГПУ им. А.И.Герцена.- СПб. Стр.29
 Для детей 3го года: Карты наблюдений детского развития «От рождения до школы».– М:
Мозаика-синтез.(фиксация индивидуальной динамики и перспектив развития каждого
ребенка в ходе разных видов деятельности (предметной деятельности, игровой,
художественной, общения со сверстниками и взрослыми и др.).
2. При проведении наблюдений без стандартов организации обследования и интерпретации
результатов (без разработанной схемы наблюдения) способ и форму фиксации результатов
наблюдений педагог выбирает самостоятельно.
Оптимальной формой фиксации результатов наблюдения является карта развития
ребёнка с показателями возрастного развития ребёнка (ожидаемыми результатами) и
критериями их оценивания. Фиксация данных наблюдения позволит педагогу выявить и
проанализировать динамику в развитии ребёнка на определенном возрастном этапе, а также
скорректировать образовательную деятельность с учётом индивидуальных особенностей
развития ребёнка и его потребностей.
Карта развития (в соответствии с ФОП ДО):
Наблюдая за поведением ребёнка, педагог обращает внимание на следующие критерии и
фиксирует их проявление в карте развития (например, цифрами). Для наглядности отражения
динамики можно использовать цветные цифры (например, 1 – черный; 2 – зеленый; 3 – красный)
1й критерий: частота проявления показателя (показывает устойчивость показателя).
1 – никогда 2 – изредка 3 - обычно
2й критерий: самостоятельность (самостоятельность выполнения
определить зону актуального и ближайшего развития ребёнка).
1 – не может даже с помощью педагога
2 – с помощью педагога
3 – самостоятельно

действия

позволяет

3й критерий: инициативность ребёнка в деятельности (инициативность свидетельствует о
проявлении субъектности ребёнка в деятельности и взаимодействии)
1 – никогда 2 – изредка 3 - обычно
Интерпретация полученных данных:
Финальный срез в конце года показывает степень эффективности образовательного процесса
(воспитателю для рефлексии - взгляда на свою работу в течение года: что было в ее
организации удачно и что не дало должного результата).
Поводом для изменений организации работы является сравнение срезов за сентябрь/октябрь и
январь (при анализе важно увидеть динамику развития ребенка, а она наглядно проявляется в
4

возрастании цифр от 111 к 333; и воспитатель может легко определить отдельных детей,
нуждающихся в индивидуальной работе (не показывающих динамику развития).
Упрощенный вариант фиксации данных в карте развития (для начинающих педагогов):
Для фиксации и анализа наблюдений по планируемым результатам освоения Программы может
быть использован один критерий степени проявления показателя (конкретного результата
освоения Программы):
 показатель проявляется ярко, это - достижение развития ребенка;
 есть проявления показателя (но они еще нестабильные, неустойчивые - требуется
поддержка ребенка в этом направлении);
 показатель почти не проявляется - необходима помощь ребенку в данном направлении.
Для обозначения результата можно использовать условные знаки, например: + +/- 5. Используемые стандарты педагогической диагностики.
5.1. Карты развития по показателям планируемых результатов
(в карте развития показатели могут быть перечислены цифрами с приложением описания
планируемых результатов. На каждого ребенка выделено 2-3 столбца/ строчки для фиксации
срезов).
Пример карты детского развития

5

Критерии
оценки 

Показатели
развития
(планируемые
результаты)


старт
Устойчивость
Самостоятельность
Инициативность

финал
Устойчивость
Самостоятельность
Инициативность

старт
Устойчивость
Самостоятельность
Инициативность

финал
Устойчивость
Самостоятельность
Инициативность

старт
Устойчивость
Самостоятельность
Инициативность

финал
Устойчивость
Самостоятельность
Инициативность

старт

Устойчивость
Самостоятельность
Инициативность

Устойчивость
Самостоятельность
Инициативность

Карта детского развития:
педагогическая диагностика достижения планируемых результатов
1я младшая группа_______________________ Учебный год_________________________________
Имя
ребенка

финал

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

6

Карта детского развития: педагогическая диагностика достижения планируемых результатов
1я младшая группа_______________________
Показатели развития
(планируемые
результаты) 

Имя
ребенка

Старт
финал
Старт
финал
Старт
финал
Старт
финал
Старт
финал

Критерии оценки
Устойчивость
Самостоятельность
Инициативность
Устойчивость
Самостоятельность
Инициативность
Устойчивость
Самостоятельность
Инициативность
Устойчивость
Самостоятельность
Инициативность
Устойчивость
Самостоятельность
Инициативность
Устойчивость
Самостоятельность
Инициативность
Устойчивость
Самостоятельность
Инициативность
Устойчивость
Самостоятельность
Инициативность
Устойчивость
Самостоятельность
Инициативность
Устойчивость
Самостоятельность
Инициативность

1

Учебный год_________________________________

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Планируемые результаты в раннем возрасте (к трем годам) ФОП ДО п.15.2.
1. у ребёнка развита крупная моторика, он активно использует освоенные ранее движения,
начинает осваивать бег, прыжки, повторяет за взрослым простые имитационные
упражнения, понимает указания взрослого, выполняет движения по зрительному и
звуковому ориентирам; с желанием играет в подвижные игры;
2. ребёнок демонстрирует элементарные культурно-гигиенические навыки, владеет
простейшими навыками самообслуживания (одевание, раздевание, самостоятельно ест и
тому подобное);
3. ребёнок стремится к общению со взрослыми, реагирует на их настроение;
4. ребёнок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
играет рядом;
5. ребёнок понимает и выполняет простые поручения взрослого;
6. ребёнок стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
7. ребёнок способен направлять свои действия на достижение простой, самостоятельно
поставленной цели; знает, с помощью каких средств и в какой последовательности
продвигаться к цели;
8. ребёнок владеет активной речью, использует в общении разные части речи, простые
предложения из 4-х слов и более, включенные в общение; может обращаться с вопросами
и просьбами;
9. ребёнок проявляет интерес к стихам, сказкам, повторяет отдельные слова и фразы за
взрослым;
10. ребёнок рассматривает картинки, показывает и называет предметы, изображенные на них;
11. ребёнок различает и называет основные цвета, формы предметов, ориентируется в
основных пространственных и временных отношениях;
12. ребёнок осуществляет поисковые и обследовательские действия;
13. ребёнок знает основные особенности внешнего облика человека, его деятельности; свое
имя, имена близких; демонстрирует первоначальные представления о населенном пункте,
в котором живет (город, село и так далее);
14. ребёнок имеет представления об объектах живой и неживой природы ближайшего
окружения и их особенностях, проявляет положительное отношение и интерес к
взаимодействию с природой, наблюдает за явлениями природы, старается не причинять
вред живым объектам;
15. ребёнок с удовольствием слушает музыку, подпевает, выполняет простые танцевальные
движения;
16. ребёнок эмоционально откликается на красоту природы и произведения искусства;
17. ребёнок осваивает основы изобразительной деятельности (лепка, рисование) и
конструирования: может выполнять уже довольно сложные постройки (гараж, дорогу к
нему, забор) и играть с ними; рисует дорожки, дождик, шарики; лепит палочки, колечки,
лепешки;
18. ребёнок активно действует с окружающими его предметами, знает названия, свойства и
назначение многих предметов, находящихся в его повседневном обиходе;
19. ребёнок в играх отображает действия окружающих ("готовит обед", "ухаживает за
больным" и другое), воспроизводит не только их последовательность и взаимосвязь, но и
социальные отношения (ласково обращается с куклой, делает ей замечания), заранее
определяет цель ("Я буду лечить куклу").


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».