Виды детской деятельности и формы организации образовательной
деятельности.
ФОП ДО п. 23.1, 2, 4, 5, 10-12.
Виды детской деятельности в раннем возрасте (1 год - 3 года):
1. предметная деятельность (орудийно-предметные действия - ест ложкой, пьет из кружки и
другое);
2. экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и другие);
3. ситуативно-деловое общение со взрослым и эмоционально-практическое со сверстниками
под руководством взрослого;
4. двигательная деятельность (основные движения, общеразвивающие упражнения, простые
подвижные игры);
5. игровая деятельность (отобразительная и сюжетно-отобразительная игра, игры с
дидактическими игрушками);
6. речевая (понимание речи взрослого, слушание и понимание стихов, активная речь);
7. изобразительная деятельность (рисование, лепка) и конструирование из мелкого и крупного
строительного материала;
8. самообслуживание и элементарные трудовые действия (убирает игрушки, подметает
веником, поливает цветы из лейки и другое);
9. музыкальная деятельность (слушание музыки и исполнительство, музыкально-ритмические
движения).
Вариативные формы реализации Программы в соответствии с видом детской
деятельности и возрастными особенностями детей в раннем возрасте (1 год - 3 года):
Виды детской
Формы организации образовательной деятельности
деятельности
Социально-коммуникативное развитие
предметная
деятельность Выполнение указаний взрослого, действия по его примеру и показу,
(орудийно-предметные
совместные игры с различными предметами взрослого и ребенка с показом
действия - ест ложкой, пьет образцов орудийных действий и чередованием активных действий ребенка и
из кружки и другое);
взрослого; игры-занятия по рассматриванию предметов, игрушек; узнавание
объектов на картинках; экскурсии по группе и прогулочному участку;
ситуативно-деловое
общение со взрослым и
эмоциональнопрактическое
со
сверстниками
под
самостоятельная игра-исследование,
Совместные игры взрослого с одним ребенком и несколькими детьми
(формирование
игровых
действий
с
разнообразными
сюжетными
игрушками, с использованием предметов-заместителей через подражание
игровым действиям взрослого), самостоятельные игры, наблюдение на
руководством взрослого;
игровая
действиями других детей в игре, совместные с педагогом игровые ситуации,
деятельность
(отобразительная
и
сюжетно-отобразительная
игра,
игры
с
дидактическими
Ситуации общения воспитателя с детьми и накопления социальноэмоционального
опыта
(с
наглядным
материалом
и
повседневные
жизненные ситуации) (тело и действия человека, основные действия
беседы, , рассматривание ребенком себя в зеркале,
самообслуживание
действия
способов общения и разрешения конфликтов в процессе игры
взрослых), беседы и разговоры с детьми по их интересам, ситуативные
игрушками);
элементарные
взаимодействие взрослого с ребенком в игре с показом позитивных
и развлечения, участие в подвижных, музыкальных, сюжетных и хороводных
трудовые играх;
(убирает самостоятельность в бытовом поведении под контролем взрослого,
игрушки,
подметает индивидуальные поручения.
веником, поливает цветы
из лейки и другое);
Познавательное развитие
экспериментирование
с дидактические игры, народные игры
материалами и веществами От 1 года до 2 лет: выполнение обследовательских и поисковых действий с
(песок,
вода,
тесто
другие);
предметная деятельность;
и предметами;
игры-манипуляции;.
разнообразных
разборными
действий
игрушками,
с
выполнение
постепенным
дидактическими
однородных предметов по одному признаку
по
показу
усложнением
пособиями;
со
взрослого
сборно-
группировка
по образцу и словесному
ситуативно-деловое
указанию;
общение со взрослым;
определения их равенства или неравенства по величине и тождественности
игровая деятельность;
наложение и приложение одного предмета к другому для
по цвету, форме; узнавание и называние предметов и объектов,
изображенных на картинке (в том числе объектов природы), элементарных
представлений о самом себе (имя, внешний вид, свои действия, желания,
личные вещи и др.
От 2 лет до 3 лет: экскурсии по группе и по прогулочному участку,
экспериментирование с разнообразными дидактическими материалами,
обследование окружающих предметов на основе познавательного интереса
к ним: сравнение предметов и определение их сходства-различия, подбор и
группировка по заданному образцу; перестановка предметов, изменении
способа их расположения, количества; действия переливания, пересыпания;
игры-занятия с использованием предметов-орудий (сачков, черпачков,
плавающих игрушек…); действия с игрушками, имитирующими орудия
труда, в ситуациях самостоятельной игровой и бытовой деятельности;
действия детей с предметами с ориентацией на 2-3 свойства одновременно;
дидактические упражнения и игры-занятия по обследованию формы
предметов - ощупывание, рассматривание, сравнение, сопоставление;
подбор предметов и геометрических фигур по образцу, сравнивание
предметов по величине, количеству (много, один);
наблюдения, рассматривание картинок, ответы на вопросы о себе, о
деятельности взрослых, о физических и эмоциональных состояниях
человека, о предметах, действиях с ними и их назначении; об объектах
природы;
Речевое развитие
речевая деятельность;
речевая активность
предметная деятельность;
самостоятельное произнесение, высказывание короткими предложениями
ситуативно-деловое
общение со взрослым;
игровая деятельность;
по подражанию (повторение за педагогом) и
своих потребностей и желаний, ответы на вопросы взрослого; выполнение
просьб взрослого, разнообразных несложных поручений (найди и принеси);
специальные занятия на развитие всех сторон речи; игры-занятия по
рассматриванию предметов, игрушек; речевые игры, игровые упражнения
(на звукопроизношение, речевое дыхание, слуховое внимание);
слушание чтения взрослым наизусть потешек, стихов, народных песенок,
литературных произведений, сказок с наглядным сопровождением
(картинки, игрушки, книжки-игрушки, книжки-картинки); показ и
называние предметов, объектов, изображенных в книжках-картинках; показ
и называние совершаемых персонажами действий;
договаривание (заканчивание) слов и строчки знакомых ребёнку песенок и
стихов; слушание небольших рассказов (без наглядного сопровождения);
рассматривание персонажей настольного театра, просмотр инсценировок
знакомых сказок, стихов, игры с помощью взрослого в хорошо знакомые
сказки,
простой диалог с педагогом с помощью доступных средств (вокализаций,
движений, мимики, жестов, слов); разыгрывание простых сюжетов со
знакомыми предметами, показ картин, отражающих понятные детям
ситуации, обозначение словом по подсказке педагога предметных и
игровых действий, речевая активность ребёнка в процессе отобразительной
игры; в процессе наблюдений за живыми объектами и движущимся
транспортом, в любом контакте с ребёнком (педагог дает развернутое
речевое описание происходящего, ребёнок – доступное ему высказывание
от одного слова до фразы). И др.
Художественно-эстетическое развитие
изобразительная
деятельность
От 1,5 лет до 2 лет: Слушание художественных текстов,
(рисование, экспериментирование детей с красками, глиной, пластилином, наблюдение
лепка) и конструирование за процессом рисования, лепки взрослого; совместное с взрослым
из мелкого и крупного рисование, лепка; игровые и плясовые движения под музыку и слова песни;
строительного материала;
игровые упражнения на различение звучания музыкальных инструментов
музыкальная деятельность
(слушание
музыки
и
(дудочка, барабан, гармошка, флейта), подпевание слов, фраз, несложных
попевок и песенок.
исполнительство,
От 2 лет до 3 лет: Рассматривание, слушание, восприятие красоты
музыкально-ритмические
произведений искусства, природы, народных игрушек, предметов;
движения).
рисование, лепка совместно со взрослым и самостоятельно; обследование
предметная деятельность;
ситуативно-деловое
общение со взрослым;
игровая деятельность;
формы предмета движением рук по нему, экспериментирование со
свойствами глины, пластилина, пластической массы; игры с настольным и
напольным строительным материалом и простейшими пластмассовыми
конструкторами, строительные игры с использованием природного
материала (песок, вода, желуди, камешки…).
Музыкальные и театрализованные игры, игры-действия со звуками (живой
и неживой природы), посильное участие в играх, театрализованных
представлениях, забавах, развлечениях и праздниках; просмотр игрдраматизаций и кукольных спектаклей; игры-имитации, игры с настольным
театром.
Физическое развитие
двигательная деятельность;
утренняя гимнастика, физкультурное занятие, выполнение физических
упражнений в паре с педагогом; разнообразные игровые упражнения для
предметная деятельность;
ситуативно-деловое
общение со взрослым;
игровая деятельность
закрепления двигательных навыков, самостоятельное выполнение
движений; простые подвижные игры на воздухе и в помещении (вместе с
педагогом в небольших подгруппах), игры на развитие мелкой моторики,
игры с двигательными игрушками, развлечения, оздоровительные игры (в
том числе адаптационные игры, игры эмоционально сближающие,
развивающие общение), игры-забавы, музыкально-ритмические
упражнения, имитационные упражнения, упражнения с предметами.
элементарные культурно-гигиенические действия при приеме пищи, уходе
за собой (при поддержке, помощи педагога) и др.