2. Система педагогической диагностики достижения планируемых результатов.

Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов
реализации образовательной программы дошкольного образования
(в соответствии с ФОП ДО п.16. 1-10).
Цель педагогической диагностики: получение информации о динамике возрастного развития
ребёнка и успешности освоения им Программы, эффективности выбранных форм и методов
организации образовательной деятельности.
Задачи педагогической диагностики:
 изучение деятельностных умений ребёнка, его интересов, предпочтений, склонностей,
личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
 выявление особенностей и динамики развития ребёнка, составление на основе
полученных данных индивидуальных образовательных маршрутов освоения
образовательной программы, своевременное внесение изменений в планирование,
содержание и организацию образовательной деятельности.
Специфика педагогической диагностики:
С учетом специфики дошкольного возраста (в частности несформированность произвольности
поведения) и системных особенностей дошкольного образования (не является обязательным)
ФГОС ДО задает результаты дошкольного образования как целевые ориентиры (возрастные
характеристики возможных достижений ребёнка на разных этапах дошкольного детства).
Целевые ориентиры оценке не подлежат, в том числе и в виде педагогической диагностики.
ФОП ДО задает планируемые результаты освоения Программы (вытекающие из задач обучения
и воспитания), которые могут выступать как показатели для педагогической диагностики. При
этом диагностируется индивидуальное развитие ребенка (выявляется ли динамика развития) и
тем самым оценивается эффективность педагогических воздействий.
Ориентирами для диагностики методом наблюдения являются планируемые результаты
освоения Программы:
 планируемые результаты освоения Программы представляют собой возрастные
характеристики возможных достижений ребёнка дошкольного возраста на разных
возрастных этапах;
 достижение этих результатов должно быть обеспечено каждому ребенку;
 но надо учесть, что указанные возрастные показатели ("к одному году", "к трем годам")
условны, потому что в дошкольном детстве у каждого ребенка свой, индивидуальный
темп психического развития особенно при прохождении критических периодов в конце
возрастного этапа (раннего возраста, дошкольного возраста). По причине индивидуальной
траектории развития ребёнок может достигнуть обозначенной в планируемом результате
характеристики развития раньше или позже указанного возраста;
 Также может различаться и степень выраженности показателя-результата у детей одного
возраста. Такие различия не должны быть констатированы как трудности ребёнка в
освоении образовательной программы и не подразумевают его включения в
соответствующую целевую группу для коррекционного обучения.
Указанная специфика подчеркивает направленность педагогической диагностики на
оценку индивидуального развития детей дошкольного возраста, на основе которой
определяется эффективность педагогических действий и осуществляется их дальнейшее
планирование.

Принципиальные подходы к педагогической диагностике в детском саду:






стремление к максимальной объективности в процедурах и результатах диагностики:
соответствие диагностических методик возрастным особенностям
ребенка;
сопоставление полученных данных с данными других педагогов, родителей.
доступность для педагога диагностических процедур и методов (использование тех
методов, изучение которых входит в подготовку педагога);
обеспечение непрерывности изучения достижений ребенка в естественных условиях
педагогического процесса.
в ходе диагностики учитываются индивидуальные пути развития: отклонения от нормы
возраста не оцениваются как негативные без анализа динамических тенденций развития
ребенка.
аутентичность оценки: оценка строится в основном на анализе реального поведения
ребенка, а не на результате выполнения специальных заданий. Аутентичные оценки
могут давать взрослые, которые проводят с ребенком много времени, хорошо знают его
поведение (родители). Родители могут стать партнерами педагога при поиске ответа на
тот или иной вопрос.

Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для:
1) индивидуализации образования (поддержки ребёнка, построения его образовательной
траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Результаты диагностики являются строго конфиденциальной информацией, которая сохраняется
на рабочем месте педагога в течение периода работы с определенной группой воспитанников
(максимально – год после выпуска группы из ГБДОУ в школу, минимально - в течение учебного
года). Диагностические сведения используются строго только для педагога и при необходимости
для консультирования родителей ребенка.
Особенности проведения педагогической диагностики:
1. Периодичность проведения: проводится на начальном этапе освоения ребёнком Программы
(стартовая диагностика) и на завершающем этапе освоения программы его возрастной группой
(финальная диагностика).
Стартовая диагностика:
 При проведении диагностики на начальном этапе учитывается адаптационный период
пребывания ребёнка в группе. В этот период осуществляется ежедневное наблюдение за
адаптацией детей. Результаты фиксируются в «листе здоровья».
 Выявление стартовых условий с вновь принятыми детьми
младшего возраста
осуществляется частично методом анкетирования родителей, частично – методом
наблюдений.
 Основной метод - наблюдение за деятельностью ребенка и свободная беседа с ним.
Финальная диагностика:
 Проводится в мае.
 На основе сравнения результатов стартовой и финальной диагностики
методом
педагогического анализа педагог делает вывод об индивидуальной динамике развития
каждого ребёнка и об эффективности планирования образовательной работы с группой в
целом..
2

В течение учебного года по ходу образовательного процесса осуществляется:
 Сбор и анализ материалов портфолио ребёнка (рисунков, работ по аппликации,
фотографий работ по лепке, построек, поделок, выполнение заданий в рабочей тетради)
и других способов фиксации достижений ребенка (записи наблюдений в естественных
условиях и в разных видах деятельности). По полученным данным педагог планирует
индивидуальную работу с ребенком.


Аналогично формируется портфолио группы (продуктивные выходы по итогам проектов,
коллективные мероприятия и тому подобное), определяется эффективность работы
педагогов по организации освоения содержания программы детьми и дальнейшее
планирование работы.



Рекомендуется повторный срез наблюдений по карте развития в январе.

2. Показатели педагогической диагностики:
Смотри ниже - Планируемые результаты.
3. Методы проведения педагогической диагностики:
1. Основной метод - наблюдение (и для индивидуальной и для групповой диагностики)
Прочие методы - дополнительные
2. свободная беседа с ребенком (для индивидуальной диагностики)
3. анализ продуктов детской деятельности (рисунков, работ по лепке, аппликации, построек,
поделок и тому подобное) (для индивидуальной диагностики)
4. специальные диагностические ситуации (для индивидуальной диагностики).
При необходимости педагог может использовать специальные методики диагностики
физического, коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического
развития.
Основным методом педагогической диагностики является наблюдение:
 Ориентирами для наблюдения являются планируемые результаты освоения Программы.
 Педагог наблюдает за поведением ребёнка в деятельности (игровой, общении,
познавательно-исследовательской, изобразительной, конструировании, двигательной) в
разных ситуациях (в режимных процессах, в группе и на прогулке, совместной с другими
детьми и самостоятельной деятельности детей и в других ситуациях).


В процессе наблюдения педагог отмечает особенности проявления ребёнком личностных
качеств, деятельностных умений, интересов, предпочтений, фиксирует реакции на успехи
и неудачи, поведение в конфликтных ситуациях и тому подобное

Дополнительные методы:
 Результаты наблюдения могут быть дополнены беседами с детьми в свободной форме, что
позволяет выявить причины поступков, наличие интереса к определенному виду
деятельности, уточнить знания о предметах и явлениях окружающей действительности и
другое.
 Анализ продуктов детской деятельности: может осуществляться на основе изучения
материалов портфолио ребёнка (рисунков, работ по аппликации, фотографий работ по
лепке, построек, поделок и другого). Полученные в процессе анализа качественные
характеристики существенно дополнят результаты наблюдения за продуктивной
деятельностью детей (изобразительной, конструктивной, музыкальной и другой
деятельностью).
3



специальные диагностические ситуации, фактически провоцирующие деятельность
ребенка, которую хотел бы пронаблюдать педагог.
4. Интерпретация результатов педагогической диагностики:

Завершение педагогической диагностики:
Педагогическая диагностика завершается анализом полученных данных, на основе которых
педагог выстраивает взаимодействие с детьми, организует развивающую предметнопространственную среду, мотивирующую активную творческую деятельность обучающихся,
составляет индивидуальные образовательные маршруты освоения образовательной Программы,
осознанно и целенаправленно проектирует образовательный процесс.
1. При использовании методов с конкретным описанием процедуры диагностики в составе
описания представлена и интерпретация полученных данных: как их зафиксировать –
проанализировать – и какие можно сделать выводы. Используемые источники: «Мониторинг в
детском саду» - СПб.: Детство-пресс.
2. При проведении наблюдений без стандартов организации обследования и интерпретации
результатов (без разработанной схемы наблюдения) способ и форму фиксации результатов
наблюдений педагог выбирает самостоятельно.
Оптимальной формой фиксации результатов наблюдения является карта развития
ребёнка с показателями возрастного развития ребёнка (ожидаемыми результатами) и
критериями их оценивания. Фиксация данных наблюдения позволит педагогу выявить и
проанализировать динамику в развитии ребёнка на определенном возрастном этапе, а также
скорректировать образовательную деятельность с учётом индивидуальных особенностей
развития ребёнка и его потребностей.
Карта развития (в соответствии с ФОП ДО):
Наблюдая за поведением ребёнка, педагог обращает внимание на следующие критерии и
фиксирует их проявление в карте развития (например, цифрами). Для наглядности отражения
динамики можно использовать цветные цифры(например, 1 – черный; 2 – зеленый; 3 – красный)
1й критерий: частота проявления показателя (показывает устойчивость показателя).
1 – никогда 2 – изредка 3 - обычно
2й критерий: самостоятельность (самостоятельность выполнения
определить зону актуального и ближайшего развития ребёнка).
1 – не может даже с помощью педагога
2 – с помощью педагога
3 – самостоятельно

действия

позволяет

3й критерий: инициативность ребёнка в деятельности (инициативность свидетельствует о
проявлении субъектности ребёнка в деятельности и взаимодействии)
1 – никогда 2 – изредка 3 - обычно
/Для заполнения этого критерия берутся результаты диагностики по методике Н.А. Коротковой,
П.Г. Нежнова «Нормативные карты возрастного развития дошкольников» (Диагностика развития
инициативности детей дошкольного возраста (3-7 лет).
http://www.firo-nir.ru/index.php/instrumentariy/materialy-dlya-izucheniya/instrumentarij-dlyaprovedeniya-pedagogicheskoj-diagnostiki.html

4

Интерпретация полученных данных:
Итоговый срез в конце года показывает степень эффективности образовательного процесса
(воспитателю для рефлексии - взгляда на свою работу в течение года: что было в ее
организации удачно и что не дало должного результата).
Поводом для изменений организации работы является сравнение срезов за сентябрь/октябрь и
январь (при анализе важно увидеть динамику развития ребенка, а она наглядно проявляется в
возрастании цифр от 111 к 333; и воспитатель может легко определить отдельных детей,
нуждающихся в индивидуальной работе (не показывающих динамику развития).
Упрощенный вариант фиксации данных в карте развития (для начинающих педагогов):
Для фиксации и анализа наблюдений по планируемым результатам освоения Программы может
быть использован один критерий степени проявления показателя (конкретного результата
освоения Программы):
 показатель проявляется ярко, это - достижение развития ребенка;
 есть проявления показателя (но они еще нестабильные, неустойчивые - требуется
поддержка ребенка в этом направлении);
 показатель почти не проявляется - необходима помощь ребенку в данном направлении.
Для обозначения результата можно использовать условные знаки, например: + +/- 5. Используемые стандарты педагогической диагностики.
5.1. Карты развития по показателям планируемых результатов
(в карте развития показатели могут быть перечислены цифрами с приложением описания
планируемых результатов. На каждого ребенка выделено 2-3 столбца/ строчки для фиксации
срезов).
Пример карты детского развития

5

Критерии
оценки 

Показатели
развития
(планируемые
результаты)


старт
Устойчивость
Самостоятельность
Инициативность

финал
Устойчивость
Самостоятельность
Инициативность

старт
Устойчивость
Самостоятельность
Инициативность

финал
Устойчивость
Самостоятельность
Инициативность

старт
Устойчивость
Самостоятельность
Инициативность

финал

Устойчивость
Самостоятельность
Инициативность

старт

Устойчивость
Самостоятельность
Инициативность

Устойчивость
Самостоятельность
Инициативность

Карта детского развития:
педагогическая диагностика достижения планируемых результатов
1я младшая группа_______________________ Учебный год_________________________________
Имя
ребенка

финал

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

6

Карта детского развития: педагогическая диагностика достижения планируемых результатов
1я младшая группа_______________________
Показатели развития
(планируемые
результаты) 

Имя
ребенка

Старт
финал
Старт
финал
Старт
финал
Старт
финал
Старт
финал

Критерии оценки
Устойчивость
Самостоятельность
Инициативность
Устойчивость
Самостоятельность
Инициативность
Устойчивость
Самостоятельность
Инициативность
Устойчивость
Самостоятельность
Инициативность
Устойчивость
Самостоятельность
Инициативность
Устойчивость
Самостоятельность
Инициативность
Устойчивость
Самостоятельность
Инициативность
Устойчивость
Самостоятельность
Инициативность
Устойчивость
Самостоятельность
Инициативность
Устойчивость
Самостоятельность
Инициативность

1

Учебный год_________________________________

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Планируемые результаты в дошкольном возрасте. ФОП ДО п.15.3.1 - 3
К четырем годам:
1. ребёнок демонстрирует положительное отношение к разнообразным физическим
упражнениям, проявляет избирательный интерес к отдельным двигательным действиям
(бросание и ловля мяча, ходьба, бег, прыжки) и подвижным играм;
2. ребёнок проявляет элементы самостоятельности в двигательной деятельности, с интересом
включается в подвижные игры, стремится к выполнению правил и основных ролей в игре,
выполняет простейшие правила построения и перестроения, выполняет ритмические
упражнения под музыку;
3. ребёнок демонстрирует координацию движений при выполнении упражнений, сохраняет
равновесие при ходьбе, беге, прыжках, способен реагировать на сигналы, переключаться с
одного движения на другое, выполнять движения в общем для всех темпе;
4. ребёнок владеет культурно-гигиеническими навыками: умывание, одевание и тому подобное,
соблюдает требования гигиены, имеет первичные представления о факторах, положительно
влияющих на здоровье;
5. ребёнок проявляет доверие к миру, положительно оценивает себя, говорит о себе в первом
лице;
6. ребёнок откликается эмоционально на ярко выраженное состояние близких и сверстников по
показу и побуждению взрослых; дружелюбно настроен в отношении других детей;
7. ребёнок владеет элементарными нормами и правилами поведения, связанными с
определенными разрешениями и запретами ("можно", "нельзя"), демонстрирует стремление
к положительным поступкам;
8. ребёнок демонстрирует интерес к сверстникам в повседневном общении и бытовой
деятельности, владеет элементарными средствами общения в процессе взаимодействия со
сверстниками;
9. ребёнок проявляет интерес к правилам безопасного поведения; осваивает безопасные
способы обращения со знакомыми предметами ближайшего окружения;
10. ребёнок охотно включается в совместную деятельность со взрослым, подражает его
действиям, отвечает на вопросы взрослого и комментирует его действия в процессе
совместной деятельности;
11. ребёнок произносит правильно в словах все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и
сонорных, согласовывает слова в предложении в роде, числе и падеже, повторяет за
педагогическим работником (далее - педагог) рассказы из 3-4 предложений, пересказывает
знакомые литературные произведения, использует речевые формы вежливого общения;
12. ребёнок понимает содержание литературных произведений и участвует в их драматизации,
рассматривает иллюстрации в книгах, запоминает небольшие потешки, стихотворения,
эмоционально откликается на них;
13. ребёнок демонстрирует умения вступать в речевое общение со знакомыми взрослыми:
понимает обращенную к нему речь, отвечает на вопросы, используя простые
распространенные предложения; проявляет речевую активность в общении со сверстником;
14. ребёнок совместно со взрослым пересказывает знакомые сказки, короткие стихи;
15. ребёнок демонстрирует познавательную активность в деятельности, проявляет эмоции
удивления в процессе познания, отражает в общении и совместной деятельности со
взрослыми и сверстниками полученные представления о предметах и объектах ближайшего
окружения, задает вопросы констатирующего и проблемного характера;
16. ребёнок проявляет потребность в познавательном общении со взрослыми; демонстрирует
стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов, к
простейшему экспериментированию с предметами и материалами: проявляет элементарные
представления о величине, форме и количестве предметов и умения сравнивать предметы по
этим характеристикам;
17. ребёнок проявляет интерес к миру, к себе и окружающим людям;

18. ребёнок знает об объектах ближайшего окружения: о родном населенном пункте, его
названии, достопримечательностях и традициях;
19. ребёнок имеет представление о разнообразных объектах живой и неживой природы
ближайшего окружения, выделяет их отличительные особенности и свойства, различает
времена года и характерные для них явления природы, имеет представление о сезонных
изменениях в жизни животных, растений и человека, интересуется природой, положительно
относится ко всем живым существам, знает о правилах поведения в природе, заботится о
животных и растениях, не причиняет им вред;
20. ребёнок способен создавать простые образы в рисовании и аппликации, строить простую
композицию с использованием нескольких цветов, создавать несложные формы из глины и
теста, видоизменять их и украшать; использовать простые строительные детали для создания
постройки с последующим её анализом;
21. ребёнок с интересом вслушивается в музыку, запоминает и узнает знакомые произведения,
проявляет эмоциональную отзывчивость, различает музыкальные ритмы, передает их в
движении;
22. ребёнок активно взаимодействует со сверстниками в игре, принимает на себя роль и
действует от имени героя, строит ролевые высказывания, использует предметы-заместители,
разворачивает несложный игровой сюжет из нескольких эпизодов;
23. ребёнок в дидактических играх действует в рамках правил, в театрализованных играх
разыгрывает отрывки из знакомых сказок, рассказов, передает интонацию и мимические
движения.
5.2. Для всех групп дошкольного возраста: методика Н.А. Коротковой, П.Г. Нежнова
«Нормативные карты возрастного развития дошкольников» (Диагностика развития
инициативности детей дошкольного возраста (3-7 лет).
http://www.firo-nir.ru/index.php/instrumentariy/materialy-dlya-izucheniya/instrumentarij-dlyaprovedeniya-pedagogicheskoj-diagnostiki.html?ysclid=lljdc2veiu844985619

5.3. Рекомендуемые дополнительные методы педагогической диагностики.
Вторая младшая группа
Социально-коммуникативное развитие
Сюжетно-ролевая игра.  Наблюдение в игровой диагностической ситуации (на выбор
ситуации №№ 1 – 4). Стр. 258-259. Критерии оценки – стр.262. (Оценка: С = достижение; плюс
= примерная норма, минус = проблема).
Режиссерская игра.  Наблюдение в игровой диагностической ситуации № 5. Стр. 259.
Критерии оценки – стр.262. (Оценка: С = достижение; плюс = примерная норма, минус =
проблема).
Освоение нравственных норм.  Методика «Сюжетные картинки». Стр.142-143.
Социальная компетентность.  Наблюдение самостоятельной деятельности и общения
ребенка. Стр.157. (Оценка: 2 балла = достижение; 0 баллов = примерная норма, минус 2 балла
= проблема).
Предметный мир.  Игровое задание «Что не так» (или по выбору). Стр.296 – 297.
2

Труд взрослых.  Индивидуальная беседа с использованием картинок (Расскажи, что мама
(папа)… Отбери те картинки…). Стр.301.
Самообслуживание = Физическое развитие. Уровень овладения культурногигиеническими навыками.
Познавательное развитие.
1. Сенсорно-математическое развитие.
 Метод: Игровые диагностические ситуации. Источник: Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н.
Математика – это интересно. СПб, 2002. стр.37-38.
2. Экологические представления.
Источник: Мир природы и ребенок: методика экологического воспитания дошкольников/Под
ред. Маневцовой Л.М., Саморуковой П.Г.-СПб, 2000. стр. 285-286.
 Методы:
Животные.
Критерии оценивания: 1. Узнают и называют ли дети по картинкам два-три вида домашних и
диких животных, одну-две птицы, бабочку, рыбку, лягушку? 2. Знают ли части тела животных?
3. Знают ли, где они живут? 4. Знают ли, чем питаются? 5. Какие признаки живого выделяют?
Метод: Беседа с детьми по картинкам (приготовить картинки с изображением животных
разных экологических групп: зверей, птиц, рыб, насекомых, земноводных — лягушка): 1. Кто
это (если ребенок затрудняется с ответом, попросить показать, где корова, лошадь и т. д.)? 2.
Где живет? 3. Что это (показать ту или иную часть тела)? 4. Живое ли это (показать картинку с
изображением животного)? 5. Как догадался, что живое?
Вариативный метод: Организовать с ребенком игру «Покорми животное*. Приготовить
игрушки, изображающие животных и разные виды пищи (натуральные или их изображения).
Предложить детям выбрать то, что любят животные, и «покормить» их.
Растения.
Критерии оценивания: 1. Узнают и называют ли дети по картинкам и в натуре два-три вида
растений (комнатных, цветника, огорода),одно-два дерева? 2. Знают ли их части (лист, стебель,
цветок)? 3.Осознают ли необходимость поливки? 4. Относят ли растения к живым существам?
Метод: Беседа с детьми по картинкам и с использованием комнатных растений (подобрать
картинки с изображением травянистых растений цветника, огорода, луга, а также деревьев): 1.
Что это (или — как называется это растение)? 2. Что будет, если растения не поливать? 3.
Живое ли растение? 4.Как догадался, что живое?
Вариативный метод: Организовать игру «Путаница» (приготовить карточки с изображением
частей растения). Задание ребенку: сложи правильно, как бывает. (Затем перепутать
расположение частей.) Можно ли сложить так? Почему нельзя? Назови, что это (указать на ту
или иную часть растения).
Вариативный метод диагностики: Выполнение графических диагностических заданий в
рабочей тетради // Добро пожаловать в экологию! Рабочая тетрадь для детей 3-4 лет. – СПб:
Детство-пресс.
Речевое развитие
1. Развитие связной речи.  Игровое диагностическое задание «Мишутка нарисовал
картинку». Стр. 373.
2. Развитие словаря.  Игровое диагностическое задание на использование в речи
обобщающих слов. Стр. 374.
3. Освоение грамматически правильной речи.  Игровые диагностические задания
«Мишутка играет в прятки», «Кто прибежал за своим ребенком». Стр. 375 - 376.
3

4. Звукопроизношение.  Игровое диагностическое задание (по выбору педагога). Стр. 377 378. (Оценка: 3 = достижение; 2 = примерная норма, 1 = проблема).
Художественно-эстетическое развитие
Приобщение к изобразительному искусству.
 Включенное наблюдение за ребенком в совместной со взрослым деятельности по
вышеуказанным показателям.
Оценивание по общей схеме:
 достижение - показатель проявляется ярко, это - достижение ребенка;
 примерная норма - есть проявления показателя, но еще нестабильные, неустойчивые требуется поддержка ребенка в этом направлении;
 проблема - показатель почти не проявляется - необходима помощь ребенку в данном
направлении.
Показатели высокого уровня:
 Ребенок в совместной со взрослым деятельности интересуется проявлениями эстетического в
быту, явлениях и объектах природы, произведениях искусства.
 Эмоционально откликается на интересные выразительные образы, радуется красивому
предмету, рисунку; видит некоторые эстетические проявления, средства выразительности,
чувствует эмоциональную выразительность форм, линий, цвета. В диалоге со взрослым может
высказать свою оценку, на доступном уровне пояснить выбор предмета.
 Внимательно рассматривает предметы народных промыслов, игрушки, иллюстрации.
Различает, выделяет некоторые предметы народных промыслов (игрушки, украшенные
предметы), их назначение, материалы, из которых изготовлены некоторые предметы. Различает
некоторые элементы росписи; различает скульптурные образы, живописные и графические
изображения (иллюстрации, узнает изображенные в них предметы и явления.
Изобразительная деятельность.
 Наблюдение за ребенком в изобразительной деятельности по вышеуказанным показателям.
Оценивание по общей схеме:
 достижение - показатель проявляется ярко, это - достижение ребенка;
 примерная норма - есть проявления показателя, но еще нестабильные, неустойчивые требуется поддержка ребенка в этом направлении;
 проблема - показатель почти не проявляется - необходима помощь ребенку в данном
направлении.
Показатели высокого уровня:
 Создает простейшие изображения (предметные, сюжетные и декоративные) на основе линий,
штрихов, пятен, простых форм.
 Освоил некоторые изобразительно-выразительные и технические умения (согласно программе),
способы создания изображения. Передает сходство с реальными предметами, обогащает образ
выразительными деталями.
 При сопровождении взрослого принимает участие в создании коллективных творческих работ
(совместных комопозиций), наблюдает за действиями других детей, испытывает общую
радость.Ребенок в совместной со взрослым деятельности интересуется проявлениями
эстетического в быту, явлениях и объектах природы, произведениях искусства.
Художественная литература. Наблюдение в процессе восприятия художественный
литературы и фольклора по вышеуказанным показателям.
Оценивание по общей схеме:
 достижение - показатель проявляется ярко, это - достижение ребенка;
 примерная норма - есть проявления показателя, но еще нестабильные, неустойчивые 4

требуется поддержка ребенка в этом направлении;
 проблема - показатель почти не проявляется - необходима помощь ребенку в данном
направлении.
перечисленным показателям.
Выводы по итогам анализа наблюдений:
 достижение - преобладают показатели достижений;
 проблема - преобладают показатели озабоченности;
 примерная норма - есть и достижения и показатели озабоченности (допустимы: быстрое
отвлечение при слушании…однословные ответы на вопросы…затруднение при
пересказе…плохое запоминание рифмованных текстов).
Музыка. Проводит музыкальный руководитель.
Физическое развитие.
1. Уровень овладения культурно-гигиеническими навыками. Метод диагностики:
наблюдение за детьми во время гигиенических процессов. Стр. 305.
2. ЗОЖ – Здоровье и здоровый образ жизни. Методы на выбор:
 Опросник по выявлению представлений детей в данной области. Стр.93.
 Беседа с опорой на хорошо знакомое литературное произведение для выявления отношения
ребенка к здоровью и здоровому образу жизни. Стр.90.
3. Уровень физической подготовленности. Оценку проводит инструктор по физической
культуре, воспитатель помогает.

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».