Виды детской деятельности и формы организации образовательной деятельности. ФОП ДО п. 23.1, 2, 4, 5, 10-12. Виды детской деятельности в дошкольном возрасте (3 года - 8 лет): 1. игровая деятельность (сюжетно-ролевая, театрализованная, режиссерская, строительноконструктивная, дидактическая, подвижная и другие); 2. общение со взрослым (ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное, внеситуативноличностное) и сверстниками (ситуативно-деловое, внеситуативно-деловое); 3. речевая деятельность (слушание речи взрослого и сверстников, активная диалогическая и монологическая речь); 4. познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование; 5. изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) и конструирование из разных материалов по образцу, условию и замыслу ребёнка; 6. двигательная деятельность (основные виды движений, общеразвивающие и спортивные упражнения, подвижные и элементы спортивных игр и другие); 7. элементарная трудовая деятельность (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд); 8. музыкальная деятельность (слушание и понимание музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах). Общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность рассматриваются как сквозные механизмы развития ребенка. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – игра (сюжетно-ролевая). Формы реализации Программы в соответствии с видом детской деятельности и возрастными особенностями детей в дошкольном возрасте (6 - 7- 8 дет): Социально-коммуникативное развитие Виды деятельности: игровая деятельность (игры сюжетно-ролевая, театрализованная, режиссерская, строительноконструктивная, дидактическая, подвижная и другие); общение со взрослым (ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное, внеситуативно-личностное) и сверстниками (ситуативно-деловое, внеситуативно-деловое); элементарная трудовая деятельность (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд); + речевая деятельность Формы организации образовательной деятельности Игра, чтение художественной литературы, подражание детей позитивному опыту персонажей художественных произведений; обсуждение и разыгрывание посещения любимых мест города; Рассматривание предметов, игры-экспериментирования с многообразием материалов предметного мира; дидактические игры с предметами и картинками на группировку; самостоятельное выполнение отдельных действий самообслуживания, специальные игры и упражнения для развития мелкой моторики рук детей. Наблюдения за трудом взрослых (работники ДОУ), экскурсия, праздник; Выполнение поручений и заданий. Игровые ситуации пользования предметами быта, обсуждение со всеми детьми и упражнение в правилах безопасного поведения Проектная деятельность, просмотр и анализ фрагментов анимационных фильмов, Совместные игры со сверстниками, совместные дела. Наглядное моделирование трудовых процессов взрослых, процессов хозяйственно-бытового труда, рассказывание детей о профессиях работников ДОО и родителей. Рассказы детей о себе, семейных традициях, ДОУ и школе; произведения литературы и изобразительного искусства, кинематографа и мультипликации (общение и взаимопомощь), групповые формы совместной деятельности со сверстниками, планирование совместной деятельности при поддержке педагога, участие детей в подготовке мероприятий для родителей, пожилых людей, младших детей в ДОУ. Выражение представлений о своей стране и ее многонациональном народе, символах и традициях в различных видах деятельности детей (рисуют, играют, обсуждают). Участие в социальных акциях и волонтерских мероприятиях в ДОУ и в районе. Образовательные ситуации (встречи с представителями разных профессий, экскурсии, просмотры видеофильмов, мультфильмов, чтение художественно литературы, этические беседы) по ознакомлению детей с миром профессий, современной техникой, экономическими знаниями; проблемные и игровые ситуации; коллективное выполнение детьми трудовых поручений, дежурства. Обсуждение с детьми содержания детских книг, рассматривание картинок, постеров, игровые проблемные ситуации, досуги, дидактические игры; ответы на проблемные вопросы о преодолении опасных ситуаций. Обсуждение правил безопасного пользования сетью Интернет, цифровыми ресурсами, мобильными телефонами Познавательное развитие Виды деятельности: познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование; + игровая, речевая, общение со взрослым и сверстниками; Формы организации образовательной деятельности Дидактические игры. Игры-экспериментирования с материалами. Поисковая деятельность (под руководством взрослого), совместные действия со взрослым и сверстниками; сравнение предметов, группировка; Ответы на вопросы, наблюдение, рассматривание, игровые проблемные ситуации, называние представлений о семье, своем городе, действиях взрослых, объектах природы, временах года. Игры дидактические и развивающие. Коллекционирование. Упражнения с предметами: сравнение, группировка, классификация и сериация. Объединение со сверстниками для решения поставленных поисковых задач при поддержке взрослого; простейшие опыты, экспериментирование Исследовательская деятельность, игровые и познавательные задания на цветоведение, воссоздание фигуры из частей, деление фигуры на части; выделение сходства и отличия между группами предметов, сравнивание предметов по 3-5 признакам, выстраивание сериационных рядов предметов, группировку, упорядочивание и классификацию; Самостоятельный выбор способа осуществления разных видах познавательной деятельности с обеспечением самоконтроля и взаимоконтроля действий и результатов; обсуждение проблемы и совместный поиск способов её решения; задания на использование математических способов нахождения решений: вычисление, измерение, сравнение по количеству, форме и величине с помощью условной меры, создание планов, схем, использование знаков, эталонов и др; составление и решение простых арифметических задач на сложение и вычитание; измерения протяженности, массы и объема веществ с помощью условной меры, определение времени по часам и календарю. Поисковая и игровая деятельность по истории и культуре родной страны; восприятие сказок, песен, игр разных народов; целенаправленные наблюдения за природными явлениями, самостоятельное экспериментирование и опыты для ознакомления со свойствами объектов неживой природы. Речевое развитие Виды деятельности: речевая деятельность (слушание речи взрослого и сверстников, активная диалогическая и монологическая речь); + игровая, общение со взрослым и сверстниками, познавательно-исследовательская деятельность; Формы организации образовательной деятельности Слушание чтения детских книг и рассматривание иллюстраций, беседа, рассматривание, решение проблемных ситуаций, разговор с детьми, игра, проектная деятельность, ответы на вопросы и обращения педагога, задавать ему свои вопросы; сообщения о своих впечатлениях, желаниях; «чтение с продолжением», инсценировки с использованием прямой и косвенной речи, игры-этюды (выразительность диалогов), пересказы по ролям, по частям, непринужденная беседа, общая беседа, ответы на вопросы, задавать вопросы краткие и распространенные, коллективные разговоры, разговоры детей по поводу игр, прочитанных книг, просмотренных фильмов; игровые и деловые диалоги; диалоги с использованием разных типов реплик; объяснительая речь, речь-доказательство, речевое планирование, сочинение в контексте литературных жанров, составление рассказа по плану, придумывание метафор, рассказов-контаминаций, рассказывание по собственной инициативе, игры в этикет телефонного разговора, гостевой и столовый этикет, игровые упражнения на развитие мелкой моторики кистей рук (раскрашивание, штриховка, мелкие мозаики). «чтение с продолжением», инсценировки с использованием прямой и косвенной речи, игры-этюды (выразительность диалогов и движений, поз), пересказы по ролям, по частям, непринужденная беседа, общая беседа, ответы на вопросы, формулирование вопросов, коллективные разговоры, разговоры детей по поводу игр, прочитанных книг, просмотренных фильмов; игровые и деловые диалоги; диалоги с использованием разных типов реплик; объяснительая речь, речьдоказательство, речевое планирование, сочинение в контексте литературных жанров, составление рассказа по плану, придумывание метафор, рассказов-контаминаций, рассказывание по собственной инициативе, игры в этикет телефонного разговора, гостевой и столовый этикет, игровые упражнения на развитие мелкой моторики кистей рук (раскрашивание, штриховка, мелкие мозаики). Художественно-эстетическое развитие Виды деятельности: изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) и конструирование из разных материалов по образцу, условию и замыслу ребёнка; музыкальная деятельность (слушание и понимание музыкальных произведений, пение, музыкальноритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах); + игровая, речевая, общение со взрослым и сверстниками, познавательно-исследовательская деятельность. Формы организации образовательной деятельности Рассматривание эстетически привлекательных предметов, организация выставок, слушание народной, классической, детской музыки; беседы; Изготовление предметов для игры. Музыкально-дидактические игры, дидактические игры по изобразительной деятельности. Театрализованные игры, игры с кукольным театром. Занятия музыкальные, рисование, лепка, аппликация, конструирование. Концерты, досуги, праздники. Создание коллективных произведений. Изготовление украшений для группы к праздникам создание предметов для познавательноисследовательской деятельности, макетов, коллекций и их оформление; .Знакомство с творческими профессиями. Ситуации познания культурных традиций своего народа через творческую деятельность; группировка произведений по видам и жанрам искусства; участие в фольклорных праздниках; посещение выставки, театра, музея, цирка; Самостоятельное сочетание знакомых изобразительных техник, разных способов изображения; коллективное декоративное творчество детей; экспериментирование с красками – палитра оттенков; Игры на развитие музыкальной памяти (жанры музыкальных произведений, музыкальные инструменты; творчество композиторов); этюды на передачу образа различными способами (речь, мимика, жест, пантомима и прочее); изготовление декораций, элементов костюмов и атрибутов; участие в совместной досуговой деятельности, участие в праздничных программах и в подготовке помещений к ним; участие в творческих объединениях дополнительного образования в ДОО и вне её. Физическое развитие Виды деятельности: двигательная деятельность (основные виды движений, общеразвивающие и спортивные упражнения, подвижные и элементы спортивных игр и другие); + игровая, общение со взрослым и сверстниками, познавательно-исследовательская деятельность; Формы организации образовательной деятельности Утренняя гимнастика, строевые упражнения, основные движения, общеразвивающие, спортивные упражнения, подвижные игры, оздоровительные игры (адаптационные, профилактика нарушений осанки и др.), физкультурные занятия, досуги, дни здоровья, физминутки, бодрящая гимнастика, дидактические игры, проектная деятельность Спортивные упражнения, элементы спортивных игр, ритмическая гимнастика, беседы о здоровье Беседы о разных видах спорта и достижениях российских спортсменов; туризм (прогулки и экскурсии) как форма активного отдыха; тематические физкультурные праздники. самоконтроль и оценка качества выполнения упражнений другими детьми; игры-эстафеты; придумывание вариантов усложнения подвижных игр (правилотворчество). Беседы о профилактике и охране здоровья, об оказании элементарной первой помощи