1.Характеристика развития детей 4 - 5 лет.docx

1. Характеристика особенностей развития детей:
Пятый год жизни. Средний дошкольный возраст. Средняя группа.
Дети 4—5 лет все еще не осознают социальные нормы и правила поведения, однако
у них уже начинают складываться обобщенные представления о том, как надо и не надо
себя вести. Как правило, к пяти годам дети без напоминания взрослого здороваются и
прощаются, говорят «спасибо» и «пожалуйста», не перебивают взрослого, вежливо
обращаются к нему. Кроме того, они могут по собственной инициативе убирать игрушки,
выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. В этом возрасте у детей
появляются представления о том, как положено себя вести девочкам и как — мальчикам.
Дети хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не только в поведении другого,
но и в своем собственном. Таким образом, поведение ребенка 4—5 лет не столь
импульсивно и непосредственно, как в 3—4 года, хотя в некоторых ситуациях ему все еще
требуется напоминание взрослого или о необходимости придерживаться тех или иных норм
и правил.
В этом возрасте детьми хорошо освоен алгоритм процессов умывания, одевания,
купания, приема пищи, уборки помещения. Дошкольники знают и используют по
назначению атрибуты, сопровождающие эти процессы: мыло, полотенце, носовой платок,
салфетку, столовые приборы. Уровень освоения культурно-гигиенических навыков таков,
что дети свободно переносят их в сюжетно-ролевую игру.
К 4—5 годам ребенок способен элементарно охарактеризовать свое самочувствие,
привлечь внимание взрослого в случае недомогания.
Дети имеют дифференцированное представление о собственной гендерной
принадлежности, аргументируют ее по ряду признаков («Я мальчик, я ношу брючки, а не
платьица, у меня короткая прическа»). К пяти годам дети имеют представления об
особенностях наиболее распространенных мужских и женских профессий, о видах отдыха,
специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских
качествах.
К четырем годам основные трудности в поведении и общении ребенка с
окружающими, которые были связаны с кризисом трех лет (упрямство, строптивость,
конфликтность и др.), постепенно уходят в прошлое, и любознательный ребенок активно
осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих
отношений. Лучше всего это удается детям в игре. Дети 4—5 лет продолжают проигрывать
действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих действий уже
соответствует реальной действительности: ребенок сначала режет хлеб и только потом
ставит его на стол перед куклами (в раннем и в самом начале дошкольного возраста
последовательность действий не имела для игры такого значения). В игре дети называют
свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и
реальных взаимоотношений. В 4—5 лет сверстники становятся для ребенка более
привлекательными и предпочитаемыми партнерами по игре, чем взрослый.
В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных
эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования
предметов. К пяти годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об
основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребенок уже может
произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его
пространстве. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным,
целенаправленным и анализирующим.
В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже
не является такой непосредственной, как раньше. Во многих случаях не требуется
практического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребенку необходимо
отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Внимание становится все

более устойчивым, в отличие от возраста трех лет (если ребенок пошел за мячом, то уже
не будет отвлекаться на другие интересные предметы). Важным показателем развития
внимания является то, что к пяти годам появляется действие по правилу — первый
необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают
активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные
(прятки, салочки). В среднем дошкольном возрасте интенсивно развивается память
ребенка. В 5 лет он может запомнить уже 5—6 предметов (из 10—15),
изображенных на предъявляемых ему картинках.
В возрасте 4—5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее
образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах
и т. д. Элементы продуктивного воображения начинают складываться в игре, рисовании,
конструировании.
В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка
в общении со взрослыми и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать со взрослыми
в практических делах (совместные игры, поручения), наряду с этим активно стремятся
к интеллектуальному общению, что проявляется в многочисленных вопросах (почему?
Зачем? Для чего?), стремлении получить от взрослого новую информацию познавательного
характера.
Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских
ответах
в форме сложноподчиненных предложений. У детей наблюдается потребность
в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребенок пятого года
жизни реагирует повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-прежнему
тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом, продуктивной
деятельностью), однако уже отмечаются и ситуации чистого общения.
Для поддержания сотрудничества, установления отношений в словаре детей
появляются слова и выражения, отражающие нравственные представления: слова участия,
сочувствия, сострадания. Стремясь привлечь внимание сверстника и удержать его в
процессе речевого общения, ребенок учится использовать средства интонационной речевой
выразительности: регулировать силу голоса, интонацию, ритм, темп речи в зависимости от
ситуации общения. В процессе общения со взрослыми дети используют правила речевого
этикета: слова приветствия, прощания, благодарности, вежливой просьбы, утешения,
сопереживания и сочувствия. Речь становится более связной и последовательной.
С нарастанием осознанности и произвольности поведения, постепенным усилением
роли речи (взрослого и самого ребенка) в управлении поведением ребенка становится
возможным решение более сложных задач в области безопасности. Но при этом взрослому
следует учитывать несформированность волевых процессов, зависимость поведения
ребенка от эмоций, доминирование эгоцентрической позиции в мышлении и поведении.
В художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются
на произведения музыкального и изобразительного искусства, художественную
литературу, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные
состояния людей, животных, сказочных персонажей. Дошкольники начинают более
целостно воспринимать сюжеты и понимать образы.
Важным показателем развития ребенка-дошкольника является изобразительная
деятельность. К четырем годам круг изображаемых детьми предметов довольно широк. В
рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу
изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками.
Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: дети
замысливают будущую конструкцию и осуществляют поиск способов ее исполнения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».