4. Обогащение творческих игр.docx

4. Игра как особое пространство развития ребенка.
Главные профессиональные умения педагога-дошкольника – это умение общаться и играть с
маленьким ребенком. Главное, что может сделать педагог для того, чтобы ребенку было
хорошо в детском саду – это научить его играть с другими детьми.
 Э. Берн: «Весь процесс дошкольного воспитания мы рассматриваем как обучение тому, в
какие игры следует играть и как в них играть».
 Игра - органичный для дошкольника путь развития, самоценность детства.
Игры с готовым содержанием и правилами:
Общий развивающий потенциал: игры этой группы все имеют характер соревнований – с
другими или с самим собой (справлюсь – не справлюсь), поэтому формируют устойчивость к
неудачам, умение справляться с ними, не сдаваться и снова стремиться к победе.
Выделяются: игры на удачу (выигрыш зависит от везения) и на компетенцию
(физическую и умственную), последние для этого и создавались - как средство обучения,
расширения компетентности.
Виды игр с готовым содержанием и правилами:
 Игры-экспериментирования.
основаны
на
так
называемом
«естественном
исследовательском поведении ребенка». Правила здесь – правила безопасности.
 Дидактические. Подразделяются по виду игрового материала - игры с предметами
(«чудесный мешочек»); настольно-печатные («лото», «домино»); словесные, музыкальные.
 Развивающие (термин Бориса Павловича Никитина). Отличие от дидактических – в
полифункциональном материале. Авторские (Воскобовича и др.). Сюда же можно отнести
интеллектуальные спортивные (шашки, шахматы). Комбинаторные (З.А. Михайловой) и
логикоматематические (с блоками Дьенеша).
 Подвижные, в том числе спортивные - с учетом возраста детей обучают лишь некоторым
доступным и полезным дошкольникам элементам техники спортивных игр.

Творческие сюжетные игры.
Общий развивающий потенциал: развитие воображения и творчества, общее психическое
развитие детей. Способы и виды творческих игр:
Сюжетные игры:
Игры со свободным сюжетом – сюжет
создают сами дети, он складывается
из их действий по ходу игры.
Сюжетно-ролевая игра

Режиссерская игра: в младшей группе
это индивидуальная игра, со средней
группы начинает приобретать
совместный характер. В старшем
возрасте бурно развивается в
коллективную деятельность.
Игра - фантазия

Способ игры

Ролевой способ – сюжет
выстраивается за счет
разыгрывания по ролям, роли
принимают на себя дети.
Режиссерский способ – сюжет
создается за счет разыгрывания с
игрушками (в ролях персонажи –
игрушки).
Фантазийный способ – сюжет
создается через словесное сочинительство, фантазирование
(придумывание, рассказывание)

Театрализованные
игры:
Игры с заданной
сюжетной основой
(из фольклора,
литературы…)
Игра-драматизация

Игры с кукольным
театром

Создание детьми
своей истории для
разыгрывания, свои
привнесения в
сценарий, сюжет

«Рубежные» формы сюжетной игры: их рубежность заключается в тесной связи с другими видами
деятельности, а также в переносе акцента с игры как процесса на ее результат.
«Игра-труд» - используются настоящие трудовые процессы (по созданию детьми предметов для
своих игр), игра-рисование (ребенок рисует что-то для своей игры, либо рисует сам ход игры).

Театрализованные игры
Общий развивающий потенциал: социализация - помочь в жизни легко уверенно, свободно,
раскрепощенно держаться и общаться и лучше понимать других (противоположные роли
примерить на себя).
Виды театрализованных игр
Характерные особенности всех театрализованных игр – литературная или фольклорная основа
их сюжета и наличие зрителей.
- Игры – драматизации: Ролевой способ «артист» - сам ребенок, принимает и
исполняет роль, выступает как «артист» / театр масок и костюмов.
- Кукольный театр. Ребенок разыгрывает роль с куклой: он полностью ведет эту роль, но,
тем не менее, «артистом», действующим лицом себя не ощущает. «Артист» – игрушка,
это к ней приковано внимание, а себя ребенок считает помогающим ей, чувствует себя
скрытым за игрушкой.
Формы театрализованных игр
Общие формы – и для игр-драматизаций, и для игр с кукольным театром.
- имитации
- импровизации (эмоционально-образные этюды – пластические, под музыку, речевые,
ролевые диалоги)
- хороводы
- инсценировки (по стихотворному тексту наизусть)
- драматизации (по мотивам прозаических произведений – как запомнили )
- концерт (загадка, по заявкам, тематический, кукольный, оркестр)
- спектакль (сложная синтетическая форма, состоит из комбинации других форм).
Например, основа – инсценировка, в нее включаются хороводы, имитации, концертные
номера (сольное пение или оркестр…)
Имитации и импровизации - базовые формы в освоении исполнения. Они входят во все более
крупные формы как часть театрализованной игры, способствующая развитию эмоциональной
сферы. Высшая форма – импровизация (творчески разыгрывают сами дети – без показа), но к
ней надо готовить (сначала много имитаций – потом импровизация).

Сюжетно-ролевая игра.
Младший и средний дошкольный возраст.
Центральная задача: формирование и дальнейшее развитие
ролевой игры детей.

самостоятельной сюжетно-

Комплексный метод формирования сюжетно-ролевой игры:
 Планомерное обогащение жизненного опыта детей: накопление у детей знаний,
впечатлений, которые впоследствии они смогут использовать в игре, создание сюжетной
основы игры. Экскурсии, наблюдения, беседы, художественное слово…
 Обогащение игрового опыта детей: обучение детей умению переводить свой жизненный
опыт в условный план игры, разыгрывать знакомое содержание. Формы работы: все
возможные для данной темы виды игр как подводящие к сюжетно-ролевой: дидактические,

подвижные сюжетного содержания, имитации, инсценировки…
 Обогащение игрового опыта сюжетно-ролевой игры детей: совместная сюжетноролевая игра воспитателя с ребенком (подгруппой детей) – передача детям культуры
сюжетно-ролевой игры, формирование ее умений. Совместная сюжетно-ролевая игра
педагога с ребенком нацелена на то, чтобы научить общению по ролям, ролевым диалогам.
В младшем возрасте также помочь освоить предметные ролевые действия в сторону все
большей доли воображения (с натурализованными игрушками - с предметами-заместителями
(от комплекса «игрушка + заместитель» в сюжете до унификации – коробка с бросовым
материалом для всех сюжетов) - с нулевым заместителем (воображаемым предметом).
 Поддержка игры детей - общение педагога с детьми в процессе их самостоятельной
игры: активизировать имеющийся у детей игровой опыт с тем, чтобы помочь начаться или
продолжиться их игре. Кратковременные приемы. Обогащение сюжета.
 Развивающая предметно-игровая
самостоятельных игр детей.

среда:

обеспечение

предметных

условий

для

 Развитие необходимых для игры навыков общения со сверстниками и взрослыми: При
анализе специфики игры ученые выделяют общение как необходимое условие ее
возникновения и существования в детском мире.
 Включение родителей в сферу игрового взаимодействия: пропаганда педагогических
знаний о детской игре, передача практических умений для игры со своим ребенком.
Сюжетно-ролевая игра. Вторая младшая группа.
Тематика: преимущественно семейные отношения и элементарное профессиональное
взаимодействие. Сюжеты: двухперсонажные (главная и дополнительная роли).
Формируемые умения:
 1е полугодие: научить разыгрывать главную роль с игрушкой в дополнительной роли:
называть себя и игрушку по ролям ; действовать и говорить, вести элементарный ролевой
диалог за себя и за игрушку.
 2е полугодие: помочь детям перейти от игры с игрушкой к игре друг с другом - вести
элементарные ролевые диалоги друг с другом.
Для совместной игры минимально игрушки и атрибуты – на 3 действия по главной роли, чтобы
было что делать и о чем говорить. Совместная игра направлена на обучение игровой речи по
главной роли (от любой своей роли в игре воспитатель должен разворачивать диалог так, чтобы
обучить этому).
Сюжетно-ролевая игра. Средняя группа.
Тематика: семейные
и несложные профессиональные отношения. Сюжеты:
многоперсонажные (введение в знакомые сюжеты новых ролей).
Формируемые умения - обучение гибкому ролевому поведению:
 1е полугодие: научить ребенка общаться по своей роли с разными персонажами в игре. Игра
со сменой ролей воспитателем (придумать роли и события для смены ролей).
 2е полугодие: научить ребенка менять свою роль по ходу игры и выстраивать игровое
общение от каждой принимаемой роли. Игра со сменой ролей ребенком, игра с подгруппой
детей.
Игра организуется на основе дифференцированного подхода – с учетом уровня освоения
ребенком сюжетно-ролевой игры.
Для развития творчества, импровизационности в игре – прием разрушения шаблонов ролевого
поведения (штампов в исполнении ролей): вариативный показ роли (роль одна, а образы за ней
стоят разные – разный пол, возраст, внешний облик, характер, настроение героя).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».