4. Игра как особое пространство развития ребенка. Главные профессиональные умения педагога-дошкольника – это умение общаться и играть с маленьким ребенком. Главное, что может сделать педагог для того, чтобы ребенку было хорошо в детском саду – это научить его играть с другими детьми. Э. Берн: «Весь процесс дошкольного воспитания мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть». Игра - органичный для дошкольника путь развития, самоценность детства. Игры с готовым содержанием и правилами: Общий развивающий потенциал: игры этой группы все имеют характер соревнований – с другими или с самим собой (справлюсь – не справлюсь), поэтому формируют устойчивость к неудачам, умение справляться с ними, не сдаваться и снова стремиться к победе. Выделяются: игры на удачу (выигрыш зависит от везения) и на компетенцию (физическую и умственную), последние для этого и создавались - как средство обучения, расширения компетентности. Виды игр с готовым содержанием и правилами: Игры-экспериментирования. основаны на так называемом «естественном исследовательском поведении ребенка». Правила здесь – правила безопасности. Дидактические. Подразделяются по виду игрового материала - игры с предметами («чудесный мешочек»); настольно-печатные («лото», «домино»); словесные, музыкальные. Развивающие (термин Бориса Павловича Никитина). Отличие от дидактических – в полифункциональном материале. Авторские (Воскобовича и др.). Сюда же можно отнести интеллектуальные спортивные (шашки, шахматы). Комбинаторные (З.А. Михайловой) и логикоматематические (с блоками Дьенеша). Подвижные, в том числе спортивные - с учетом возраста детей обучают лишь некоторым доступным и полезным дошкольникам элементам техники спортивных игр. Творческие сюжетные игры. Общий развивающий потенциал: развитие воображения и творчества, общее психическое развитие детей. Способы и виды творческих игр: Сюжетные игры: Игры со свободным сюжетом – сюжет создают сами дети, он складывается из их действий по ходу игры. Сюжетно-ролевая игра Режиссерская игра: в младшей группе это индивидуальная игра, со средней группы начинает приобретать совместный характер. В старшем возрасте бурно развивается в коллективную деятельность. Игра - фантазия Способ игры Ролевой способ – сюжет выстраивается за счет разыгрывания по ролям, роли принимают на себя дети. Режиссерский способ – сюжет создается за счет разыгрывания с игрушками (в ролях персонажи – игрушки). Фантазийный способ – сюжет создается через словесное сочинительство, фантазирование (придумывание, рассказывание) Театрализованные игры: Игры с заданной сюжетной основой (из фольклора, литературы…) Игра-драматизация Игры с кукольным театром Создание детьми своей истории для разыгрывания, свои привнесения в сценарий, сюжет «Рубежные» формы сюжетной игры: их рубежность заключается в тесной связи с другими видами деятельности, а также в переносе акцента с игры как процесса на ее результат. «Игра-труд» - используются настоящие трудовые процессы (по созданию детьми предметов для своих игр), игра-рисование (ребенок рисует что-то для своей игры, либо рисует сам ход игры). Театрализованные игры Общий развивающий потенциал: социализация - помочь в жизни легко уверенно, свободно, раскрепощенно держаться и общаться и лучше понимать других (противоположные роли примерить на себя). Виды театрализованных игр Характерные особенности всех театрализованных игр – литературная или фольклорная основа их сюжета и наличие зрителей. - Игры – драматизации: Ролевой способ «артист» - сам ребенок, принимает и исполняет роль, выступает как «артист» / театр масок и костюмов. - Кукольный театр. Ребенок разыгрывает роль с куклой: он полностью ведет эту роль, но, тем не менее, «артистом», действующим лицом себя не ощущает. «Артист» – игрушка, это к ней приковано внимание, а себя ребенок считает помогающим ей, чувствует себя скрытым за игрушкой. Формы театрализованных игр Общие формы – и для игр-драматизаций, и для игр с кукольным театром. - имитации - импровизации (эмоционально-образные этюды – пластические, под музыку, речевые, ролевые диалоги) - хороводы - инсценировки (по стихотворному тексту наизусть) - драматизации (по мотивам прозаических произведений – как запомнили ) - концерт (загадка, по заявкам, тематический, кукольный, оркестр) - спектакль (сложная синтетическая форма, состоит из комбинации других форм). Например, основа – инсценировка, в нее включаются хороводы, имитации, концертные номера (сольное пение или оркестр…) Имитации и импровизации - базовые формы в освоении исполнения. Они входят во все более крупные формы как часть театрализованной игры, способствующая развитию эмоциональной сферы. Высшая форма – импровизация (творчески разыгрывают сами дети – без показа), но к ней надо готовить (сначала много имитаций – потом импровизация). Сюжетно-ролевая игра. Младший и средний дошкольный возраст. Центральная задача: формирование и дальнейшее развитие ролевой игры детей. самостоятельной сюжетно- Комплексный метод формирования сюжетно-ролевой игры: Планомерное обогащение жизненного опыта детей: накопление у детей знаний, впечатлений, которые впоследствии они смогут использовать в игре, создание сюжетной основы игры. Экскурсии, наблюдения, беседы, художественное слово… Обогащение игрового опыта детей: обучение детей умению переводить свой жизненный опыт в условный план игры, разыгрывать знакомое содержание. Формы работы: все возможные для данной темы виды игр как подводящие к сюжетно-ролевой: дидактические, подвижные сюжетного содержания, имитации, инсценировки… Обогащение игрового опыта сюжетно-ролевой игры детей: совместная сюжетноролевая игра воспитателя с ребенком (подгруппой детей) – передача детям культуры сюжетно-ролевой игры, формирование ее умений. Совместная сюжетно-ролевая игра педагога с ребенком нацелена на то, чтобы научить общению по ролям, ролевым диалогам. В младшем возрасте также помочь освоить предметные ролевые действия в сторону все большей доли воображения (с натурализованными игрушками - с предметами-заместителями (от комплекса «игрушка + заместитель» в сюжете до унификации – коробка с бросовым материалом для всех сюжетов) - с нулевым заместителем (воображаемым предметом). Поддержка игры детей - общение педагога с детьми в процессе их самостоятельной игры: активизировать имеющийся у детей игровой опыт с тем, чтобы помочь начаться или продолжиться их игре. Кратковременные приемы. Обогащение сюжета. Развивающая предметно-игровая самостоятельных игр детей. среда: обеспечение предметных условий для Развитие необходимых для игры навыков общения со сверстниками и взрослыми: При анализе специфики игры ученые выделяют общение как необходимое условие ее возникновения и существования в детском мире. Включение родителей в сферу игрового взаимодействия: пропаганда педагогических знаний о детской игре, передача практических умений для игры со своим ребенком. Сюжетно-ролевая игра. Вторая младшая группа. Тематика: преимущественно семейные отношения и элементарное профессиональное взаимодействие. Сюжеты: двухперсонажные (главная и дополнительная роли). Формируемые умения: 1е полугодие: научить разыгрывать главную роль с игрушкой в дополнительной роли: называть себя и игрушку по ролям ; действовать и говорить, вести элементарный ролевой диалог за себя и за игрушку. 2е полугодие: помочь детям перейти от игры с игрушкой к игре друг с другом - вести элементарные ролевые диалоги друг с другом. Для совместной игры минимально игрушки и атрибуты – на 3 действия по главной роли, чтобы было что делать и о чем говорить. Совместная игра направлена на обучение игровой речи по главной роли (от любой своей роли в игре воспитатель должен разворачивать диалог так, чтобы обучить этому). Сюжетно-ролевая игра. Средняя группа. Тематика: семейные и несложные профессиональные отношения. Сюжеты: многоперсонажные (введение в знакомые сюжеты новых ролей). Формируемые умения - обучение гибкому ролевому поведению: 1е полугодие: научить ребенка общаться по своей роли с разными персонажами в игре. Игра со сменой ролей воспитателем (придумать роли и события для смены ролей). 2е полугодие: научить ребенка менять свою роль по ходу игры и выстраивать игровое общение от каждой принимаемой роли. Игра со сменой ролей ребенком, игра с подгруппой детей. Игра организуется на основе дифференцированного подхода – с учетом уровня освоения ребенком сюжетно-ролевой игры. Для развития творчества, импровизационности в игре – прием разрушения шаблонов ролевого поведения (штампов в исполнении ролей): вариативный показ роли (роль одна, а образы за ней стоят разные – разный пол, возраст, внешний облик, характер, настроение героя).