10. Режимы. Закаливание.

Режим и распорядок дня.
Режим дня предусматривает рациональное чередование отрезков сна и бодрствования в
соответствии с физиологическими обоснованиями, обеспечивает хорошее самочувствие и
активность ребёнка, предупреждает утомляемость и перевозбуждение.
Основными компонентами режима в ДОУ являются: сон, пребывание на открытом воздухе
(прогулка), образовательная деятельность, игровая деятельность и отдых по собственному выбору
(самостоятельная деятельность), прием пищи, личная гигиена.
Дети, соблюдающие режим дня, более уравновешены и работоспособны, у них постепенно
вырабатываются определенные биоритмы, система условных рефлексов, что помогает организму
ребёнка физиологически переключаться между теми или иными видами деятельности,
своевременно подготавливаться к каждому этапу: приему пищи, прогулке, занятиям, отдыху.
Нарушение режима отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми
или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят
беспокойно.
Приучать детей выполнять режим дня необходимо с раннего возраста, когда легче всего
вырабатывается привычка к организованности и порядку, активной деятельности и правильному
отдыху с максимальным проведением его на свежем воздухе. Делать это необходимо постепенно,
последовательно и ежедневно.
Режим дня обладает гибкостью при неизменности времени приема пищи, интервалов между
приемами пищи, обеспечения необходимой длительности суточного сна, времени отхода ко сну;
проведения ежедневной прогулки. При осуществлении режимных моментов необходимо учитывать
индивидуальные особенности ребёнка (длительность сна, вкусовые предпочтения, характер, темп
деятельности и так далее).
В организации режима предусмотрено оптимальное чередование самостоятельной детской
деятельности и организованных форм работы с детьми, коллективных и индивидуальных игр,
достаточная двигательная активность ребёнка в течение дня, обеспечено сочетание умственной и
физической нагрузки. Время образовательной деятельности организовано таким образом, что
вначале проводятся наиболее насыщенные по содержанию виды деятельности, связанные с
умственной активностью детей, максимальной их произвольностью, а затем творческие виды
деятельности в чередовании с музыкальной и физической активностью.
Режим дня составлен с учётом сезонных изменений. В теплый период года увеличивается
ежедневная длительность пребывания детей на свежем воздухе, образовательная деятельность
переносится на прогулку (при наличии условий). Согласно СанПиН 1.2.3685-21 при температуре
воздуха ниже минус 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки для детей до 7
лет сокращают.
Согласно пункту 2.10 СП 2.4.3648-20 к организации образовательного процесса и режима дня
должны соблюдаться следующие требования:
 режим двигательной активности детей в течение дня организуется с учетом возрастных
особенностей и состояния здоровья;
 при организации образовательной деятельности предусматривается введение в режим дня
физкультминуток во время занятий, гимнастики для глаз, обеспечивается контроль за осанкой, в
том числе, во время письма, рисования и использования электронных средств обучения;

Организация режима пребывания детей в ГБДОУ
Основные компоненты режима на учебный год скорректированы на время года:
 На холодный период с сентября по май.
 На теплый период с июня по август с максимальным пребыванием детей на свежем воздухе.
Вариативные компоненты режима:
 Гибкий.
 Щадящий по индивидуальным показаниям.

РЕЖИМ ДНЯ ПРЕБЫВАНИЯ В ГБДОУ ДЕТЕЙ
на холодный период (сентябрь – май).
Режим работы групп 12 час.
Характеристика режима:
1. Гибкий на весь холодный период с диапазоном сдвига на 10 – 15 минут в начале и в конце
каждого режимного процесса по объективным показателям.
1.1. Показатели
замедленного режима: плохая погода (снижение работоспособности);
понедельник (адаптационный день – идти в режиме от темпа детей); пятница (накопилась
усталость за неделю); осень (снижение продуктивности, плохое настроение);
для детей, младших по возрасту в группе, общие режимные моменты начинать на 5-10
минут; также - для детей – флегматиков; также - для детей – «сов» утром, для детей –
«жаворонков» во 2й половине дня.
1.2. Показатели
облегченного режима (с увеличением времени на игры, развлечения,
увеселение детей и прогулку): для детей в адаптации, в том числе после длительных
выходных; при плохой погоде; в понедельник и пятницу; осенью.
1.3. Ограничения гибкости режима: Не допускается сокращение продолжительности сна (более
старших детей после сна поднимать раньше; детей с трудным засыпанием и чутким сном
укладывать первыми и поднимать последними, аналогично – детей, приходящих в ДОУ к
открытию (7.00).
1.4. Гибкость режима при организации прогулок: При температуре воздуха ниже -150 С и
скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Также учитывать, что
характерная для Санкт-Петербурга высокая влажность воздуха усиливает воздействие
низких температур.
На случай предупреждений (штормовые предупреждения) предусмотреть возможность
для осуществления сквозного проветривания помещений групповой ячейки в отсутствие
детей.
При штормовых предупреждениях госметеослужбы и МЧС о неблагоприятных погодных
условиях время прогулки заполняется организацией в помещении запланированных для
прогулки видов детской деятельности с тем же или близким содержанием и темами –
намеченные педагогические цели (задачи) реализуются в условиях группы. Регулируется
двигательная активность детей: активная двигательная деятельность чередуется со
спокойной  после деятельности статичного характера первыми проводятся подвижные
игры.
2. Щадящий режим дня по индивидуальным показаниям:
 По назначению врача: индивидуальный подход в режиме при патологиях здоровья и после
перенесенных заболеваний: мед.отвод от утренней гимнастики, от закаливающих процедур,
от занятий физкультурой; снижение учебной нагрузки, снижение двигательной нагрузки



(уменьшить число повторения упражнений), подъем после дневного сна в последнюю
очередь;
По наблюдениям педагогов: Снижение умственной нагрузки (снижение сложности заданий,
оказание прямой помощи в интеллектуальных заданиях) при признаках утомления в ходе
интеллектуальной деятельности. Снижение физической нагрузки (регулирование
двигательной активности ребенка) при нетренированности (по наблюдениям инструктора
по физической культуре).
Средняя группа (5й год жизни)

7.00-8.30
8.30 – 9.00
9.00 – 9.15
9.15 – 9.35
9.45 – 10.05
9.15 – 9.35
10.05 – 10.15
10.15 – 12.15
12.15 – 13.00
13.00 – 15.30
15.30 – 16.00
16.00 – 17.00
17.00-19.00
До 19.00

Прием детей, осмотр, самостоятельная деятельность, утренняя гимнастика
(не менее 10 минут)
Завтрак
Игры, подготовка к занятиям
Занятия (включая гимнастику в процессе занятия - 2 минуты, перерыв
между занятиями, не менее 10 минут)
Занятие музыкальное, физкультурное
Второй завтрак
Подготовка к прогулке. Прогулка. Возвращение с прогулки,
самостоятельная деятельность.
Обед
Подготовка ко сну, дневной сон, постепенный подъем детей,
закаливающие процедуры
Полдник
Игры, самостоятельная деятельность детей
Музыкальный, физкультурный досуг 16.00 – 16.20
Подготовка к прогулке, прогулка, самостоятельная деятельность детей
Уход домой

РЕЖИМ ДНЯ ПРЕБЫВАНИЯ В ГБДОУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С 1 ИЮНЯ ПО 31 АВГУСТА.
Режим работы групп 12 час. Характеристика режима:
1. Гибкий: с диапазоном сдвига на 10 – 15 минут в начале и в конце каждого режимного
процесса по объективным показателям.
 Показатели замедления режима: плохая погода (снижение работоспособности); понедельник
(адаптационный день – идти в режиме от темпа детей); пятница (накопилась усталость за
неделю).
 Не допускается: сокращение продолжительности сна.
 В случае сообщений госметеослужбы и МЧС о неблагоприятных погодных условиях:
(штормовые предупреждения) время прогулки в режиме дня заполняется организацией
деятельности детей в помещении.
2. Оздоровительный – увеличение времени пребывания на свежем воздухе.

Средняя группа (5й год жизни)
7.00-8.30
8.30 – 9.00
9.00 – 9.15
10.30 – 11.00
9.15 – 12.00
12.00 - 13.00
13.00 – 15.30
15.30 – 16.00
16.00 – 17.00
17.00 – 19.00
До 19.00

Прием детей, осмотр, самостоятельная деятельность, утренняя гимнастика
(не менее 10 минут)
Завтрак
Игры, самостоятельная деятельность
Второй завтрак
Подготовка к прогулке. Прогулка. Занятия на прогулке. Возвращение с
прогулки.
Обед
Подготовка ко сну, дневной сон, постепенный подъем детей,
закаливающие процедуры
Полдник
Игры, самостоятельная деятельность детей
Подготовка к прогулке, прогулка, самостоятельная деятельность детей
Уход домой

Режим двигательной активности групп.
Режим работы групп: 12 час.
Виды и формы организации детской
двигательной активности
Время бодрствования
Регламентируемая двигательная
деятельность
Физкультурное занятие
«Активная прогулка»

Двигательная нагрузка в минутах
Средняя группа
(5й г.ж.)

9 ч. 30 мин.
20 мин.2 раза в неделю
20 мин. 1 раз в неделю

Музыкальное занятие
Физкультминутки в ходе НОД статического
характера
Физпаузы (динамические перемены) между
занятиями статического характера
Частично регламентируемая двигательная
деятельность
Утренняя гимнастика
Гимнастика после дневного сна

20 мин.2 раза в неделю
По необходимости
2-3 мин.
По необходимости
3 мин.

Коррекционные оздоровительные игры
Индивидуальная работа по развитию
движений (утро + вечер)
Подвижные игры и физические упражнения
на прогулке (утро + вечер)

10-15 мин. ежедневно
15 + 10

Досуг музыкальный
Досуг физкультурный
Самостоятельная двигательная
деятельность в группе и на прогулке

6-8 мин ежедневно
6-8 мин ежедневно

по 20 минут утром и вечером ежедневно
(кроме утра, когда проводится активная
прогулка)
20 мин. 1 раз в неделю
20 мин. 1 раз в месяц
30 мин. ежедневно

Комплексная система физкультурно-оздоровительной работы (направления и
мероприятия).
Направления
Мероприятия
работы
Соблюдение
санитарно-гигиенических
требований
к
содержанию
Общие
помещений, создание экологически благоприятных условий: соблюдение
мероприятия
светового и воздушно-теплового режимов, подбор детской мебели
в соответствии с ростом ребенка.
Качественный присмотр за детьми: предупреждение переохлаждения и
перегревания детей, соответствие одежды и обуви погодным условиям,
режим теплового комфорта, регулирование двигательной активности.
Высокая культура гигиенического обслуживания детей (туалет, сон, питание,
умывание, одевание).
Ориентация в работе на утвержденный оптимальный объем физической и
образовательной нагрузки; на оформленные врачом «листы здоровья» с
показателями группы здоровья,
оценкой физического развития,
определением медицинской группы для занятий физической культурой; на
полученные результаты оценки физической подготовленности детей.
Реализация возрастного режима (питание, сон, прогулка и игры).
Обеспечение
Индивидуальный щадящий режим по назначению врача.
здоровьесберегающего Индивидуализация и дифференциация режимных процессов
и их
режима
воспитательная направленность, гибкий режим с диапазоном сдвига
пребывания
режимных процессов по объективным показателям.
ребенка в ДОУ.
Доведение до ребенка сбалансированного и витаминизированного питания
Обеспечение
с действующими нормами (с
полноценного в соответствии
исключением пищевых аллергенов по показаниям).
питания.
Соблюдение питьевого режима.
Утренний прием - опрос родителей о состоянии здоровья ребенка.
Профилактичес Профилактика плоскостопия, предупреждение нарушений осанки:
кая работа
Коррекционные оздоровительные игры. «Дорожка-топожка».
на группе
Диагностика физической подготовленности (инструктор по физической
культуре).
Стоматологическая профилактика: знакомство детей с зубной щеткой и
пастой, полоскание рта после еды.
Подготовка ребенка к поступлению и адаптации к группе: Консультирование
Социальнопсихологическа и родителей по вопросам адаптации; Адаптационный режим в период
адаптации и после длительных выходных и болезни. Адаптационные игры.
я
здоровьесберега Обеспечение психологического комфорта ребенка на протяжении всего
ющая
времени пребывания в ДОУ. Бережное отношение персонала к детям.
деятельность: Коррекционные эмоционально оздоравливающие игры: адаптационные
Охрана и
игры, игры по развитию коммуникативных качеств и эмоциональной сферы
оздоровление
ребенка.
психоэмоциона Использование для создания положительных эмоций продуктивных видов
льной сферы,
деятельности и детского речетворчества («Что я люблю, что мне нравится,
нервной
чего мне хочется…»)
системы,
Обеспечение положительной эмоциональной мотивации всех видов детской
обеспечение
деятельности. Увлечение всеми видами игр и организация эмоционально
эмоциональног сближающих игр с общими положительными переживаниями. Создание
о комфорта
положительных эмоций во всех видах двигательной активности.
ребенка.

Физкультурно- Непрерывная образовательная двигательная деятельность: занятия по
оздоровительна физическому развитию, «Активная прогулка».
я
Образовательная двигательная деятельность в режимных процессах
(формы совместной деятельности педагога с детьми - физкультурноздоровьесберега оздоровительные мероприятия): Утренняя гимнастика. Бодрящая
ющая
гимнастика – «Тропа здоровья». Подвижные игры на воздухе и в помещении,
деятельность. дидактические игры с движениями, народные игры. Физические упражнения.
Организация
Физкультминутки в ходе деятельности статического характера, подвижные
рациональной игры и упражнения в перерывах между деятельностью статического
двигательной характера. Ежедневно индивидуальная работа по развитию движений.
активности,
Физкультурно-массовые мероприятия: Физкультурный досуг.
оптимального Самостоятельная двигательная и игровая деятельность детей в
двигательного помещении и на прогулке. Регулирование двигательной активности ребенка.
режима
Образовательн Организация мероприятий для детей на медицинскую тему – экскурсии в
медкабинет.
ая
здоровьесберега Индивидуализация и дифференциация режимных процессов и их
ющая
воспитательная
направленность:
валеологическое
сопровождение,
деятельность: воспитание культурно-гигиенических навыков, развитие самостоятельности
Формирование в самообслуживании с учетом состояния здоровья и развития ребенка.
у детей
Формирование представлений об основах безопасности. Инструктирующие
здорового
беседы с детьми по правилам безопасности. Страховка движений.
образа жизни, Воспитание интереса к физическим упражнениям, привычки к повседневной
правил
физической активности. Обучение основным движениям, подвижным играм.
безопасного
поведения
Закаливание
Закаливание в повседневной жизни:
детского
 Умывание прохладной водой перед приемом пищи, после каждого
организма:
загрязнения рук.
все
 Оздоровительные прогулки по 3 часа в день с обязательным
оздоровительн
включением физических упражнений и подвижных игр.
ые
 Соответствие одежды погоде и температуре воздуха в помещении и на
мероприятия
прогулке.
выполняются в
Специальные мероприятия:
рамках режима
 Обливание рук холодной проточной водой после дневного сна при
строго по
температуре воздуха не менее 20 градусов в помещении.
расписанию –

Бодрящие гимнастики в сочетании с «дорожкой-топожкой» после
для ребенка на
дневного сна.
основании
письменного
согласия
(отказа)
родителей
Взаимодействие Информирование родителей по вопросам состояния здоровья ребенка, его
питания, физической подготовленности.
с родителями

Методика проведения закаливающих процедур.
Методика проведения воздушного закаливания после дневного сна:
Начальный этап - воздушное закаливание после дневного сна
в сочетании с выполнением
упражнений на «дорожке - топожке».
/ Дорожка-массажер включает в себя последовательно выложенные имеющиеся пособия для
профилактики плоскостопия: ребристая доска - массажеры для стоп - дорожка со «стопами» «дорожка-топожка» (ее сшитые из ткани отсеки заполнены природным материалом с
массажным эффектом – шишки, камушки, горох)./
Методика: проводится после дневного сна при комнатной температуре (18 о -20 о). Ребенок
проходит по дорожке – массажеру, под тяжестью своего тела перекатывает стопу от
пятки до кончиков пальцев и тем самым массирует все рефлекторные зоны подошвы, снимая
утомляемость и восстанавливая работоспособность.
Проходя по дорожке-массажеру ребенок выполняет упражнения:
Медленная ходьба с
глубоким перекатом стоп. - Ходьба на носочках с выполнением дыхательных упражнений:
руки вперед – вдох, вниз – выдох. - Ходьба с высоким подниманием колен.
Комплекс
упражнений выполняется до 6 раз.
Завершающий этап - вариативные формы:
 «Физкультурная тропа»: Движение детей по маршруту в группе (дорожки, обозначенные
шнурами или другими ориентирами), в который включены имеющиеся спорт. пособия:
обручи, дуги… В ходе движения дети выполняют упражнения, двигательные задания с
игровой сюжетной мотивацией.
 Оздоровительные игры и упражнения по профилактике плоскостопия, предупреждению
нарушений осанки.
Методика проведения обливания рук холодной проточной водой после дневного сна.
Температура воздуха в туалетной комнате не менее 20о С. Температура воды с постепенным
снижением доводится с 28 одо 14 о (детям с 3х лет и старше).
Средний возраст: лицо и руки до локтя.
Ребенок должен:
 Открыть кран с холодной водой, намочить правую ладошку, провести ей до локтя левой руки,
сказать «раз».
 То же сделать левой ладошкой.
 Намочить обе ладошки и умыть лицо.
 Насухо вытереться.
Через некоторое время каждую руку обливать (обмывать) по 2 раза, говорить «раз-два».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».