Режим и распорядок дня. Режим дня предусматривает рациональное чередование отрезков сна и бодрствования в соответствии с физиологическими обоснованиями, обеспечивает хорошее самочувствие и активность ребёнка, предупреждает утомляемость и перевозбуждение. Основными компонентами режима в ДОУ являются: сон, пребывание на открытом воздухе (прогулка), образовательная деятельность, игровая деятельность и отдых по собственному выбору (самостоятельная деятельность), прием пищи, личная гигиена. Дети, соблюдающие режим дня, более уравновешены и работоспособны, у них постепенно вырабатываются определенные биоритмы, система условных рефлексов, что помогает организму ребёнка физиологически переключаться между теми или иными видами деятельности, своевременно подготавливаться к каждому этапу: приему пищи, прогулке, занятиям, отдыху. Нарушение режима отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно. Приучать детей выполнять режим дня необходимо с раннего возраста, когда легче всего вырабатывается привычка к организованности и порядку, активной деятельности и правильному отдыху с максимальным проведением его на свежем воздухе. Делать это необходимо постепенно, последовательно и ежедневно. Режим дня обладает гибкостью при неизменности времени приема пищи, интервалов между приемами пищи, обеспечения необходимой длительности суточного сна, времени отхода ко сну; проведения ежедневной прогулки. При осуществлении режимных моментов необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка (длительность сна, вкусовые предпочтения, характер, темп деятельности и так далее). В организации режима предусмотрено оптимальное чередование самостоятельной детской деятельности и организованных форм работы с детьми, коллективных и индивидуальных игр, достаточная двигательная активность ребёнка в течение дня, обеспечено сочетание умственной и физической нагрузки. Время образовательной деятельности организовано таким образом, что вначале проводятся наиболее насыщенные по содержанию виды деятельности, связанные с умственной активностью детей, максимальной их произвольностью, а затем творческие виды деятельности в чередовании с музыкальной и физической активностью. Режим дня составлен с учётом сезонных изменений. В теплый период года увеличивается ежедневная длительность пребывания детей на свежем воздухе, образовательная деятельность переносится на прогулку (при наличии условий). Согласно СанПиН 1.2.3685-21 при температуре воздуха ниже минус 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки для детей до 7 лет сокращают. Согласно пункту 2.10 СП 2.4.3648-20 к организации образовательного процесса и режима дня должны соблюдаться следующие требования: режим двигательной активности детей в течение дня организуется с учетом возрастных особенностей и состояния здоровья; при организации образовательной деятельности предусматривается введение в режим дня физкультминуток во время занятий, гимнастики для глаз, обеспечивается контроль за осанкой, в том числе, во время письма, рисования и использования электронных средств обучения; Организация режима пребывания детей в ГБДОУ Основные компоненты режима на учебный год скорректированы на время года: На холодный период с сентября по май. На теплый период с июня по август с максимальным пребыванием детей на свежем воздухе. Вариативные компоненты режима: Гибкий. Щадящий по индивидуальным показаниям. РЕЖИМ ДНЯ ПРЕБЫВАНИЯ В ГБДОУ ДЕТЕЙ на холодный период (сентябрь – май). Режим работы групп 12 час. Характеристика режима: 1. Гибкий на весь холодный период с диапазоном сдвига на 10 – 15 минут в начале и в конце каждого режимного процесса по объективным показателям. 1.1. Показатели замедленного режима: плохая погода (снижение работоспособности); понедельник (адаптационный день – идти в режиме от темпа детей); пятница (накопилась усталость за неделю); осень (снижение продуктивности, плохое настроение); для детей, младших по возрасту в группе, общие режимные моменты начинать на 5-10 минут; также - для детей – флегматиков; также - для детей – «сов» утром, для детей – «жаворонков» во 2й половине дня. 1.2. Показатели облегченного режима (с увеличением времени на игры, развлечения, увеселение детей и прогулку): для детей в адаптации, в том числе после длительных выходных; при плохой погоде; в понедельник и пятницу; осенью. 1.3. Ограничения гибкости режима: Не допускается сокращение продолжительности сна (более старших детей после сна поднимать раньше; детей с трудным засыпанием и чутким сном укладывать первыми и поднимать последними, аналогично – детей, приходящих в ДОУ к открытию (7.00). 1.4. Гибкость режима при организации прогулок: При температуре воздуха ниже -150 С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Также учитывать, что характерная для Санкт-Петербурга высокая влажность воздуха усиливает воздействие низких температур. На случай предупреждений (штормовые предупреждения) предусмотреть возможность для осуществления сквозного проветривания помещений групповой ячейки в отсутствие детей. При штормовых предупреждениях госметеослужбы и МЧС о неблагоприятных погодных условиях время прогулки заполняется организацией в помещении запланированных для прогулки видов детской деятельности с тем же или близким содержанием и темами – намеченные педагогические цели (задачи) реализуются в условиях группы. Регулируется двигательная активность детей: активная двигательная деятельность чередуется со спокойной после деятельности статичного характера первыми проводятся подвижные игры. 2. Щадящий режим дня по индивидуальным показаниям: По назначению врача: индивидуальный подход в режиме при патологиях здоровья и после перенесенных заболеваний: мед.отвод от утренней гимнастики, от закаливающих процедур, от занятий физкультурой; снижение учебной нагрузки, снижение двигательной нагрузки (уменьшить число повторения упражнений), подъем после дневного сна в последнюю очередь; По наблюдениям педагогов: Снижение умственной нагрузки (снижение сложности заданий, оказание прямой помощи в интеллектуальных заданиях) при признаках утомления в ходе интеллектуальной деятельности. Снижение физической нагрузки (регулирование двигательной активности ребенка) при нетренированности (по наблюдениям инструктора по физической культуре). Средняя группа (5й год жизни) 7.00-8.30 8.30 – 9.00 9.00 – 9.15 9.15 – 9.35 9.45 – 10.05 9.15 – 9.35 10.05 – 10.15 10.15 – 12.15 12.15 – 13.00 13.00 – 15.30 15.30 – 16.00 16.00 – 17.00 17.00-19.00 До 19.00 Прием детей, осмотр, самостоятельная деятельность, утренняя гимнастика (не менее 10 минут) Завтрак Игры, подготовка к занятиям Занятия (включая гимнастику в процессе занятия - 2 минуты, перерыв между занятиями, не менее 10 минут) Занятие музыкальное, физкультурное Второй завтрак Подготовка к прогулке. Прогулка. Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность. Обед Подготовка ко сну, дневной сон, постепенный подъем детей, закаливающие процедуры Полдник Игры, самостоятельная деятельность детей Музыкальный, физкультурный досуг 16.00 – 16.20 Подготовка к прогулке, прогулка, самостоятельная деятельность детей Уход домой РЕЖИМ ДНЯ ПРЕБЫВАНИЯ В ГБДОУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С 1 ИЮНЯ ПО 31 АВГУСТА. Режим работы групп 12 час. Характеристика режима: 1. Гибкий: с диапазоном сдвига на 10 – 15 минут в начале и в конце каждого режимного процесса по объективным показателям. Показатели замедления режима: плохая погода (снижение работоспособности); понедельник (адаптационный день – идти в режиме от темпа детей); пятница (накопилась усталость за неделю). Не допускается: сокращение продолжительности сна. В случае сообщений госметеослужбы и МЧС о неблагоприятных погодных условиях: (штормовые предупреждения) время прогулки в режиме дня заполняется организацией деятельности детей в помещении. 2. Оздоровительный – увеличение времени пребывания на свежем воздухе. Средняя группа (5й год жизни) 7.00-8.30 8.30 – 9.00 9.00 – 9.15 10.30 – 11.00 9.15 – 12.00 12.00 - 13.00 13.00 – 15.30 15.30 – 16.00 16.00 – 17.00 17.00 – 19.00 До 19.00 Прием детей, осмотр, самостоятельная деятельность, утренняя гимнастика (не менее 10 минут) Завтрак Игры, самостоятельная деятельность Второй завтрак Подготовка к прогулке. Прогулка. Занятия на прогулке. Возвращение с прогулки. Обед Подготовка ко сну, дневной сон, постепенный подъем детей, закаливающие процедуры Полдник Игры, самостоятельная деятельность детей Подготовка к прогулке, прогулка, самостоятельная деятельность детей Уход домой Режим двигательной активности групп. Режим работы групп: 12 час. Виды и формы организации детской двигательной активности Время бодрствования Регламентируемая двигательная деятельность Физкультурное занятие «Активная прогулка» Двигательная нагрузка в минутах Средняя группа (5й г.ж.) 9 ч. 30 мин. 20 мин.2 раза в неделю 20 мин. 1 раз в неделю Музыкальное занятие Физкультминутки в ходе НОД статического характера Физпаузы (динамические перемены) между занятиями статического характера Частично регламентируемая двигательная деятельность Утренняя гимнастика Гимнастика после дневного сна 20 мин.2 раза в неделю По необходимости 2-3 мин. По необходимости 3 мин. Коррекционные оздоровительные игры Индивидуальная работа по развитию движений (утро + вечер) Подвижные игры и физические упражнения на прогулке (утро + вечер) 10-15 мин. ежедневно 15 + 10 Досуг музыкальный Досуг физкультурный Самостоятельная двигательная деятельность в группе и на прогулке 6-8 мин ежедневно 6-8 мин ежедневно по 20 минут утром и вечером ежедневно (кроме утра, когда проводится активная прогулка) 20 мин. 1 раз в неделю 20 мин. 1 раз в месяц 30 мин. ежедневно Комплексная система физкультурно-оздоровительной работы (направления и мероприятия). Направления Мероприятия работы Соблюдение санитарно-гигиенических требований к содержанию Общие помещений, создание экологически благоприятных условий: соблюдение мероприятия светового и воздушно-теплового режимов, подбор детской мебели в соответствии с ростом ребенка. Качественный присмотр за детьми: предупреждение переохлаждения и перегревания детей, соответствие одежды и обуви погодным условиям, режим теплового комфорта, регулирование двигательной активности. Высокая культура гигиенического обслуживания детей (туалет, сон, питание, умывание, одевание). Ориентация в работе на утвержденный оптимальный объем физической и образовательной нагрузки; на оформленные врачом «листы здоровья» с показателями группы здоровья, оценкой физического развития, определением медицинской группы для занятий физической культурой; на полученные результаты оценки физической подготовленности детей. Реализация возрастного режима (питание, сон, прогулка и игры). Обеспечение Индивидуальный щадящий режим по назначению врача. здоровьесберегающего Индивидуализация и дифференциация режимных процессов и их режима воспитательная направленность, гибкий режим с диапазоном сдвига пребывания режимных процессов по объективным показателям. ребенка в ДОУ. Доведение до ребенка сбалансированного и витаминизированного питания Обеспечение с действующими нормами (с полноценного в соответствии исключением пищевых аллергенов по показаниям). питания. Соблюдение питьевого режима. Утренний прием - опрос родителей о состоянии здоровья ребенка. Профилактичес Профилактика плоскостопия, предупреждение нарушений осанки: кая работа Коррекционные оздоровительные игры. «Дорожка-топожка». на группе Диагностика физической подготовленности (инструктор по физической культуре). Стоматологическая профилактика: знакомство детей с зубной щеткой и пастой, полоскание рта после еды. Подготовка ребенка к поступлению и адаптации к группе: Консультирование Социальнопсихологическа и родителей по вопросам адаптации; Адаптационный режим в период адаптации и после длительных выходных и болезни. Адаптационные игры. я здоровьесберега Обеспечение психологического комфорта ребенка на протяжении всего ющая времени пребывания в ДОУ. Бережное отношение персонала к детям. деятельность: Коррекционные эмоционально оздоравливающие игры: адаптационные Охрана и игры, игры по развитию коммуникативных качеств и эмоциональной сферы оздоровление ребенка. психоэмоциона Использование для создания положительных эмоций продуктивных видов льной сферы, деятельности и детского речетворчества («Что я люблю, что мне нравится, нервной чего мне хочется…») системы, Обеспечение положительной эмоциональной мотивации всех видов детской обеспечение деятельности. Увлечение всеми видами игр и организация эмоционально эмоциональног сближающих игр с общими положительными переживаниями. Создание о комфорта положительных эмоций во всех видах двигательной активности. ребенка. Физкультурно- Непрерывная образовательная двигательная деятельность: занятия по оздоровительна физическому развитию, «Активная прогулка». я Образовательная двигательная деятельность в режимных процессах (формы совместной деятельности педагога с детьми - физкультурноздоровьесберега оздоровительные мероприятия): Утренняя гимнастика. Бодрящая ющая гимнастика – «Тропа здоровья». Подвижные игры на воздухе и в помещении, деятельность. дидактические игры с движениями, народные игры. Физические упражнения. Организация Физкультминутки в ходе деятельности статического характера, подвижные рациональной игры и упражнения в перерывах между деятельностью статического двигательной характера. Ежедневно индивидуальная работа по развитию движений. активности, Физкультурно-массовые мероприятия: Физкультурный досуг. оптимального Самостоятельная двигательная и игровая деятельность детей в двигательного помещении и на прогулке. Регулирование двигательной активности ребенка. режима Образовательн Организация мероприятий для детей на медицинскую тему – экскурсии в медкабинет. ая здоровьесберега Индивидуализация и дифференциация режимных процессов и их ющая воспитательная направленность: валеологическое сопровождение, деятельность: воспитание культурно-гигиенических навыков, развитие самостоятельности Формирование в самообслуживании с учетом состояния здоровья и развития ребенка. у детей Формирование представлений об основах безопасности. Инструктирующие здорового беседы с детьми по правилам безопасности. Страховка движений. образа жизни, Воспитание интереса к физическим упражнениям, привычки к повседневной правил физической активности. Обучение основным движениям, подвижным играм. безопасного поведения Закаливание Закаливание в повседневной жизни: детского Умывание прохладной водой перед приемом пищи, после каждого организма: загрязнения рук. все Оздоровительные прогулки по 3 часа в день с обязательным оздоровительн включением физических упражнений и подвижных игр. ые Соответствие одежды погоде и температуре воздуха в помещении и на мероприятия прогулке. выполняются в Специальные мероприятия: рамках режима Обливание рук холодной проточной водой после дневного сна при строго по температуре воздуха не менее 20 градусов в помещении. расписанию – Бодрящие гимнастики в сочетании с «дорожкой-топожкой» после для ребенка на дневного сна. основании письменного согласия (отказа) родителей Взаимодействие Информирование родителей по вопросам состояния здоровья ребенка, его питания, физической подготовленности. с родителями Методика проведения закаливающих процедур. Методика проведения воздушного закаливания после дневного сна: Начальный этап - воздушное закаливание после дневного сна в сочетании с выполнением упражнений на «дорожке - топожке». / Дорожка-массажер включает в себя последовательно выложенные имеющиеся пособия для профилактики плоскостопия: ребристая доска - массажеры для стоп - дорожка со «стопами» «дорожка-топожка» (ее сшитые из ткани отсеки заполнены природным материалом с массажным эффектом – шишки, камушки, горох)./ Методика: проводится после дневного сна при комнатной температуре (18 о -20 о). Ребенок проходит по дорожке – массажеру, под тяжестью своего тела перекатывает стопу от пятки до кончиков пальцев и тем самым массирует все рефлекторные зоны подошвы, снимая утомляемость и восстанавливая работоспособность. Проходя по дорожке-массажеру ребенок выполняет упражнения: Медленная ходьба с глубоким перекатом стоп. - Ходьба на носочках с выполнением дыхательных упражнений: руки вперед – вдох, вниз – выдох. - Ходьба с высоким подниманием колен. Комплекс упражнений выполняется до 6 раз. Завершающий этап - вариативные формы: «Физкультурная тропа»: Движение детей по маршруту в группе (дорожки, обозначенные шнурами или другими ориентирами), в который включены имеющиеся спорт. пособия: обручи, дуги… В ходе движения дети выполняют упражнения, двигательные задания с игровой сюжетной мотивацией. Оздоровительные игры и упражнения по профилактике плоскостопия, предупреждению нарушений осанки. Методика проведения обливания рук холодной проточной водой после дневного сна. Температура воздуха в туалетной комнате не менее 20о С. Температура воды с постепенным снижением доводится с 28 одо 14 о (детям с 3х лет и старше). Средний возраст: лицо и руки до локтя. Ребенок должен: Открыть кран с холодной водой, намочить правую ладошку, провести ей до локтя левой руки, сказать «раз». То же сделать левой ладошкой. Намочить обе ладошки и умыть лицо. Насухо вытереться. Через некоторое время каждую руку обливать (обмывать) по 2 раза, говорить «раз-два».