7. Рабочая программа воспитания. Календарный план воспитательной работы.

7. Рабочая программа воспитания ГБДОУ № 87
ФОП ДО п.29.1-4
Рабочая программа воспитания входит в «Содержательный раздел» Образовательной программы дошкольного
образования ГБДОУ, разработана в соответствии с Федеральной программой воспитания, раскрывает задачи и
направления воспитательной работы.
Основу воспитания на всех уровнях, начиная с дошкольного, составляют традиционные ценности российского общества.
Традиционные ценности - это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от
поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного
пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в
духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России.
Вся система ценностей российского народа отражена в содержании воспитательной работы ДОУ, в соответствии с
возрастными особенностями детей:
 Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания.
 Ценности милосердие, жизнь, добро - в основе духовно-нравственного направления воспитания
 Ценности человек, семья, дружба, сотрудничество - в основе социального направления воспитания.
 Ценность познание - в основе познавательного направления воспитания.
 Ценности жизнь и здоровье - в основе физического и оздоровительного направления воспитания.
 Ценность труд лежит в основе трудового направления воспитания.
 Ценности культура и красота лежат в основе эстетического направления воспитания.
Целевые ориентиры воспитания представлены как возрастные характеристики возможных достижений ребёнка,
которые соотнесены с традиционными ценностями российского общества.
Структура Программы воспитания включает три раздела: целевой, содержательный и организационный.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ.
Общая цель воспитания - личностное развитие каждого ребёнка с учётом его индивидуальности и создание условий
для позитивной социализации детей на основе традиционных ценностей российского общества, что предполагает:
 формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях российского народа, социально
приемлемых нормах и правилах поведения;
 формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и социокультурному), другим людям,
самому себе;
 становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с традиционными ценностями, принятыми в
обществе нормами и правилами.
Общие задачи воспитания в ДОУ:
 содействовать развитию личности, основанному на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и
недопустимом;
 способствовать становлению нравственности, основанной на духовных отечественных традициях, внутренней
установке личности поступать согласно своей совести;
 создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребёнка, его готовности к творческому
самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию;
 осуществлять поддержку позитивной социализации ребёнка посредством проектирования и принятия уклада,
воспитывающей среды, создания воспитывающих общностей.
Направления воспитания.
Направление воспитания: его цель
и ценности в его основе
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ
содействовать формированию у
ребёнка личностной позиции
наследника традиций и культуры,
защитника Отечества и творца
(созидателя), ответственного за
будущее своей страны
Родина и природа.

Направленность работы по направлению
Чувство патриотизма возникает у ребёнка вследствие воспитания у него
нравственных качеств, интереса, чувства любви и уважения к своей стране России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом
(гражданский патриотизм), ответственности, ощущения принадлежности к
своему народу. Патриотическое направление воспитания базируется на идее
патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры
человеческого бытия, особенностей образа жизни и её уклада, народных и
семейных традиций. Работа по патриотическому воспитанию предполагает:
формирование "патриотизма наследника", испытывающего чувство
гордости за наследие своих предков (предполагает приобщение детей к
истории, культуре и традициям нашего народа: отношение к труду, семье,
стране и вере); "патриотизма защитника", стремящегося сохранить это

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ
формирование способности к
духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, индивидуальноответственному поведению.
жизнь, милосердие, добро
СОЦИАЛЬНОЕ
формирование ценностного
отношения детей к семье, другому
человеку, развитие дружелюбия,
умения находить общий язык с
другими людьми.
семья, дружба, человек и
сотрудничество

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ
формирование ценности познания.
познание

наследие (предполагает развитие у детей готовности преодолевать трудности
ради своей семьи, малой родины); "патриотизма созидателя и творца",
устремленного в будущее, уверенного в благополучии и процветании своей
Родины (предполагает конкретные каждодневные дела, направленные,
например, на поддержание чистоты и порядка, опрятности и аккуратности, а в
дальнейшем - на развитие всего своего населенного пункта, района, края,
Отчизны в целом).
направлено на развитие ценностно-смысловой сферы дошкольников на
основе творческого взаимодействия в детско-взрослой общности, содержанием
которого является освоение социокультурного опыта в его культурноисторическом и личностном аспектах.

В дошкольном детстве ребёнок начинает осваивать все многообразие
социальных отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща,
подчиняться правилам, нести ответственность за свои поступки,
действовать в интересах других людей. Формирование ценностносмыслового отношения ребёнка к социальному окружению невозможно без
грамотно выстроенного воспитательного процесса, в котором проявляется
личная социальная инициатива ребёнка в детско-взрослых и детских
общностях. Важной составляющей социального воспитания является освоение
ребёнком моральных ценностей, формирование у него нравственных качеств и
идеалов, способности жить в соответствии с моральными принципами и
нормами и воплощать их в своем поведении. Культура поведения в своей
основе имеет глубоко социальное нравственное чувство - уважение к человеку,
к законам человеческого общества. Конкретные представления о культуре
поведения усваиваются ребёнком вместе с опытом поведения, с накоплением
нравственных представлений, формированием навыка культурного поведения.
В ДОУ проблема воспитания у детей познавательной активности охватывает
все стороны воспитательного процесса и является непременным условием
формирования умственных качеств личности, самостоятельности и
инициативности ребёнка. Познавательное и духовно-нравственное
воспитание должны осуществляться в содержательном единстве, так как
знания наук и незнание добра ограничивает и деформирует личностное
развитие ребёнка.
Значимым является воспитание у ребёнка стремления к истине, становление
целостной картины мира, в которой интегрировано ценностное,
эмоционально окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности
человека.

ФИЗИЧЕСКОЕ И
ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ
формирование ценностного
отношения детей к здоровому
образу жизни, овладение
элементарными гигиенически-ми
навыками и правилами
безопасности.
жизнь и здоровье
ТРУДОВОЕ
формирование ценностного
отношения детей к труду,
трудолюбию и приобщение
ребёнка к труду.
труд

основано на идее охраны и укрепления здоровья детей, становления
осознанного отношения к жизни как основоположной ценности и здоровью как
совокупности физического, духовного и социального благополучия человека.

направлено на формирование и поддержку привычки к трудовому
усилию, к доступному напряжению физических, умственных и нравственных
сил для решения трудовой задачи; стремление приносить пользу людям.
Повседневный труд постепенно приводит детей к осознанию нравственной
стороны труда. Самостоятельность в выполнении трудовых поручений
способствует формированию ответственности за свои действия.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
способствовать становлению у
ребёнка ценностного отношения к
красоте.
культура, красота

направлено на воспитание любви к прекрасному в окружающей
обстановке, в природе, в искусстве, в отношениях, развитие у детей
желания и умения творить. Эстетическое воспитание через обогащение
чувственного опыта и развитие эмоциональной сферы личности влияет на
становление нравственной и духовной составляющих внутреннего мира
ребёнка. Искусство делает ребёнка отзывчивее, добрее, обогащает его
духовный мир, способствует воспитанию воображения, чувств. Красивая и
удобная обстановка, чистота помещения, опрятный вид детей и взрослых
содействуют воспитанию художественного вкуса.
Целевые ориентиры воспитания.

Деятельность воспитателя нацелена на перспективу становления личности и развития ребёнка. Поэтому планируемые
результаты представлены в виде целевых ориентиров как обобщенные "портреты" ребёнка к концу раннего и
дошкольного возрастов.
В соответствии с ФГОС ДО оценка результатов воспитательной работы не осуществляется, так как целевые ориентиры
основной образовательной программы дошкольного образования не подлежат непосредственной оценке, в том числе в
виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными
достижениями детей.
Направление воспитания
Ценности в основе
направления

Целевые ориентиры воспитания детей
раннего возраста (к трем годам).

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ
Родина, природа.

Проявляющий привязанность к близким людям, бережное отношение к
живому

ДУХОВНОНРАВСТВЕННОЕ
Жизнь, милосердие,
добро
СОЦИАЛЬНОЕ
Человек, семья,
дружба,
сотрудничество

Способный понять и принять, что такое "хорошо" и "плохо".
Проявляющий сочувствие, доброту.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ
Познание

Проявляющий интерес к окружающему миру. Любознательный, активный
в поведении и деятельности.

ФИЗИЧЕСКОЕ И
ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ
Здоровье, жизнь

Понимающий ценность жизни и здоровья, владеющий основными
способами укрепления здоровья - физическая культура, закаливание,
утренняя гимнастика, личная гигиена, безопасное поведение и другое;
стремящийся к сбережению и укреплению собственного здоровья и
здоровья окружающих. Проявляющий интерес к физическим
упражнениям и подвижным играм, стремление к личной и командной
победе, нравственные и волевые качества.

ТРУДОВОЕ
Труд

Поддерживающий элементарный порядок в окружающей обстановке.
Стремящийся помогать старшим в доступных трудовых действиях.
Стремящийся к результативности, самостоятельности, ответственности в
самообслуживании, в быту, в игровой и других видах деятельности
(конструирование, лепка, художественный труд, детский дизайн и др).
Проявляющий эмоциональную отзывчивость на красоту в окружающем
мире и искусстве. Способный к творческой деятельности
(изобразительной, декоративно-оформительской, музыкальной, словесноречевой, театрализованной и др).

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
Культура, красота

Испытывающий чувство удовольствия в случае одобрения и чувство
огорчения в случае неодобрения со стороны взрослых. Проявляющий
интерес к другим детям и способный бесконфликтно играть рядом с
ними. Проявляющий позицию "Я сам!". Способный к самостоятельным
(свободным) активным действиям в общении.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ.
Уклад ГБДОУ № 87.
Особенности уклада:
 Уклад - установившийся порядок жизни ДОУ, необходимый фундамент, основа и инструмент воспитания.
 Уклад – общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся
на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и ДОУ, задающий культуру поведения
сообществ, описывающий предметно-пространственную среду, деятельности и социокультурный контекст.
 Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка жизни ДОУ.
 Уклад способствует формированию ценностей воспитания, которые разделяются всеми участниками
образовательных отношений (воспитанниками, родителями, педагогами и другими сотрудниками ДОУ)
Основные характеристики уклада:
 цель и смысл деятельности ДОУ, его миссия;
 принципы жизни и воспитания в ДОУ;
 образ ДОУ, особенности, символика, внешний имидж;
 отношения к воспитанникам, их родителям (законным представителям), сотрудникам, партнерам ДОУ;
 ключевые правила ДОУ;
 традиции и ритуалы, особые нормы этикета в ДОУ;
 особенности развивающей предметно-пространственной среды, отражающие образ и ценности ДОУ;
 социокультурный контекст, внешняя социальная и культурная среда ДОУ (учитывает этнокультурные,
конфессиональные и региональные особенности).
Воспитывающая среда ГБДОУ № 87.
Особенности воспитывающей среды:
 Воспитывающая среда – это пространство, в рамках которого происходит процесс воспитания.
 Воспитывающая среда раскрывает ценности и смыслы, заложенные в укладе. Воспитывающая среда
определяется целью и задачами воспитания, духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Основные характеристики воспитывающей среды:
Основными характеристиками воспитывающей среды являются её содержательная насыщенность и
структурированность. Воспитывающая среда включает совокупность различных условий взаимодействия детей и
взрослых в процессе приобщения к традиционным ценностям российского общества:
 условия для формирования эмоционально-ценностного отношения ребенка к окружающему миру, людям, себе;
 условия для обретения ребёнком первичного опыта деятельности и поступка в соответствии с традиционными
ценностями российского общества;
 условия для становления самостоятельности, инициативности и творческого взаимодействия в разных детсковзрослых и детско-детских общностях, включая разновозрастное детское сообщество.
Уклад и ребенок определяют особенности воспитывающей среды, она строится по 3м линиям:
 «от взрослого», который создает предметно-пространственную среду, способствующую воспитанию необходимых
качеств, насыщая ее ценностями и смыслами;
 «от совместной деятельности ребенка и взрослого», в ходе которой формируются нравственные, гражданские,
эстетические и иные качества ребенка в процессе специально организованного педагогического взаимодействия
ребенка и взрослого, обеспечивающего достижение поставленных воспитательных целей; воспитывающая среда
направлена на взаимодействие ребенка и взрослого, раскрывающего смыслы и ценности воспитания;
 «от ребенка», который в этой среде самостоятельно действует, творит, получает опыт деятельности, в особенности
– игровой, опыт позитивных достижений, осваивая ценности и смыслы, заложенные взрослым.
Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности дошкольника. Во всех возрастных группах имеются
центры петербурговедения (Мой дом, детский сад, мой город, моя страна), природы и экологии и др.; представлена тема
искусства, в том числе русской народной культуры.
Общности ГБДОУ № 87.
Особенности общностей:
 Общность характеризуется системой связей и отношений между людьми, основанной на разделяемых всеми её
участниками ценностных основаниях, определяющих цели совместной деятельности.
 В ДОУ выделяются следующие общности: педагог – дети; родители (законные представители) - ребёнок (дети);
педагог - родители (законные представители).
Основные характеристики общностей:
 ценности и цели: профессионального сообщества, профессионально-родительского сообщества и детско-взрослой
общности;
 особенности организации всех общностей и их роль в процессе воспитания детей.
 особенности обеспечения возможности разновозрастного взаимодействия детей.

Профессиональная общность: это устойчивая система связей и отношений между всеми сотрудниками ДОУ: все они
разделяют ценности, которые заложены в основу Программы воспитания. Основа эффективности профессиональной
общности - рефлексия собственной профессиональной деятельности.

Воспитатель, а также другие сотрудники должны:
 быть примером в формировании ценностных ориентиров, примером норм общения и поведения;
 мотивировать детей к общению друг с другом, поощрять даже самые незначительные
стремления к общению и взаимодействию;
 поощрять детскую дружбу, стараться, чтобы дружба между отдельными детьми внутри группы
сверстников принимала общественную направленность;
 заботиться о том, чтобы дети непрерывно приобретали опыт общения на основе чувства
доброжелательности;
 содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить проявлять чуткость к
сверстникам, побуждать детей сопереживать, беспокоиться, проявлять внимание к заболевшему
товарищу;
 воспитывать в детях такие качества личности, которые помогают влиться в общество
сверстников (организованность, общительность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность и
пр.);
 учить детей совместной деятельности, насыщать их жизнь событиями, которые сплачивали бы и
объединяли ребят;
 воспитывать в детях чувство ответственности перед группой за свое поведение.
Профессионально-родительская общность
включает сотрудников ДОУ и всех взрослых членов семей воспитанников: всех их связывают общие ценности, цели
развития и воспитания детей и уважение друг к другу. Основная задача – объединение усилий по воспитанию ребенка в
семье и в ДОУ. Зачастую поведение ребенка сильно различается дома и в ДОУ. Без совместного обсуждения
воспитывающими взрослыми особенностей ребенка невозможно выявление и в дальнейшем создание условий, которые
необходимы для его оптимального и полноценного развития и воспитания.
Детско-взрослая общность:
 для нее характерно содействие друг другу, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение,
отношение к ребенку как к полноправному человеку, наличие общих симпатий, ценностей и смыслов у всех
участников общности.
 Детско-взрослая общность - источник и механизм воспитания ребенка. Находясь в общности, ребенок сначала
приобщается к тем правилам и нормам, которые вносят взрослые в общность, а затем эти нормы усваиваются
ребенком и становятся его собственными.
 Общность строится и задается системой связей и отношений ее участников. В каждом возрасте и каждом случае она
будет обладать своей спецификой в зависимости от решаемых воспитательных задач.
Детская общность.
 Общество сверстников – необходимое условие полноценного развития личности ребенка. Здесь он непрерывно
приобретает способы общественного поведения, под руководством воспитателя учится умению дружно жить,
сообща играть, трудиться, заниматься, достигать поставленной цели.
 Чувство приверженности к группе сверстников рождается тогда, когда ребенок впервые начинает понимать, что
рядом с ним такие же, как он сам, и свои желания надо соотносить с желаниями других.
 Воспитатель должен воспитывать у детей навыки и привычки поведения, качества, определяющие характер
взаимоотношений ребенка с другими людьми и его успешность в том или ином сообществе. Поэтому так важно
придать детским взаимоотношениям дух доброжелательности, развивать у детей стремление и умение помогать как
старшим, так и друг другу, оказывать сопротивление плохим поступкам, общими усилиями достигать поставленной
цели.
 В детском саду ребенку надо предоставлять возможность взаимодействия как со старшими, так и с младшими
детьми. Включенность ребенка в отношения со старшими, помимо подражания и приобретения нового, рождает
опыт послушания, следования общим для всех правилам, нормам поведения и традициям. Отношения с младшими
– это возможность для ребенка стать авторитетом и образцом для подражания, а также пространство для
воспитания заботы и ответственности.

Культура поведения воспитателя в общностях как значимая составляющая уклада.
Культура поведения взрослых в детском саду направлена на создание воспитывающей среды
как условия решения возрастных задач воспитания. Общая психологическая атмосфера,
эмоциональный настрой группы, спокойная обстановка, отсутствие спешки, разумная
сбалансированность планов – это необходимые условия нормальной жизни и развития детей.
Воспитатель должен соблюдать кодекс нормы профессиональной этики и поведения:
 педагог всегда выходит навстречу родителям и приветствует родителей и детей первым;
 улыбка – всегда обязательная часть приветствия;
 педагог описывает события и ситуации, но не даёт им оценки;
 педагог не обвиняет родителей и не возлагает на них ответственность за поведение детей в ДОУ;
 тон общения ровный и дружелюбный, исключается повышение голоса;
 уважительное отношение к личности воспитанника;
 умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему;
 умение видеть и слышать воспитанника, сопереживать ему;
 уравновешенность и самообладание, выдержка в отношениях с детьми;
 умение быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться
с выводами о поведении и способностях воспитанников;
 умение сочетать мягкий эмоциональный и деловой тон в отношениях с детьми;
 умение сочетать требовательность с чутким отношением к воспитанникам;
 знание возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
 соответствие внешнего вида статусу воспитателя детского сада.
8. Задачи воспитания в образовательных областях.
Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного возраста всех образовательных
областей, обозначенных в ФГОС ДО - соотнесение направлений воспитания и ОО:
Образов. области 
Направления
воспитания 
патриотическое
духовно-нравственное
социальное
познавательное
физическое и
оздоровительное
трудовое
эстетическое

Социальнокоммуникатив
ное развитие




Познавательно
е развитие

Речевое
развитие

Художественн
о-эстетическое
развитие

Физическое
развитие











Решение задач воспитания в рамках образовательных областей:
Образовательная область «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
Приобщение к
ценностям
Родина.
Природа.




Жизнь.



Милосердие.
Добро



Человек.



Семья.

Решаемые задачи направлений воспитания
патриотическое, духовно-нравственное, социальное, трудовое
воспитание любви к своей семье, своему населенному пункту, родному краю, своей стране;
воспитание уважительного отношения к ровесникам, родителям (законным представителям),
соседям, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности;
воспитание ценностного отношения к культурному наследию своего народа, к нравственным и
культурным традициям России;
содействие становлению целостной картины мира, основанной на представлениях о добре и
зле, прекрасном и безобразном, правдивом и ложном;
воспитание социальных чувств и навыков: способности к сопереживанию, общительности,
дружелюбия, сотрудничества, умения соблюдать правила, активной личностной позиции.

Дружба.
Сотрудничество
Труд

Приобщение к
ценностям
Родина
Природа.
Познание

 создание условий для возникновения у ребёнка нравственного, социально значимого поступка,
приобретения ребёнком опыта милосердия и заботы;
 поддержка трудового усилия, привычки к доступному дошкольнику напряжению физических,
умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи;
 формирование способности бережно и уважительно относиться к результатам своего труда и
труда других людей.
Образовательная область «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»




Человек



Семья




Решаемые задачи направлений воспитания
патриотическое, познавательное
воспитание отношения к знанию как ценности, понимание значения образования для человека,
общества, страны;
приобщение к отечественным традициям и праздникам, к истории и достижениям родной
страны, к культурному наследию народов России;
воспитание уважения к людям - представителям разных народов России независимо от их
этнической принадлежности;
воспитание уважительного отношения к государственным символам страны (флагу, гербу,
гимну);
воспитание бережного и ответственного отношения к природе родного края, родной страны,
приобретение первого опыта действий по сохранению природы.
Образовательная область «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Приобщение к
ценностям
Культура
Красота

Приобщение к
ценностям
Красота

Решаемые задачи направлений воспитания
социальное, эстетическое
 владение формами речевого этикета, отражающими принятые в обществе правила и нормы
культурного поведения;
 воспитание отношения к родному языку как ценности, умения чувствовать красоту языка,
стремления говорить красиво (на правильном, богатом, образном языке).
Образовательная область «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»



Культура
Человек
Природа






Приобщение к
ценностям
Жизнь
Здоровье

Решаемые задачи направлений воспитания
эстетическое
воспитание эстетических чувств (удивления, радости, восхищения, любви) к различным
объектам и явлениям окружающего мира (природного, бытового, социокультурного), к
произведениям разных видов, жанров и стилей искусства (в соответствии с возрастными
особенностями);
приобщение к традициям и великому культурному наследию российского народа, шедеврам
мировой художественной культуры с целью раскрытия ценностей "Красота", "Природа",
"Культура";
становление эстетического, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру для
гармонизации внешнего мира и внутреннего мира ребёнка;
формирование целостной картины мира на основе интеграции интеллектуального и
эмоционально-образного способов его освоения детьми;
создание условий для выявления, развития и реализации творческого потенциала каждого
ребёнка с учётом его индивидуальности, поддержка его готовности к творческой
самореализации и сотворчеству с другими людьми (детьми и взрослыми).
Образовательная область «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Решаемые задачи направлений воспитания
физическое и оздоровительное
 формирование у ребёнка возрастосообразных представлений о жизни, здоровье и физической
культуре;
 становление эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу жизни, интереса к
физическим упражнениям, подвижным играм, закаливанию организма, к овладению
гигиеническим нормам и правилами;
 воспитание активности, самостоятельности, уверенности, нравственных и волевых качеств.

9. Формы совместной деятельности в ГБДОУ.
Работа с родителями (законными представителями).
Работа с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста должна строиться на принципах
ценностного единства и сотрудничества всех субъектов социокультурного окружения ДОУ.
Виды и формы деятельности по организации сотрудничества педагогов и родителей (законных представителей),
используемые в ДОУ в процессе воспитательной работы:
родительское собрание; педагогические лектории; мастер-классы; (возможные формы: круглые столы;
родительские клубы; иные формы).
События ГБДОУ.
Событие предполагает взаимодействие ребёнка и взрослого, в котором активность взрослого приводит к
приобретению ребёнком собственного опыта переживания той или иной ценности. Событие – это форма
совместной деятельности ребенка и взрослого. Для того чтобы стать значимой, каждая ценность воспитания
должна быть понята, раскрыта и принята ребенком совместно с другими людьми в значимой для него общности.
Этот процесс происходит стихийно, но для того, чтобы вести воспитательную работу, он должен быть направлен
взрослым.
Воспитательное событие – это спроектированная взрослым образовательная ситуация. В каждом воспитательном
событии педагог продумывает смысл реальных и возможных действий детей и смысл своих действий в контексте
задач воспитания. Событийным может быть не только организованное мероприятие, но и спонтанно возникшая
ситуация, и любой режимный момент, традиции утренней встречи детей, индивидуальная беседа, общие дела,
совместно реализуемые проекты и прочее.
Проектирование событий позволяет построить целостный годовой цикл воспитательной работы на основе
традиционных ценностей российского общества. Это поможет каждому педагогу спроектировать работу с группой
в целом, с подгруппами детей, с каждым ребёнком.
Планируемые и подготовленные педагогом воспитательные события проектируются в соответствии с календарным
планом воспитательной работы ДОУ, группы, ситуацией развития конкретного ребенка.
События проектируются в следующих формах: проекты воспитательной направленности; праздники; ритмы жизни
(прогулка); режимные моменты (прием пищи, подготовка ко сну и прочее); свободная игра; свободная деятельность
детей. Например, разработка и реализация значимых событий в ведущих видах деятельности (музыкальный
праздник и др.).
Совместная деятельность в образовательных ситуациях.
Совместная деятельность в образовательных ситуациях является ведущей формой организации совместной
деятельности взрослого и ребёнка по освоению образовательной программы дошкольного образования, в рамках
которой возможно решение конкретных задач воспитания.
Воспитание в образовательной деятельности осуществляется в течение всего времени пребывания ребёнка в ДОУ.
К основным видам организации совместной деятельности в образовательных ситуациях в ДОУ относятся:








рассказ, вопросы;
воспитывающая (проблемная) ситуация, ответы на вопросы (из личного опыта);
чтение художественной литературы, заучивание и чтение стихов наизусть;
разучивание и исполнение песен, театрализация;
рассматривание картинок;
игровые ситуации;
личный пример педагога, приучение к вежливому общению, поощрение (одобрение, тактильный контакт,
похвала, поощряющий взгляд).
Организация предметно-пространственной среды.
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды предусматривает совместную
деятельность педагогов, обучающихся, других участников образовательных отношений по её созданию,
поддержанию, использованию в воспитательном процессе.
компоненты среды, отражающие:
 особенности социокультурных условий, в которых находится ДОУ (мой город, микрорайон – детский сад);
 экологичность, природосообразность и безопасность;
 ценность семьи, людей разных поколений, радость общения с семьей;
компоненты среды, обеспечивающие детям/ребенку возможность:







общения, игры и совместной деятельности;
познавательного развития, экспериментирования;
посильного труда, а также отражающие ценности труда в жизни человека;
для укрепления здоровья, раскрывающие смысл здорового образа жизни, физической культуры и спорта;
погружения в культуру России, знакомства с особенностями традиций многонационального российского
народа.
Вся среда ДОУ должна быть гармоничной и эстетически привлекательной.
При выборе материалов и игрушек для ППС необходимо ориентироваться на продукцию отечественных и
территориальных производителей. Игрушки, материалы и оборудование должны соответствовать возрастным
задачам воспитания детей дошкольного возраста и иметь документы, подтверждающие соответствие требованиям
безопасности.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ.
Нормативно-методическое обеспечение.
Локальные акты, определяющие уклад – ценностно-смысловое наполнение жизнедеятельности ГБДОУ № 87:
 Устав ГБДОУ детского сада № 87 Фрунзенского района Санкт-Петербурга, утвержденного распоряжением Комитета
по образованию от 10.08.2015 № 3872-р (внесен в ЕГРЮЛ 10.09.2015).
 Правила внутреннего трудового распорядка ГБДОУ детского сада № 87 Фрунзенского района Санкт-Петербурга,
утвержденные приказом от 28.02.2022 № 11-ОД.
 Кодекс этики и служебного поведения работников ГБДОУ детского сада № 87 Фрунзенского района СанктПетербурга, утвержденный приказом от 10.11.2021 № 54-ОД.
 Приказ «Об ответственности сотрудников за охрану жизни и здоровья воспитанников в … учебном году»,
издаваемый ежегодно.
 Правила внутреннего распорядка воспитанников ГБДОУ детского сада № 87 Фрунзенского района СанктПетербурга, утвержденные приказом от 12.01.2021 № 1-ОД.
 Правила внутреннего распорядка воспитанников ГБДОУ детского сада № 87 Фрунзенского района СанктПетербурга, утвержденные приказом от 12.01.2021 № 1-ОД.
12. Требования к условиям работы с особыми категориями детей.
По своим основным задачам воспитательная работа в ДОУ не зависит от наличия (отсутствия) у ребёнка особых
образовательных потребностей. В основе процесса воспитания детей в ДОУ лежат традиционные ценности российского
общества.
Необходимо создавать особые условия воспитания для отдельных категорий обучающихся, имеющих
особые образовательные потребности: дети с инвалидностью, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети
из социально уязвимых групп (воспитанники детских домов, дети из семей мигрантов, и так далее), одаренные дети и
другие категории.
Инклюзия подразумевает готовность образовательной системы принять любого ребёнка независимо от его
особенностей (психофизиологических, социальных, психологических, этнокультурных, национальных, религиозных и
других) и обеспечить ему оптимальную социальную ситуацию развития.
Условий, обеспечивающих достижение целевых ориентиров в работе с особыми категориями детей:
1) направленное на формирование личности взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких
ситуаций, в которых каждому ребёнку с особыми образовательными потребностями предоставляется возможность
выбора деятельности, партнера и средств; учитываются особенности деятельности, средств её реализации, ограниченный
объем личного опыта детей особых категорий;
2) формирование игры как важнейшего фактора воспитания и развития ребёнка с особыми образовательными
потребностями, с учётом необходимости развития личности ребёнка, создание условий для самоопределения и
социализации детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе
правил и норм поведения;
3) создание воспитывающей среды, способствующей личностному развитию особой категории дошкольников, их
позитивной социализации, сохранению их индивидуальности, охране и укреплению их здоровья и эмоционального
благополучия;
4) доступность воспитательных мероприятий, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности
с учётом особенностей развития и образовательных потребностей ребёнка; речь идет не только о физической
доступности, но и об интеллектуальной, когда созданные условия воспитания и применяемые правила должны быть
понятны ребёнку с особыми образовательными потребностями;
5) участие семьи как необходимое условие для полноценного воспитания ребёнка дошкольного возраста с особыми
образовательными потребностями.

Календарный план воспитательной работы - перечень мероприятий:
Мероприятия

1,5-7

Время
проведения
октябрь

2-7

октябрь

Проектная деятельность «Мой дом»:
Знакомство с объектами
микрорайона, транспортом.
Новогодний праздник (все виды
детской деятельности вокруг темы
Нового года и новогоднего праздника)

1,5-7

октябрь ноябрь

1,5-7

Творческая выставка Новый год.
Рождество. Зимняя сказка. (7 января
– Рождество)

2-7

Мамин день (2-3)

2-7

Осенний праздник

Творческая выставка Осень золотая.

Творческая выставка
Солнышко-ведрышко.
Физкультурный игровой досуг
«Праздник детства (и лета)»
1 июня: День защиты детей.

Возраст детей

Направление
воспитания
Патриотическое

Ответственный
музыкальный
руководитель,
воспитатели,

Патриотическое
Этико-эстетическое
Патриотическое
Оздоровительное

воспитатели

декабрь

Социальное
Этико-эстетическое

музыкальный
руководитель,
воспитатели,

декабрь

Социальное
Духовнонравственное
Этико-эстетическое

воспитатели

Патриотическое
Духовнонравственное
Социальное

воспитатели

Этико-эстетическое

воспитатели

Социальное
Физическое
оздоровительное

воспитатели

февраль март

2-3

апрель

2-7

июнь

воспитатели


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».