2. Педагогическая диагностика планируемых результатов.

Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов
реализации образовательной программы дошкольного образования
(в соответствии с ФОП ДО п.16. 1-10).
Цель педагогической диагностики: получение информации о динамике возрастного развития
ребёнка и успешности освоения им Программы, эффективности выбранных форм и методов
организации образовательной деятельности.
Задачи педагогической диагностики:
 изучение деятельностных умений ребёнка, его интересов, предпочтений, склонностей,
личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
 выявление особенностей и динамики развития ребёнка, составление на основе
полученных данных индивидуальных образовательных маршрутов освоения
образовательной программы, своевременное внесение изменений в планирование,
содержание и организацию образовательной деятельности.
Специфика педагогической диагностики:
С учетом специфики дошкольного возраста (в частности несформированность произвольности
поведения) и системных особенностей дошкольного образования (не является обязательным)
ФГОС ДО задает результаты дошкольного образования как целевые ориентиры (возрастные
характеристики возможных достижений ребёнка на разных этапах дошкольного детства).
Целевые ориентиры оценке не подлежат, в том числе и в виде педагогической диагностики.
ФОП ДО задает планируемые результаты освоения Программы (вытекающие из задач
обучения и воспитания), которые могут выступать как показатели для педагогической
диагностики. При этом диагностируется индивидуальное развитие ребенка (выявляется ли
динамика развития) и тем самым оценивается эффективность педагогических воздействий.
Ориентирами для диагностики методом наблюдения являются планируемые результаты
освоения Программы:
 планируемые результаты освоения Программы представляют собой возрастные
характеристики возможных достижений ребёнка дошкольного возраста на разных
возрастных этапах;
 достижение этих результатов должно быть обеспечено каждому ребенку;
 но надо учесть, что указанные возрастные показатели ("к одному году", "к трем годам")
условны, потому что в дошкольном детстве у каждого ребенка свой, индивидуальный
темп психического развития особенно при прохождении критических периодов в конце
возрастного этапа (раннего возраста, дошкольного возраста). По причине
индивидуальной траектории развития ребёнок может достигнуть обозначенной в
планируемом результате характеристики развития раньше или позже указанного
возраста;
 Также может различаться и степень выраженности показателя-результата у детей
одного возраста. Такие различия не должны быть констатированы как трудности
ребёнка в освоении образовательной программы и не подразумевают его включения в
соответствующую целевую группу для коррекционного обучения.
Указанная специфика подчеркивает направленность педагогической диагностики на
оценку индивидуального развития детей дошкольного возраста, на основе которой
определяется эффективность педагогических действий и осуществляется их дальнейшее
планирование.

Принципиальные подходы к педагогической диагностике в детском саду:





стремление к максимальной объективности в процедурах и результатах диагностики:
соответствие диагностических методик возрастным особенностям
ребенка;
сопоставление полученных данных с данными других педагогов, родителей.
доступность для педагога диагностических процедур и методов (использование тех
методов, изучение которых входит в подготовку педагога);
обеспечение непрерывности изучения достижений ребенка в естественных условиях
педагогического процесса.
в ходе диагностики учитываются индивидуальные пути развития: отклонения от нормы
возраста не оцениваются как негативные без анализа динамических тенденций развития
ребенка.

Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для:
1) индивидуализации образования (поддержки ребёнка, построения его образовательной
траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Результаты диагностики являются строго конфиденциальной информацией, которая
сохраняется на рабочем месте педагога в течение периода работы с определенной группой
воспитанников (максимально – год после выпуска группы из ГБДОУ в школу, минимально - в
течение учебного года). Диагностические сведения используются строго только для педагога и
при необходимости для консультирования родителей ребенка.
Особенности проведения педагогической диагностики:
1. Периодичность проведения: проводится на начальном этапе освоения ребёнком Программы
(стартовая диагностика) и на завершающем этапе освоения программы его возрастной группой
(финальная диагностика).
Стартовая диагностика:
 Основной метод - наблюдение за деятельностью ребенка и свободная беседа с ним.
 В начале учебного года (октябрь-ноябрь) педагогом-психологом ЦПМПС проводится
психологическая диагностика (с согласия родителей) интеллектуальной готовности к
школе воспитанников подготовительных к школе групп. По ее результатам педагогпсихолог консультирует воспитателей и родителей обучающихся по задачам работы с
детьми, у которых данная готовность еще не достигнута.
Финальная диагностика:
 Проводится в мае. Для выпускников (подготовительная группа) итоговая диагностика
может проводиться в марте.
 На основе сравнения результатов стартовой и финальной диагностики
методом
педагогического анализа педагог делает вывод об индивидуальной динамике развития
каждого ребёнка и об эффективности планирования образовательной работы с группой в
целом.
В течение учебного года по ходу образовательного процесса осуществляется:
 Сбор и анализ материалов портфолио ребёнка (рисунков, работ по аппликации,
фотографий работ по лепке, построек, поделок, выполнение заданий в рабочей тетради)
и других способов фиксации достижений ребенка (записи наблюдений в естественных
2

условиях и в разных видах деятельности). По полученным данным педагог планирует
индивидуальную работу с ребенком.


Аналогично формируется портфолио группы (продуктивные выходы по итогам
проектов, коллективные мероприятия и тому подобное), определяется эффективность
работы педагогов по организации освоения содержания программы детьми и
дальнейшее планирование работы.



Рекомендуется повторный срез наблюдений по карте развития в январе.

2. Показатели педагогической диагностики:
Смотри ниже - Планируемые результаты в дошкольном возрасте. ФОП ДО п.15.3.1 - 3
3. Методы проведения педагогической диагностики:
1. Основной метод - наблюдение (и для индивидуальной и для групповой диагностики)
Прочие методы - дополнительные
2. свободная беседа с ребенком (для индивидуальной диагностики)
3. анализ продуктов детской деятельности (рисунков, работ по лепке, аппликации,
построек, поделок и тому подобное) (для индивидуальной диагностики)
4. специальные диагностические ситуации (для индивидуальной диагностики).
5. простые тесты (и для индивидуальной и для групповой диагностики).
При необходимости педагог может использовать специальные методики диагностики
физического, коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического
развития.
Основным методом педагогической диагностики является наблюдение:
 Ориентирами для наблюдения являются планируемые результаты освоения Программы.
 Педагог наблюдает за поведением ребёнка в деятельности (игровой, общении,
познавательно-исследовательской, изобразительной, конструировании, двигательной) в
разных ситуациях (в режимных процессах, в группе и на прогулке, совместной с
другими детьми и самостоятельной деятельности детей и в других ситуациях).


В процессе наблюдения педагог отмечает особенности проявления ребёнком
личностных качеств, деятельностных умений, интересов, предпочтений, фиксирует
реакции на успехи и неудачи, поведение в конфликтных ситуациях и тому подобное

Дополнительные методы:
 Результаты наблюдения могут быть дополнены беседами с детьми в свободной форме,
что позволяет выявить причины поступков, наличие интереса к определенному виду
деятельности, уточнить знания о предметах и явлениях окружающей действительности и
другое.
 Анализ продуктов детской деятельности: может осуществляться на основе изучения
материалов портфолио ребёнка (рисунков, работ по аппликации, фотографий работ по
лепке, построек, поделок и другого). Полученные в процессе анализа качественные
характеристики существенно дополнят результаты наблюдения за продуктивной
деятельностью детей (изобразительной, конструктивной, музыкальной и другой
деятельностью).
 простые тесты,
 специальные диагностические ситуации, фактически провоцирующие деятельность
ребенка, которую хотел бы пронаблюдать педагог.
3

4. Интерпретация результатов педагогической диагностики:
Завершение педагогической диагностики:
Педагогическая диагностика завершается анализом полученных данных, на основе которых
педагог выстраивает взаимодействие с детьми, организует развивающую предметнопространственную среду, мотивирующую активную творческую деятельность обучающихся,
составляет индивидуальные образовательные маршруты освоения образовательной Программы,
осознанно и целенаправленно проектирует образовательный процесс.
Результаты диагностики
являются
строго
конфиденциальной
информацией.
Диагностические сведения используются строго
только для педагога и при
необходимости для консультирования родителей ребенка.
1. При использовании методов с конкретным описанием процедуры диагностики в составе
описания представлена и интерпретация полученных данных: как их зафиксировать –
проанализировать – и какие можно сделать выводы. Используемый источник: «Мониторинг в
детском саду» - СПб.: Детство-пресс.
2. При проведении наблюдений без стандартов организации обследования и
интерпретации результатов (без разработанной схемы наблюдения) способ и форму
фиксации результатов наблюдений педагог выбирает самостоятельно.
Оптимальной формой фиксации результатов наблюдения является карта развития
ребёнка с показателями возрастного развития ребёнка (ожидаемыми результатами) и
критериями их оценивания. Фиксация данных наблюдения позволит педагогу выявить и
проанализировать динамику в развитии ребёнка на определенном возрастном этапе, а также
скорректировать образовательную деятельность с учётом индивидуальных особенностей
развития ребёнка и его потребностей.
Карта развития (в соответствии с ФОП ДО):
Наблюдая за поведением ребёнка, педагог обращает внимание на следующие критерии и
фиксирует их проявление в карте развития (например, цифрами). Для наглядности отражения
динамики можно использовать цветные цифры (например, 1 – черный; 2 – зеленый; 3 –
красный)
1й критерий: частота проявления показателя (показывает устойчивость показателя).
1 – никогда 2 – изредка 3 - обычно
2й критерий: самостоятельность (самостоятельность выполнения действия
определить зону актуального и ближайшего развития ребёнка).
1 – не может даже с помощью педагога 2 – с помощью педагога 3 – самостоятельно

позволяет

3й критерий: инициативность ребёнка в деятельности (инициативность свидетельствует о
проявлении субъектности ребёнка в деятельности и взаимодействии)
1 – никогда 2 – изредка 3 - обычно
/Для заполнения этого критерия берутся результаты диагностики по
методике Н.А.
Коротковой, П.Г. Нежнова «Нормативные карты возрастного развития дошкольников»
(Диагностика развития инициативности детей дошкольного возраста (3-7 лет).
http://www.firo-nir.ru/index.php/instrumentariy/materialy-dlya-izucheniya/instrumentarij-dlyaprovedeniya-pedagogicheskoj-diagnostiki.html
4

Интерпретация полученных данных:
Итоговый срез в конце года показывает степень эффективности образовательного процесса
(воспитателю для рефлексии - взгляда на свою работу в течение года: что было в ее
организации удачно и что не дало должного результата).
Поводом для изменений организации работы является сравнение срезов за сентябрь/октябрь и
январь (май) (при анализе важно увидеть динамику развития ребенка, а она наглядно
проявляется в возрастании цифр от 111 к 333; и воспитатель может легко определить отдельных
детей, нуждающихся в индивидуальной работе (не показывающих динамику развития).
Упрощенный вариант фиксации данных в карте развития (для начинающих педагогов):
Для фиксации и анализа наблюдений по планируемым результатам освоения Программы
может быть использован один критерий степени проявления показателя (конкретного
результата освоения Программы):
 показатель проявляется ярко, это - достижение развития ребенка;
 есть проявления показателя (но они еще нестабильные, неустойчивые - требуется
поддержка ребенка в этом направлении);
 показатель почти не проявляется - необходима помощь ребенку в данном направлении.
Для обозначения результата можно использовать условные знаки, например: + +/- 5. Используемые стандарты педагогической диагностики.
1) Карты развития по показателям планируемых результатов
(в карте развития показатели могут быть перечислены цифрами с приложением описания
планируемых результатов. На каждого ребенка выделено 2-3 столбца/ строчки для фиксации
срезов). См. перечень планируемых результатов и примеры карт развития ниже.
2)Методика Н.А. Коротковой, П.Г. Нежнова «Нормативные карты возрастного развития
дошкольников» (Диагностика развития инициативности детей дошкольного возраста (3-7 лет).
http://www.firo-nir.ru/index.php/instrumentariy/materialy-dlya-izucheniya/instrumentarij-dlyaprovedeniya-pedagogicheskoj-diagnostiki.html?ysclid=lljdc2veiu844985619
3)Самооценка. Отдельный бланк.  Экспериментальная методика «Лесенка». Стр.153. 1я
серия (Н.В.Нижегородцева, В.Д.Шадриков. Психолого-педагогическая готовность ребенка к
школе. – М: Владос, 2001. Cтр. 80).
4) Взаимоотношения с педагогом. Отдельный бланк.  Экспериментальная методика
«Лесенка». Стр.153. 2я серия.
5) Взаимоотношения со сверстниками – эмоциональное благополучие в группе
сверстников. Отдельный бланк.  Социометрическая матрица – игра «Подарки» («Кого
позовешь на день рождения»). Источник: Диагностика эмоционального благополучия ребенка в
группе сверстников // Готовимся к аттестации! – СПб: Детство-пресс, 2000. Стр.65.

Пример карты детского развития

5

Критерии
оценки 

Показатели
развития
(планируемые
результаты)


старт
Устойчивость
Самостоятельность
Инициативность

финал
Устойчивость
Самостоятельность
Инициативность

старт
Устойчивость
Самостоятельность
Инициативность

финал
Устойчивость
Самостоятельность
Инициативность

старт
Устойчивость
Самостоятельность
Инициативность

финал

Устойчивость
Самостоятельность
Инициативность

старт

Устойчивость
Самостоятельность
Инициативность

Устойчивость
Самостоятельность
Инициативность

Карта детского развития:
педагогическая диагностика достижения планируемых результатов
1я младшая группа_______________________ Учебный год_________________________________
Имя
ребенка

финал

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

6

Карта детского развития: педагогическая диагностика достижения планируемых результатов
1я младшая группа_______________________
Показатели развития
(планируемые
результаты) 

Имя
ребенка

Старт
финал
Старт
финал
Старт
финал
Старт
финал
Старт
финал

Критерии оценки
Устойчивость
Самостоятельность
Инициативность
Устойчивость
Самостоятельность
Инициативность
Устойчивость
Самостоятельность
Инициативность
Устойчивость
Самостоятельность
Инициативность
Устойчивость
Самостоятельность
Инициативность
Устойчивость
Самостоятельность
Инициативность
Устойчивость
Самостоятельность
Инициативность
Устойчивость
Самостоятельность
Инициативность
Устойчивость
Самостоятельность
Инициативность
Устойчивость
Самостоятельность
Инициативность

1

Учебный год_________________________________

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Планируемые результаты на этапе завершения освоения Программы (к концу дошкольного
возраста) ФОП ДО п.15. 4.
1. у ребёнка сформированы основные психофизические и нравственно-волевые качества;
2. ребёнок владеет основными движениями и элементами спортивных игр, может контролировать свои
движение и управлять ими;
3. ребёнок соблюдает элементарные правила здорового образа жизни и личной гигиены;
4. ребёнок результативно выполняет физические упражнения (общеразвивающие, основные движения,
спортивные), участвует в туристских пеших прогулках, осваивает простейшие туристские навыки,
ориентируется на местности;
5. ребёнок проявляет элементы творчества в двигательной деятельности;
6. ребёнок проявляет нравственно-волевые качества, самоконтроль и может осуществлять анализ своей
двигательной деятельности;
7. ребёнок проявляет духовно-нравственные качества и основы патриотизма в ходе занятий
физической культурой и ознакомлением с достижениями российского спорта;
8. ребёнок имеет начальные представления о правилах безопасного поведения в двигательной
деятельности; о том, что такое здоровье, понимает, как поддержать, укрепить и сохранить его;
9. ребёнок владеет навыками личной гигиены, может заботливо относиться к своему здоровью и
здоровью окружающих, стремится оказать помощь и поддержку другим людям;
10. ребёнок соблюдает элементарные социальные нормы и правила поведения в различных видах
деятельности, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
11. ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
способен понимать и учитывать интересы и чувства других; договариваться и дружить со
сверстниками; старается разрешать возникающие конфликты конструктивными способами;
12. ребёнок способен понимать свои переживания и причины их возникновения, регулировать свое
поведение и осуществлять выбор социально одобряемых действий в конкретных ситуациях,
обосновывать свои ценностные ориентации;
13. ребёнок стремится сохранять позитивную самооценку;
14. ребёнок проявляет положительное отношение к миру, разным видам труда, другим людям и самому
себе;
15. у ребёнка выражено стремление заниматься социально значимой деятельностью;
16. ребёнок способен откликаться на эмоции близких людей, проявлять эмпатию (сочувствие,
сопереживание, содействие);
17. ребёнок способен к осуществлению социальной навигации как ориентации в социуме и соблюдению
правил безопасности в реальном и цифровом взаимодействии;
18. ребёнок способен решать адекватные возрасту интеллектуальные, творческие и личностные задачи;
применять накопленный опыт для осуществления различных видов детской деятельности,
принимать собственные решения и проявлять инициативу;
19. ребёнок владеет речью как средством коммуникации, ведет диалог со взрослыми и сверстниками,
использует формулы речевого этикета в соответствии с ситуацией общения, владеет
коммуникативно-речевыми умениями;
20. ребёнок знает и осмысленно воспринимает литературные произведения различных жанров, имеет
предпочтения в жанрах литературы, проявляет интерес к книгам познавательного характера,
определяет характеры персонажей, мотивы их поведения, оценивает поступки литературных героев;
21. ребёнок обладает начальными знаниями о природном и социальном мире, в котором он живет:
элементарными представлениями из области естествознания, математики, истории, искусства и
спорта, информатики и инженерии и тому подобное; о себе, собственной принадлежности и
принадлежности других людей к определенному полу; составе семьи, родственных отношениях и
взаимосвязях, семейных традициях; об обществе, его национально-культурных ценностях;
государстве и принадлежности к нему;
22. ребёнок проявляет любознательность, активно задает вопросы взрослым и сверстникам;
интересуется субъективно новым и неизвестным в окружающем мире; способен самостоятельно
придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать,
экспериментировать; строить смысловую картину окружающей реальности, использует основные
культурные способы деятельности;
23. ребёнок имеет представление о жизни людей в России, имеет некоторые представления о важных
исторических событиях Отечества; имеет представление о многообразии стран и народов мира;
24. ребёнок способен применять в жизненных и игровых ситуациях знания о количестве, форме,
величине предметов, пространстве и времени, умения считать, измерять, сравнивать, вычислять и

тому подобное;
25. ребёнок имеет разнообразные познавательные умения: определяет противоречия, формулирует
задачу исследования, использует разные способы и средства проверки предположений: сравнение с
эталонами, классификацию, систематизацию, некоторые цифровые средства и др.;
26. ребёнок имеет представление о некоторых наиболее ярких представителях живой природы России и
планеты, их отличительных признаках, среде обитания, потребностях живой природы, росте и
развитии живых существ; свойствах неживой природы, сезонных изменениях в природе, наблюдает
за погодой, живыми объектами, имеет сформированный познавательный интерес к природе,
осознанно соблюдает правила поведения в природе, знает способы охраны природы, демонстрирует
заботливое отношение к ней;
27. ребёнок способен воспринимать и понимать произведения различных видов искусства, имеет
предпочтения в области музыкальной, изобразительной, театрализованной деятельности;
28. ребёнок выражает интерес к культурным традициям народа в процессе знакомства с различными
видами и жанрами искусства; обладает начальными знаниями об искусстве;
29. ребёнок владеет умениями, навыками и средствами художественной выразительности в различных
видах деятельности и искусства; использует различные технические приемы в свободной
художественной деятельности;
30. ребёнок участвует в создании индивидуальных и коллективных творческих работ, тематических
композиций к праздничным утренникам и развлечениям, художественных проектах;
31. ребёнок самостоятельно выбирает технику и выразительные средства для наиболее точной передачи
образа и своего замысла, способен создавать сложные объекты и композиции, преобразовывать и
использовать с учётом игровой ситуации;
32. ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации,
предлагает и объясняет замысел игры, комбинирует сюжеты на основе реальных, вымышленных
событий, выполняет несколько ролей в одной игре, подбирает разные средства для создания игровых
образов, согласовывает свои интересы с интересами партнеров по игре, управляет персонажами в
режиссерской игре;
33. ребёнок проявляет интерес к игровому экспериментированию с предметами, к развивающим и
познавательным играм, в играх с готовым содержанием и правилами может объяснить содержание и
правила игры другим детям, в совместной игре следит за точным выполнением правил всеми
участниками;
34. ребёнок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
демонстрирует сформированные предпосылки к учебной деятельности и элементы готовности к
школьному обучению.
Планируемые результаты освоения содержания краеведческого образования
35. Ребенок проявляет интерес к своему городу, использует по отношению к нему местоимение «мой».
36. Хорошо ориентируется не только в ближайшем к детскому саду и дому окружении, но и на
центральных улицах родного города.
37. Знает и стремится выполнять правила поведения в городе.
38. Проявляет любознательность по отношению к родному городу, его истории, необычным
памятникам, зданиям.
39. С удовольствием включается в проектную деятельность, детское коллекционирование, создание
мини-музеев, связанных с познанием родного города.
40. Проявляет инициативу в социально значимых делах: участвует в социально значимых событиях,
переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремится выразить
позитивное отношение к пожилым жителям города.
41. Отражает свои впечатления о родном городе в предпочитаемой деятельности (рассказывает,
изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т. п.).

2

5.3. Прочие дополнительные методы педагогической диагностики на усмотрение педагога.
Подготовительная к школе группа
Социально-коммуникативное развитие
Игровое творчество.  Наблюдение самостоятельной игровой деятельности (предпочитаемого ребенка вида
сюжетных игр – ролевая, режиссерская, драматизация). Стр.280.
Диагностика понимания детьми эмоциональных состояний людей в разных ситуациях.
 Графическое диагностическое задание с пиктограммами. Стр. 166.
Диагностика понимания детьми нравственных норм и правил поведения в разных ситуациях.
 Методика «Сюжетные картинки». Стр.142.. Задание с картинками (фотографиями) с изображением плохих – хороших
поступков . «Здесь изображены хорошие и нехорошие (правильные и неправильные) поступки. Разложи в одну сторону
картинки с хорошими поступками, в другую – с нехорошими. Куда ты положишь эту картинку и почему?» Оценивание:
Проблемы – неправильно раскладывает картинки.
Норма – раскладывает правильно, но не всегда может объяснить.
Достижения – правильно раскладывает и объясняет (обосновывает).
Мотивация учения. Мотивационная готовность к школе, к учебной деятельности – главный показатель как
личностной, так и общей готовности ребенка к школе. В бланк готовности к школе. Источник :
Н.В.Нижегородцева, В.Д.Шадриков. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М: Владос, 2001.
Стр.141, 142).  Методика ранжирования мотивов учения. Педагог выбирает, какой ответ и какая характеристика,
по его мнению, в наибольшей степени свойственна ребенку. Ранжирование мотивов проводится по отношению к
поведению и действиям ребенка на занятиях, а также по его ответу на вопрос «Почему ты хочешь идти в школу».
Таблицы для ранжирования мотивов прилагаются в ксерокопии.
Показатели уровней: Достижение – социальный мотив.
Норма– учебно-познавательный мотив. Проблема –
оценочный, позиционный, внешние мотивы. Полная неготовность к школе – игровой мотив.
Интерес к обучению в школе. В бланк готовности к школе.
Источник : Н.В.Нижегородцева, В.Д.Шадриков. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М:
Владос, 2001. Стр.122). Стандартная беседа Нежновой. Методика прилагается в ксерокопии. Показатели
уровней: Достижение– 10-9 баллов, Норма - 8-5, Проблема– 4-0.
Оценка умелости ребенка:  наблюдение за индивидуальным трудовым процессом (конструирование по
операционной карте). Стр. 308 – 309.Игровое тестовое задание «Найди лишнюю картинку». Стр.296 – 297.
Безопасность, правила:  Беседа (тема на выбор педагога). Стр. 121 – 125.
Познавательное развитие
1. Любознательность.  Наблюдение за поведением ребенка в естественных условиях для изучения особенностей
проявления детьми любознательности. Стр.23.
2. Исследовательская активность. Беседа для изучения проявления детьми интереса к экспериментированию. Стр.25.
 Вариативные методы на выбор – стр. 338 – 344 (Кораблекрушение. Путешествие в пустыне. Перевертыши. Сахар).
3. Математическое развитие.  Метод: 3 игровые диагностические ситуации.
Источник: Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н. Математика – это интересно. СПб, 2002. стр.106 – 109 (начало –
середина – конец года).
4. Экологические представления.
 Методы:
Животные - Беседа по картинкам. Стр. 348.
Растения – Беседа по картинкам. Стр.349.
Человек – метод по выбору. Стр.350 – 351.
Живое – Беседа, 1я часть. Стр.353.
Вариативный метод диагностики: Выполнение графических заданий в рабочей тетради // Добро пожаловать в
экологию! Рабочая тетрадь для детей 6 – 7 лет. – СПб: Детство-пресс.
5. Отношение к Родине.  Беседа с детьми на тему «Моя Родина» для выявления особенностей представлений о
родной стране и отношения к ней. Стр.191

3

Речевое развитие
О.Н.Сомкова, З.В.Бадакова, И.В.Яблоновская. Путешествие по Стране Правильной Речи – СПб: Детство-пресс,
2002. // Дана в основном источнике как Приложение 9. Стр. 419 – 441. Упражнения по выбору педагога.
1. Развитие словаря.  Упражнения 2-5. Стр.408.
2. Развитие грамматического строя речи.  Упражнения 6 – 10. Стр.408.
3. Развитие звуковой культуры речи.  Упражнения 11 – 13. Стр. 410.
4. Подготовка к обучению грамоте и освоение звукопроизношения.  Упражнения 14 – 17. Стр.410.
5. Развитие связной речи.  Упражнения 1, 3, 18, 19. Стр. 410.
Художественно-эстетическое развитие.
1. Приобщение к изобразительному искусству (восприятие изоискусства).  По выбору:
- Наблюдение за проявлением эстетического отношения. Стр.497.
- Диагностическая игровая ситуация «Интервью с художником» (на основе беседы). Стр.500.
- Диагностическая ситуация «Что люблю, о том и говорю». Стр.503.
2. Изобразительная деятельность.
 Диагностические задания по выбору педагога:
- Научи рисовать. Стр.506.
- Малюма – Текете. Стр.515.
- Царевичи. Стр. 516.
3. Конструирование.  равно «Оценка умелости ребенка» – см. вышеТруд.
4. Художественная литература  Источник: О.Н.Сомкова, З.В.Бадакова, И.В.Яблоновская. Путешествие по
Стране Правильной Речи – СПб: Детство-пресс, 2002. // Дана в основном источнике как Приложение 9. Стр. 419 –
441.
Упражнения по выбору педагога. Стр.412.
 Вариативный источник – основной. Глава 10. Стр. 442 – 458. Диагностические задания по выбору педагога.
Музыка. Проводит музыкальный руководитель.
Физическое развитие
1. Уровень овладения культурно-гигиеническими навыками. Метод диагностики: Наблюдение за
выполнением ребенком гигиенических процедур. Стр.22.
Показатели уровней культурно-гигиенических навыков:
 Проблема - У ребенка снижен интерес к самообслуживанию, он самостоятельно не следит за своим внешним
видом. Результативность действий низкая, требуются указания взрослого.
 Норма - Самостоятелен в самообслуживании, охотно участвует в разных видах повседневного труда.
Действия результативны при небольшой помощи взрослых или сверстников. Сформированы основы
гигиенической культуры. Ярко выражено стремление к самостоятельности, оказанию помощи старшим и
малышам.
 Достижение - Ребенок полностью самостоятелен в самообслуживании, инициативен, хороший организатор.
Действия его результативны. Гигиенические процессы стали для ребенка привычкой.
2. ЗОЖ – Здоровье и здоровый образ жизни. Методы на выбор:
 Индивидуальная беседа № 3 на выявление умения соблюдать правила безопасного для здоровья поведения.
Стр.35.
 Или любые методы по выбору педагога из Комплексной диагностики культуры здоровья детей старшего
дошкольного возраста. Стр. 98 – 120.
3. Уровень физической подготовленности. Оценку проводит инструктор по физической культуре, воспитатель
помогает.
Перечень основных источников:
 Мониторинг в детском саду. – СПб: Детство-пресс, 2011.
 Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста /РГПУ им.
А.И.Герцена. – СПб, 2003.
 Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М, 2001.
 Кларина Л.М. Личностные характеристики детей дошкольного возраста. //Готовимся к аттестации! - СПб,
2000.

4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».