Приложения к программе инструкторов по физкультуре

ПРИЛОЖЕНИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ИНСТРУКТОРОВ ПО
ФИЗКУЛЬТУРЕ
Характеристики особенностей развития обучающихся. Стр.1
Система педагогической диагностики достижения планируемых результатов, Стр.3
В том числе диагностика физической подготовленности (упражнения на результат) Стр.7
Учебно-методический комплект Стр 13
Календарный план воспитательной работы

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Характеристика особенностей развития детей младшего дошкольного возраста:
На рубеже трех лет любимым выражением ребенка становится «Я сам!» Отделение себя от
взрослого и вместе с тем желание быть как взрослый — характерное противоречие кризиса трех
лет. В младшем дошкольном возрасте поведение ребенка непроизвольно, действия и поступки
ситуативны, их последствия ребенок чаще всего не представляет, нормативно развивающемуся
ребенку свойственно ощущение безопасности, доверчиво-активное отношение к окружающему.
В 3 года ребенок идентифицирует себя с представителями своего пола. В этом возрасте
дети дифференцируют других людей по полу, возрасту; распознают детей, взрослых, пожилых
людей, как в реальной жизни, так и на иллюстрациях.
У развивающегося трехлетнего человека есть все возможности овладения навыками
самообслуживания (становление предпосылок трудовой деятельности) — самостоятельно есть,
одеваться, раздеваться, умываться, пользоваться носовым платком, расческой, полотенцем,
отправлять свои естественные нужды. К концу четвертого года жизни младший дошкольник
овладевает элементарной культурой поведения во время еды за столом и умывания в туалетной
комнате. Подобные навыки основываются на определенном уровне развития двигательной сферы
ребенка, одним из основных компонентов которого является уровень развития моторной
координации.
В этот период высока потребность ребенка в движении (его двигательная активность
составляет не менее половины времени бодрствования). Ребенок начинает осваивать основные
движения, обнаруживая при выполнении физических упражнений стремление к целеполаганию
(быстро пробежать, дальше прыгнуть, точно воспроизвести движение…).
Характеристика особенностей развития детей среднего дошкольного возраста:
В этом возрасте у детей появляются представления о том, как положено себя вести девочкам и как
— мальчикам. Дети хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не только в поведении
другого, но и в своем собственном. Таким образом, поведение ребенка 4—5 лет не столь
импульсивно и непосредственно, как в 3—4 года, хотя в некоторых ситуациях ему все еще
требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимости придерживаться тех или
иных норм и правил.
В этом возрасте детьми хорошо освоен алгоритм процессов умывания, одевания, купания, приема
пищи, уборки помещения. Дошкольники знают и используют по назначению атрибуты,
сопровождающие эти процессы: мыло, полотенце, носовой платок, салфетку, столовые приборы.

1

К 4—5 годам ребенок способен элементарно охарактеризовать свое самочувствие, привлечь
внимание взрослого в случае недомогания.
В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со
взрослыми и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать со взрослыми в практических делах
(совместные игры, поручения), наряду с этим активно стремятся к интеллектуальному общению,
что проявляется в многочисленных вопросах (почему? Зачем? Для чего?), стремлении получить от
взрослого новую информацию познавательного характера.
Характеристика особенностей развития детей старшего дошкольного возраста (5—6 лет):
В этом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные изменения —
формируется возможность саморегуляции, дети начинают предъявлять к себе те требования,
которые раньше предъявлялись им взрослыми.
В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной
принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности
проявления чувств, эмоций, специфика гендерного поведения).
Значительные изменения происходят в игровом взаимодействии, в котором существенное
место начинает занимать совместное обсуждение правил игры.
Более совершенной становится крупная моторика. Ребенок этого возраста способен к
освоению сложных движений: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже
перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько
раз подряд. Уже наблюдаются различия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков — более
порывистые, у девочек — мягкие, плавные, уравновешенные), в общей конфигурации тела в
зависимости от пола ребенка.
Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5—6 лет. Это связано
с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции
(ребенок становится способным встать на позицию другого). Развивается прогностическая
функция мышления, что позволяет ребенку видеть перспективу событий, предвидеть
(предвосхищать) близкие и отдаленные последствия собственных действий и поступков и
действий и поступков других людей.
Характеристика особенностей развития детей старшего дошкольного возраста (6 - 7 лет).
Ребенок на пороге школы обладает устойчивыми социально-нравственными чувства и эмоциями,
высоким самосознанием и осуществляет себя как субъект деятельности и поведения.
Мотивационная сфера дошкольников 6—7 лет расширяется за счет развития таких социальных
мотивов, как познавательные, просоциальные (побуждающие делать добро), самореализации.
Поведение ребенка начинает регулироваться также его
представлениями о том, что хорошо и что плохо. С развитием морально-нравственных
представлений напрямую связана и возможность эмоционально оценивать свои поступки. Ребенок
испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, хорошо, и смущение,
неловкость, когда нарушает правила, поступает плохо. Общая самооценка детей представляет
собой глобальное, положительное недифференцированное отношение к себе, формирующееся
под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых.
К 6—7 годам ребенок уверенно владеет культурой самообслуживания и культурой здоровья.
Продолжается дальнейшее развитие моторики ребенка, наращивание и самостоятельное
использование двигательного опыта. Расширяются представления о самом себе, своих физических
возможностях, физическом облике. Совершенствуются ходьба, бег, шаги становятся
равномерными, увеличивается их длина, появляется гармония в движениях рук и ног. Ребенок
способен быстро перемещаться, ходить и бегать, держать правильную осанку. По собственной
2

инициативе дети могут организовывать подвижные игры и простейшие соревнования со
сверстниками.

СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ДОСТИЖЕНИЯ
ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
(в соответствии с ФОП ДО п.16. 1-10).
Цели педагогической диагностики
При реализации Программы проводится оценка индивидуального развития детей, которая
осуществляется педагогом в рамках педагогической диагностики для получения информации о
динамике возрастного развития ребёнка и успешности освоения им Программы, эффективности
выбранных форм и методов организации образовательной деятельности.
Задачи педагогической диагностики
Педагогическая диагностика достижений планируемых результатов направлена на изучение
деятельностных умений ребёнка, его интересов, предпочтений, склонностей, личностных
особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Она позволяет выявлять особенности и динамику развития ребёнка, составлять на основе
полученных данных индивидуальные образовательные маршруты освоения образовательной
программы, своевременно вносить изменения в планирование, содержание и организацию
образовательной деятельности.
Специфика педагогической диагностики:
ФГОС ДО задает целевые ориентиры дошкольного образования (возрастные характеристики
возможных достижений ребёнка на разных этапах дошкольного детства). С учетом специфики
дошкольного возраста (в частности несформированность произвольности поведения) и системных
особенностей дошкольного образования (не является обязательным) целевые ориентиры не
подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде педагогической диагностики.
ФОП ДО задает планируемые результаты освоения Программы (вытекающие из задач обучения и
воспитания), которые могут выступать ориентирами для педагогической диагностики. При этом
диагностируется индивидуальное развитие ребенка (выявляется ли динамика развития) и тем самым
оценивается эффективность педагогических воздействий:
Ориентирами для диагностики наблюдения являются планируемые результаты освоения
Программы:
 планируемые результаты освоения Программы представляют собой возрастные
характеристики возможных достижений ребёнка дошкольного возраста на разных
возрастных этапах;
 достижение этих результатов должно быть обеспечено каждому ребенку;
 но с учетом условности возрастных показателей ("к одному году", "к трем годам") в связи с
индивидуальным темпом психического развития каждого ребенка в дошкольном детстве,
особенно при прохождении критических периодов в конце возрастного этапа (раннего
возраста, дошкольного возраста). По причине индивидуальной траектории развития ребёнок
может продемонстрировать обозначенные в планируемых результатах возрастные
характеристики развития раньше или позже указанного возраста;
 Также по причине высокой индивидуализации психического развития дошкольников и
разных стартовых условий освоения ими образовательной программы может различаться
степень выраженности возможных достижений у детей одного возраста. Такие различия не
должны быть констатированы как трудности ребёнка в освоении образовательной
программы и не подразумевают его включения в соответствующую целевую группу.
3

Указанная специфика подчеркивает направленность педагогической диагностики на оценку
индивидуального развития детей дошкольного возраста, на основе которой определяется
эффективность педагогических действий и осуществляется их дальнейшее планирование.
Принципиальные подходы к педагогической диагностике, обусловленные спецификой
образовательного процесса детского сада:






стремление к максимальной объективности в процедурах и результатах диагностики:
соответствие диагностических методик возрастным особенностям ребенка; сопоставление
полученных данных с данными других педагогов, родителей.
доступность для педагога диагностических процедур и методов (использование тех методов,
изучение которых входит в подготовку педагога);
обеспечение непрерывности изучения достижений ребенка в естественных условиях
педагогического процесса.
в ходе диагностики учитываются индивидуальные пути развития: отклонения от нормы
возраста не оцениваются как негативные без анализа динамических тенденций развития
ребенка.
для раннего возраста - аутентичность оценки: оценка строится в основном на анализе
реального поведения ребенка, а не на результате выполнения специальных заданий.
Аутентичные оценки могут давать взрослые, которые проводят с ребенком много времени,
хорошо знают его поведение (родители). Родители могут стать партнерами педагога при
поиске ответа на тот или иной вопрос.

Результаты педагогической диагностики:
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для
решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его
образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Результаты диагностики являются строго конфиденциальной информацией, которая сохраняется на
рабочем месте педагога в течение периода работы с определенной группой воспитанников
(максимально – до выпуска группы из ГБДОУ в школу, минимально - в течение учебного года).
Корректное использование диагностических сведений: строгая конфиденциальность результатов
диагностики – только для педагога и при необходимости информация для родителей ребенка.
Особенности проведения педагогической диагностики:
1. Периодичность проведения педагогической диагностики:
она проводится на начальном этапе освоения ребёнком образовательной программы в зависимости
от времени его поступления в дошкольную группу (стартовая диагностика) и на завершающем этапе
освоения программы его возрастной группой (финальная диагностика).
Стартовая диагностика:
 При проведении диагностики на начальном этапе учитывается адаптационный период
пребывания ребёнка в группе (для детей младшего дошкольного возраста и детей более
старшего возраста без опыта общественного детства).
Финальная диагностика:
 Проводится в мае.
 Сравнение результатов стартовой и финальной диагностики позволяет выявить
индивидуальную динамику развития ребёнка.
4

В течение учебного года по ходу образовательного процесса осуществляется:
 Наблюдение за детьми. По полученным данным педагог планирует индивидуальную работу
с ребенком.
2. Показатели педагогической диагностики:
Смотри ниже - Планируемые результаты в дошкольном возрасте. ФОП ДО п.15.3.1 - 3
3. Методы проведения педагогической диагностики:
Педагогическая диагностика индивидуального развития детей проводится педагогом в
произвольной форме на основе малоформализованных диагностических методов:
1. наблюдения (и для индивидуальной и для групповой диагностики)
2. свободная беседа с ребенком (для индивидуальной диагностики)
3. специальные диагностические ситуации (для индивидуальной диагностики).
При необходимости педагог может использовать специальные методики диагностики физического
развития.
Основным методом педагогической диагностики является наблюдение:
 Ориентирами для наблюдения являются планируемые результаты освоения Программы.
Дополнительные методы:
 Результаты наблюдения могут быть дополнены беседами с детьми в свободной форме, что
позволяет выявить причины поступков, наличие интереса к определенному виду
деятельности, уточнить знания о предметах и явлениях окружающей действительности и
другое.
4. Интерпретация результатов педагогической диагностики:
Завершение педагогической диагностики:
Педагогическая диагностика завершается анализом полученных данных, на основе которых педагог
выстраивает взаимодействие с детьми, организует развивающую предметно-пространственную
среду, мотивирующую активную творческую деятельность обучающихся, составляет
индивидуальные образовательные маршруты освоения образовательной Программы, осознанно и
целенаправленно проектирует образовательный процесс.
1. При использовании методов с конкретным описанием процедуры диагностикив составе
описания представлена и
интерпретация полученных данных: как их зафиксировать –
проанализировать – и какие можно сделать выводы. Используемые источники:
 «Мониторинг в детском саду» - СПб.: Детство-пресс.
2. При проведении наблюдений без стандартов организации обследования и интерпретации
результатов (без разработанной схемы наблюдения) способ и форму фиксации результатов
наблюдений педагог выбирает самостоятельно.
Оптимальной формой фиксации результатов наблюдения является карта развития ребёнка с
показателями возрастного развития ребёнка (ожидаемыми результатами) и критериями их
оценивания. Фиксация данных наблюдения позволит педагогу выявить и проанализировать
динамику в развитии ребёнка на определенном возрастном этапе, а также скорректировать
образовательную деятельность с учётом индивидуальных особенностей развития ребёнка и его
потребностей.
Упрощенный вариант фиксации данных в карте развития (для начинающих педагогов):
Для фиксации и анализа наблюдений по планируемым результатам освоения Программы может
быть использован один критерий степени проявления показателя (конкретного результата освоения
Программы):
 показатель проявляется ярко, это - достижение развития ребенка;
 есть проявления показателя (но они еще нестабильные, неустойчивые - требуется поддержка
ребенка в этом направлении);
5



показатель почти не проявляется - необходима помощь ребенку в данном направлении.

Интерпретация полученных данных:
Итоговый срез в конце года показывает степень эффективности образовательного процесса
(воспитателю для рефлексии - взгляда на свою работу в течение года: что было в ее организации
удачно и что не дало должного результата).
Планируемые результаты в дошкольном возрасте. ФОП ДО п.15.3.1 - 3
К четырем годам:
1. ребёнок демонстрирует положительное отношение к разнообразным физическим упражнениям,
проявляет избирательный интерес к отдельным двигательным действиям (бросание и ловля
мяча, ходьба, бег, прыжки) и подвижным играм;
2. ребёнок проявляет элементы самостоятельности в двигательной деятельности, с интересом
включается в подвижные игры, стремится к выполнению правил и основных ролей в игре,
выполняет простейшие правила построения и перестроения, выполняет ритмические
упражнения под музыку;
3. ребёнок демонстрирует координацию движений при выполнении упражнений, сохраняет
равновесие при ходьбе, беге, прыжках, способен реагировать на сигналы, переключаться с
одного движения на другое, выполнять движения в общем для всех темпе;
4. ребёнок владеет культурно-гигиеническими навыками: умывание, одевание и тому подобное,
соблюдает требования гигиены, имеет первичные представления о факторах, положительно
влияющих на здоровье;
К пяти годам:
1. ребёнок проявляет интерес к разнообразным физическим упражнениям, действиям с
физкультурными пособиями, настойчивость для достижения результата, испытывает
потребность в двигательной активности;
2. ребёнок демонстрирует координацию, быстроту, силу, выносливость, гибкость, ловкость,
развитие крупной и мелкой моторики, активно и с интересом выполняет основные движения,
общеразвивающие упражнения и элементы спортивных упражнений, с желанием играет в
подвижные игры, ориентируется в пространстве, переносит освоенные движения в
самостоятельную деятельность;
3. ребёнок стремится узнать о правилах здорового образа жизни, готов элементарно
охарактеризовать свое самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания;
4. ребёнок стремится к самостоятельному осуществлению процессов личной гигиены, их
правильной организации;
К шести годам:
1. ребёнок демонстрирует ярко выраженную потребность в двигательной активности, проявляет
интерес к новым и знакомым физическим упражнениям, пешим прогулкам, показывает
избирательность и инициативу при выполнении упражнений, имеет представления о некоторых
видах спорта, туризме, как форме активного отдыха;
2. ребёнок проявляет осознанность во время занятий физической культурой, демонстрирует
выносливость, быстроту, силу, гибкость, ловкость, координацию, выполняет упражнения в
заданном ритме и темпе, способен проявить творчество при составлении несложных
комбинаций из знакомых упражнений;
3. ребёнок проявляет доступный возрасту самоконтроль, способен привлечь внимание других
детей и организовать знакомую подвижную игру;
4. ребёнок проявляет духовно-нравственные качества и основы патриотизма в процессе
ознакомления с видами спорта и достижениями российских спортсменов;
5. ребёнок владеет основными способами укрепления здоровья (закаливание, утренняя
гимнастика, соблюдение личной гигиены, безопасное поведение и другие); мотивирован на
сбережение и укрепление собственного здоровья и здоровья окружающих;
6

Планируемые результаты на этапе завершения освоения Программы (к концу дошкольного
возраста) ФОП ДО п.15. 4.
1. у ребёнка сформированы основные психофизические и нравственно-волевые качества;
2. ребёнок владеет основными движениями и элементами спортивных игр, может контролировать
свои движение и управлять ими;
3. ребёнок соблюдает элементарные правила здорового образа жизни и личной гигиены;
4. ребёнок результативно выполняет физические упражнения (общеразвивающие, основные
движения, спортивные), участвует в туристских пеших прогулках, осваивает простейшие
туристские навыки, ориентируется на местности;
5. ребёнок проявляет элементы творчества в двигательной деятельности;
6. ребёнок проявляет нравственно-волевые качества, самоконтроль и может осуществлять анализ
своей двигательной деятельности;
7. ребёнок проявляет духовно-нравственные качества и основы патриотизма в ходе занятий
физической культурой и ознакомлением с достижениями российского спорта;
8. ребёнок имеет начальные представления о правилах безопасного поведения в двигательной
деятельности; о том, что такое здоровье, понимает, как поддержать, укрепить и сохранить его;
9. ребёнок владеет навыками личной гигиены, может заботливо относиться к своему здоровью и
здоровью окружающих, стремится оказать помощь и поддержку другим людям;

В КОНЦЕ УЧЕБНОГО ГОДА В МАЕ ПРОВОДИТСЯ ДИАГНОСТИКА ФИЗИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ НАЧИНАЯ С 3,5 ЛЕТ.
Параметры и содержание педагогической диагностики:
- Объект обследования - изучение ребенка для оценки его физического развития.
- Физическая подготовленность дошкольников оценивается по развитию у них физических
(двигательных) качеств. Физическими качествами называют качественные характеристики
двигательных возможностей человека: быстрота, сила, гибкость, выносливость, ловкость.
Основной метод
диагностики: Для определения уровня развития двигательных качеств
используются контрольные упражнения (на результат), предлагаемые детям в игровой форме простые двигательные тесты. Техника выполнения движений примерна, вариативна.
Требования к процедуре обследования детей.
Диагностика физической подготовленности детей должна проводиться методически правильно, с
соблюдением гигиенических рекомендаций.






Общая организация:Диагностику проводит инструктор по физической культуре. Воспитатели
групп оказывают помощь в организации этой работы.
Подготовка помещения:Оптимальной температурой для занятий физическими упражнениями в
зале считается +18-19С. Перед тестированием должна быть проведена влажная уборка.
Подготовка детей:
- Все дети должны быть в облегченной одежде и спортивной обуви.
- С целью подготовки организма к предстоящим нагрузкам сначала провести детям разминку:
несколько ОРУ для основных групп мышц, небольшую пробежку.
- При выполнении двигательных заданий необходим постоянный контроль за самочувствием
детей со стороны ИФК и воспитателя.
Профилактика травматизма - обеспечение страховки:
- При выполнении двигательных заданий необходим постоянный контроль за самочувствием
детей со стороны ИФК и воспитателя.
7



- С целью профилактики травматизма прыжок в длину с места рекомендуется проводить в
физкультурном зале на ковровом покрытии; при отсутствии спортивной обуви дети
должны прыгать на мат. Беговая дорожка должна быть чистой, ровной и нескользкой.
- Перед стартом следует обязательно проверить, как у детей завязаны шнурки, и необходимо
освободить карманы от посторонних предметов, которые могут выпасть во время бега.
Реализация тестирования:
- В первую очередь диагностировать следует гиперактивных детей.
- При негативном отношении детей к диагностированию не следует заставлять их выполнять
задание, лучше перенести на другой день.
- Наряду с количественными показателями физической подготовленности следует обращать
внимание на качество выполнения двигательных заданий: на основе знания техники
рационального способа выполнения движения проводится грамотный показ движения и
анализ причины низких результатов у ребенка (увидеть, в чем его ошибки при выполнении
движения и провести индивидуальную работу).
 упражнение выполнено правильно;
 выполнено с небольшими несущественными ошибками;
 выполнено с трудом, много ошибок;
 практически не выполнено, но ребенок пытался выполнить;
 ребенок не пытался выполнить упражнение или физически не в состоянии его
выполнить.
МЛАДШАЯ ГРУППА

Упражнения:
1. Быстрота – способность выполнять двигательные действия в минимальный срок /зависит от
скорости реакции на сигнал и частоты многократного повторения действий/.
 Бег на скорость 10м с хода:
 Отметить беговую дорожку около 20м. До линии старта и после линии финиша должно быть
по 5м. Линии старта и финиша отмечаются сбоку короткой чертой (для воспитателя). В конце
беговой дорожки помещается яркий ориентир (флажок на подставке, натянутая лента).
Фиксируется время пробега центральных 10 м.
 Воспитатель знакомит детей с командами: «На старт. Внимание. Марш.» и правилами:
Начинать бег строго по сигналу. (! Бег в спортивной обуви!)
 Даются 2 попытки с интервалом для отдыха 2-3мин., учитывается лучший результат.
Возраст-лет
4

Показатели бега на скорость 10м (в секундах)
Пол
Высокий
Средний
уровень
уровень
м
Менее 2,4
3,3 – 2,4
д
Менее 2,6
3,4 – 2,6

Низкий
уровень
Более 3.3
Более 3.4

2. Сила – способность преодолевать внешнее сопротивление, противодействовать ему
посредством мышечного напряжения, /зависит от силы нервных процессов, регулирующих
деятельность мышечного аппарата/. Следует отметить, что прыжок требует не только
значительных мышечных усилий, но и быстроты движений. Поэтому данное упражнение
называется скоростно-силовыми.
 Силовые возможности мышц ног: прыжок в длину с места.
Для прыжков положить мат (!Прыжки только на гимнастических матах !) и сделать вдоль него
разметку: чертится линия – ставятся ориентиры по уровневым показателям.
Три
попытки подряд – фиксируется лучшая.
Показатели прыжков в длину с места в см
8

Возраст-лет

Пол

4

м
д

Высокий
Средний
уровень
уровень
70,0 и более
58,0 – 69,5
70,0 и более
60,0 – 69,0
СРЕДНЯЯ ГРУППА

Низкий
уровень
57,0 и менее
59,0 и менее

Упражнения:
1. Быстрота – способность выполнять двигательные действия в минимальный срок /зависит от
скорости реакции на сигнал и частоты многократного повторения действий/. Выносливость –
способность противостоять утомлению в какой-либо деятельности, /зависит от устойчивости
нервных центров и координированности функций двигательного аппарата и внутренних органов/.
 Бег на скоростную выносливость 30м с хода. (! Бег в спортивной обуви!)
- Отметить беговую дорожку около 40м. До линии старта и после линии финиша должно быть по
5м. Линии старта и финиша отмечаются сбоку короткой чертой (для воспитателя). В конце
беговой дорожки помещается яркий ориентир (флажок на подставке, натянутая лента).
Фиксируется время пробега центральных 30 м.
- Воспитатель знакомит детей с командами: «На старт. Внимание. Марш» и правилами: Начинать
бег строго по сигналу, возвращаться к линии старта только по краю дорожки. Целесообразно
организовать бег парами с элементами соревнования.
- Даются 2 попытки с интервалом для отдыха 2-3мин., учитывается лучший результат.
Показатели бега на скорость 30м (в секундах)
Возраст-лет
Пол
Высокий
Средний
Низкий
уровень
уровень
уровень
4
м
9,4 – 8,7
9,5 – 9,9
10,0 – 10.7
д
9,8 - 8,7
9,9 – 10,2
10,3 – 12,7
5
м
8,3 – 7,9
8,4 – 9,2
9,3 – 10,0
д
8.8 – 8.3
8,9 – 9,2
9,3 – 10,2
2. Сила – способность преодолевать внешнее сопротивление, противодействовать ему
посредством мышечного напряжения, /зависит от силы нервных процессов, регулирующих
деятельность мышечного аппарата/. Следует отметить, что и прыжок и бросок набивного мяча
требуют не только значительных мышечных усилий, но и быстроты движений. Поэтому данные
упражнения называются скоростно-силовыми.
 Силовые возможности мышц ног: прыжок в длину с места. (!Прыжки только на
гимнастических матах !)
- Для прыжков положить мат и сделать вдоль него разметку: чертится линия – ставятся
ориентиры по уровневым показателям. 3 попытки подряд – фиксируется лучшая.
Показатели прыжков в длину с места в см
Возраст-лет
Пол
Высокий
Средний
Низкий уровень
уровень
уровень
4
м
70,0 и более
58,0 – 69,5
57,0 и менее
д
70,0 и более
60,0 – 69,0
59,0 и менее
5
м
92,0 и более
77,1 – 91,6
76,0 и менее
д
87,0 и более
76,2 - 86,5
79,0 и менее
3. Гибкость - степень подвижности звеньев опорно-двигательного аппарата, /зависит от
эластичности мышц и связок/.
 Наклон вперед стоя на гимнастической скамейке или другом предмете высотой не менее
20-25 см (старший возраст).
- Для измерения глубины наклона линейку или планку прикрепляют так, чтобы нулевая отметка
соответствовала плоскости опоры. Ребенок опускает при наклоне вниз прямые руки, ноги в
коленях сгибаться не должны.

9

- Если ребенок достает до кромки скамейки – фиксируется результат «0», если ребенок не
дотягивается до кромки – результат отрицательный со знаком минус, если руки ниже кромки –
результат положительный.
Показатели наклона в см
Возраст-лет
Пол
Высокий
Средний
Низкий уровень
уровень
уровень
4
м
Более + 4
От 2 до 4 см
Менее + 2
д
Более + 7
От 3 до 7 см
Менее + 3
5
м
Более + 6
От 3 до 6 см
Менее + 3
д
Более + 8
От 4 до 8 см
Менее + 4
4. Ловкость - способность быстро овладевать новыми движениями (быстро обучаться им),
быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно
меняющейся обстановки, /зависит от пластичности нервных процессов, способности к ощущению
и восприятию собственных движений и окружающей обстановки.
Бег 10м между предметами (со средней группы) (! Бег в спортивной обуви!): На дистанции
10м по прямой устанавливаются 10 кеглей. Пробегая ребенок должен огибать кегли «змейкой»
(одну - справа, одну – слева). Дается 2 попытки, учитывается лучший результат.
Показатели бега между предметами в сек
Возраст-лет
Пол
Высокий
Средний
Низкий уровень
уровень
уровень
4
м
Быстрее 
8,5 – 8
 Медленнее
д
Быстрее 
9,5 – 9
 Медленнее
5
м
Быстрее 
7,2 – 6,5
 Медленнее
д
Быстрее 
8–7
 Медленнее
СТАРШАЯ ГРУППА
Упражнения:
1. Быстрота – способность выполнять двигательные действия в минимальный срок /зависит от
скорости реакции на сигнал и частоты многократного повторения действий/.. Выносливость –
способность противостоять утомлению в какой-либо деятельности, /зависит от устойчивости
нервных центров и координированности функций двигательного аппарата и внутренних органов/.
Бег на скоростную выносливость 30м с хода (! Бег в спортивной обуви!).
- Отметить беговую дорожку около 40м. До линии старта и после линии финиша должно быть по
5м. Линии старта и финиша отмечаются сбоку короткой чертой (для воспитателя). В конце
беговой дорожки помещается яркий ориентир (флажок на подставке, натянутая лента).
Фиксируется время пробега центральных 30 м.
- Воспитатель знакомит детей с командами: «На старт. Внимание. Марш.» и правилами:
Начинать бег строго по сигналу, возвращаться к линии старта только по краю дорожки.
Целесообразно организовать бег парами с элементами соревнования.
- Даются 2 попытки с интервалом для отдыха 2-3мин., учитывается лучший результат.
Показатели бега на скорость 30м (в секундах)
Возраст-лет
Пол
Высокий
Средний
Низкий уровень
уровень
уровень
5
м
8,3 – 7,9
8,4 – 9,2
9,3 – 10,0
д
8.8 – 8.3
8,9 – 9,2
9,3 – 10,2
6
м
7,6 – 7,5
7,7 – 8,2
8,3 – 8,5
д
8,2 – 7,8
8,3 - 8,8
8,9 – 9,2
7
м
7,2 – 6,8
7,3 – 7,5
7,6 – 8,0
д
7,5 – 7.3
7,6 – 7,9
8,0 – 8,7

10

2. Сила – способность преодолевать внешнее сопротивление, противодействовать ему
посредством мышечного напряжения, /зависит от силы нервных процессов, регулирующих
деятельность мышечного аппарата/. Следует отметить, что прыжок требует не только
значительных мышечных усилий, но и быстроты движений. Поэтому данное упражнение
называется скоростно-силовым. Силовые возможности мышц ног: прыжок в длину с места
(!Прыжки только на гимнастических матах !) Для прыжков положить мат и сделать вдоль него
разметку: чертится линия – ставятся ориентиры по уровневым показателям. 3 попытки подряд –
фиксируется лучшая.
Показатели прыжков в длину с места в см
Возраст-лет
Пол
Высокий
Средний
Низкий уровень
уровень
уровень
5
м
92,0 и более
77,1 – 91,6
76,0 и менее
д
87,0 и более
76,2 - 86,5
79,0 и менее
6
м
101,0 и более
86,3 – 100,0
85,0 и менее
д
100,0 и более
88,0 – 99,6
87,0 и менее
7
м
113,0 и более
100,0 – 112,7
99,0 и менее
д
114,0 и более
98,0 – 113,4
97,0 и менее
3. Гибкость - степень подвижности звеньев опорно-двигательного аппарата, /зависит от
эластичности мышц и связок/.
Наклон вперед стоя на гимнастической скамейке или другом предмете высотой не менее
20-25 см
- Для измерения глубины наклона линейку или планку прикрепляют так, чтобы нулевая отметка
соответствовала плоскости опоры. Ребенок опускает при наклоне вниз прямые руки, ноги в
коленях сгибаться не должны.
- Если ребенок достает до кромки скамейки – фиксируется результат «0», если ребенок не
дотягивается до кромки – результат отрицательный со знаком минус, если руки ниже кромки –
результат положительный.
Показатели наклона в см
Возраст-лет
Пол
Высокий
Средний
Низкий уровень
уровень
уровень
4
м
Более + 4
От 2 до 4 см
Менее + 2
д
Более + 7
От 3 до 7 см
Менее + 3
5
м
Более + 6
От 3 до 6 см
Менее + 3
д
Более + 8
От 4 до 8 см
Менее + 4
6
м
Более + 8
От 4 до 8 см
Менее + 4
д
Более + 10
От 5 до 10 см
Менее + 5
4. Ловкость - способность быстро овладевать новыми движениями (быстро обучаться им),
быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно
меняющейся обстановки, /зависит от пластичности нервных процессов, способности к ощущению
и восприятию собственных движений и окружающей обстановки.Бег 10м между предметами(!
Бег в спортивной обуви!): На дистанции 10м по прямой устанавливаются 10 кеглей. Пробегая
ребенок должен огибать кегли «змейкой» (одну - справа, одну – слева). Дается 2 попытки,
учитывается лучший результат.
Показатели бега между предметами в сек
Возраст-лет
Пол
Высокий
Средний
Низкий
уровень
уровень
уровень
5
м
Быстрее 
7,2 – 6,5
 Медленнее
д
Быстрее 
8–7
 Медленнее
6
м
Быстрее 
6,5 – 6
 Медленнее
д
Быстрее 
7 – 6.5
 Медленнее
11

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА
Упражнения:
1. Быстрота – способность выполнять двигательные действия в минимальный срок /зависит от
скорости реакции на сигнал и частоты многократного повторения действий/.. Выносливость –
способность противостоять утомлению в какой-либо деятельности, /зависит от устойчивости
нервных центров и координированности функций двигательного аппарата и внутренних органов/.
Бег на скоростную выносливость 30м с хода (! Бег в спортивной обуви!).
- Отметить беговую дорожку около 40м. До линии старта и после линии финиша должно быть по
5м. Линии старта и финиша отмечаются сбоку короткой чертой (для воспитателя). В конце
беговой дорожки помещается яркий ориентир (флажок на подставке, натянутая лента).
Фиксируется время пробега центральных 30 м.
- Воспитатель знакомит детей с командами: «На старт. Внимание. Марш.» и правилами:
Начинать бег строго по сигналу, возвращаться к линии старта только по краю дорожки.
Целесообразно организовать бег парами с элементами соревнования.
- Даются 2 попытки с интервалом для отдыха 2-3мин., учитывается лучший результат.
Возраст-лет
6
7

Показатели бега на скорость 30м (в секундах)
Пол
Высокий
Средний
уровень
уровень
м
7,6 – 7,5
7,7 – 8,2
д
8,2 – 7,8
8,3 - 8,8
м
7,2 – 6,8
7,3 – 7,5
д
7,5 – 7.3
7,6 – 7,9

Низкий уровень
8,3 – 8,5
8,9 – 9,2
7,6 – 8,0
8,0 – 8,7

2. Сила – способность преодолевать внешнее сопротивление, противодействовать ему
посредством мышечного напряжения, /зависит от силы нервных процессов, регулирующих
деятельность мышечного аппарата/. Следует отметить, что прыжок требует не только
значительных мышечных усилий, но и быстроты движений. Поэтому данное упражнение
называется скоростно-силовым. Силовые возможности мышц ног: прыжок в длину с места
(!Прыжки только на гимнастических матах !) Для прыжков положить мат и сделать вдоль него
разметку: чертится линия – ставятся ориентиры по уровневым показателям. 3 попытки подряд –
фиксируется лучшая.
Показатели прыжков в длину с места в см
Возраст-лет
Пол
Высокий
Средний
Низкий уровень
уровень
уровень
6
м
101,0 и более
86,3 – 100,0
85,0 и менее
д
100,0 и более
88,0 – 99,6
87,0 и менее
7
м
113,0 и более
100,0 – 112,7
99,0 и менее
д
114,0 и более
98,0 – 113,4
97,0 и менее
3. Гибкость - степень подвижности звеньев опорно-двигательного аппарата, /зависит от
эластичности мышц и связок/.
Наклон вперед стоя на гимнастической скамейке или другом предмете высотой не менее
20-25 см
- Для измерения глубины наклона линейку или планку прикрепляют так, чтобы нулевая отметка
соответствовала плоскости опоры. Ребенок опускает при наклоне вниз прямые руки, ноги в
коленях сгибаться не должны.
- Если ребенок достает до кромки скамейки – фиксируется результат «0», если ребенок не
дотягивается до кромки – результат отрицательный со знаком минус, если руки ниже кромки –
результат положительный.
Показатели наклона в см
12

Возраст-лет

Пол

6

м
д

Высокий
уровень
Более + 8
Более + 10

Средний
уровень
От 4 до 8 см
От 5 до 10 см

Низкий уровень
Менее + 4
Менее + 5

4. Ловкость - способность быстро овладевать новыми движениями (быстро обучаться им),
быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно
меняющейся обстановки, /зависит от пластичности нервных процессов, способности к ощущению
и восприятию собственных движений и окружающей обстановки.Бег 10м между предметами(!
Бег в спортивной обуви!): На дистанции 10м по прямой устанавливаются 10 кеглей. Пробегая
ребенок должен огибать кегли «змейкой» (одну - справа, одну – слева). Дается 2 попытки,
учитывается лучший результат.
Показатели бега между предметами в сек
Возраст-лет
Пол
Высокий
Средний
Низкий
уровень
уровень
уровень
6
м
Быстрее 
6,5 – 6
 Медленнее
д
Быстрее 
7 – 6.5
 Медленнее

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
Реализуемая образовательная технология: «Навстречу друг другу»: Психологопедагогическая технология эмоционального сближения взрослого и ребенка в
процессе взаимодействия на физкультурных занятиях в ДОУ / Все группы.
Олимпийское образование дошкольников /Старший дошкольный возраст.
Учебно-методический комплект:












С.О.Филиппова. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения. –
СПб: Детство-пресс.
М.Н. Попова. Навстречу друг другу: Психолого-педагогическая технология эмоционального
сближения взрослого и ребенка в процессе взаимодействия на физкультурных занятиях в ДОУ.
/Правительство Лен.области. КО. ЛОИРО.- СПб.
Олимпийское образование дошкольников. – СПб: Детство-пресс.
Физическое развитие: Планирование работы по освоению образовательной области детьми 4 –
7 лет по программе «Детство» /Авторы-сост. Е.А.Мартынова, Н.А.Давыдова, Н.Р.Кислюк. –
Волгоград: «Учитель», 2014.
В.Н.Шебеко, Н.Н.Ермак. Физкультурные праздники в детском саду: творчество в
двигательной деятельности дошкольника. – М: Просвещение.
А.П. Щербак. Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении:
Влияние физического воспитания на саморегуляцию поведения дошкольника.
В.Я.Лысова и др. Спортивные праздники…М: Аркти.
О.С. Филиппова. Мир движений мальчиков и девочек. – СПб: Детство-пресс.
Н.Б. Муллаева. Конспекты занятий по физкультуре. СПб,2005.
Мониторинг в детском саду. - СПб: Детство-пресс.
Т.С.Грядкина. Физическая культура.– СПб: Детство-пресс.
13



В.А.Деркунская. Здоровье. – СПб: Детство-пресс – М: ТЦ Сфера.




М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры. М, 1986.
Детские подвижные игры народов СССР. М, 1988.

14

Календарный план воспитательной работы
Темы для углубленного рассмотрения:
2023 год: в год педагога и наставника ГБДОУ 87 отмечает 50-летний юбилей
2024 год: 80-летие со дня освобождения от жестокой блокады города Ленинграда. Окончена самая
большая по продолжительности битва за северную столицу нашей Родины, которая длилась с 1941
года. 2 февраля 2024 года — День полного освобождения советскими войсками города Ленинграда
от блокады его немецко-фашистскими войсками (1944 год); День воинской славы.
Мероприятия
Проектная деятельность «Улицы, на которых мы живем»
Знакомство с объектами микрорайона, транспортом. Акция
«Внимание, дети».
Досуг «День воспитателя и всех дошкольных работников».
(27 сентября)
Однодневный мини-проект «День матери»: поздравление для
мамы (Последнее воскресенье ноября: День матери в России)
Новогодний праздник (все виды детской деятельности
вокруг темы Нового года и новогоднего праздника).
Тематическая неделя «Начало зимы»:
3/4 года: Зимушка в гости к нам пришла.
6/7 лет: Как укрепить организм зимой? «Зима не лето,- в
шубу одето».
Акция «Открытка петербуржцам» - районный проект «Звезда
Победы». Уважение к памяти защитников Отечества.
Физкультурный праздник – районные соревнования
«Лыжня-малышня»
Физкультурный досуг ко Дню защитников Отечества.
23 февраля: День защитника Отечества.
Тематическая неделя «Наши мамочки»: поздравление к 8
марта: Международный женский день.
Проектная деятельность «Весна пришла».
Тематическая неделя «Юмор в нашей жизни: Веселые
истории» «Шутку шутить – людей насмешить».
Проектная деятельность Весенняя неделя добра.
1 мая: Праздник Весны и Труда
Творческая выставка День космонавтики.
12 апреля: День космонавтики;
9 мая – День Победы.
Мини-музей Солдатский треугольник.
Мини-проект «День рождения
Санкт-Петербурга».
27 мая: День рождения Санкт-Петербурга
Физкультурный досуг «Здравствуй, лето!» Физкультурный праздник «Здравствуй, лето!»
Физкультурный игровой досуг «Праздник детства (и лета)»
1 июня: День защиты детей.
Проектная деятельность Мир летних игр и развлечений.
Наша школа мяча.

Возраст детей
3-7

Время проведения
сентябрь-ноябрь

4-7

сентябрь

4-7

ноябрь

1,5-7

декабрь

3-7

декабрь

5-7

январь

5-7

январь (февраль)

4-7

февраль

2-7

март

3-7
4-7

март
апрель

5-7
4-7

апрельмай
апрель

5-7

май

4-7

май

3-5
5-7
2-7

май
май
июнь

3-7

июнь-август

15

Спортивный календарь 2023 – 2024 учебный год
25 сентября - Всероссийский день бега «Кросс нации» (2023)
1 октября - Всероссийский день ходьбы (в первые выходные октября)
28 октября - Всероссийский день гимнастики (в последнюю субботу октября)
30 октября - День тренера



1 декабря - Всероссийский день хоккея
10 декабря - Всемирный день футбола
19 декабря - День Рождения Олимпийского Мишки
21 января Всемирный день снега, день зимних видов спорта (предпоследнее воскресенье)
7 февраля День зимних видов спорта в России
6 апреля Международный день спорта на благо развития и мира
7 апреля Всемирный день здоровья
3 июня Всемирный день велосипеда
7 июня Всемирный день бега
19 июня Всемирный день детского футбола
23 июня Международный Олимпийский день
15 июля - День спорта в России
20 июля - Международный день шахмат
26 июля - День парашютиста в России
26 июля — 11 августа — XXXIII летние Олимпийские игры (Париж, Франция).
8 августа - Международный день альпинизма
10 августа День физкультурника
27 августа - Международный день бокса
28 августа — 8 сентября — XVII летние Паралимпийские игры ( Париж, Франция).

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».