Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 87 Фрунзенского района Санкт-Петербурга ПРИНЯТ решением Педагогического совета ГБДОУ детский сад № 87 Фрунзенского района Санкт-Петербурга протокол от 26.08.2024г. № 1 УТВЕРЖДЕН заведующим ГБДОУ детский сад № 87 Фрунзенского района Санкт-Петербурга ________________ Л.С.Буклинова. Приказ от 26.08.2024 г. № 19-ОД СОГЛАСОВАН Врач ___________________ Т.А.Коник УЧЕБНЫЙ ПЛАН реализации образовательной программы дошкольного образования государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 87 Фрунзенского района Санкт-Петербурга НА 2024 – 2025 УЧЕБНЫЙ ГОД Санкт-Петербург 2024 год I. Пояснительная записка: 1. Учебный план разработан в соответствии с нормативно-правовыми документами: - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (с изм. и доп. от 22.11.2022); - Федеральная образовательная программа дошкольного образования, утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»; - Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"; - Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания". Раздел VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; - Устав Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 87 Фрунзенского района СанктПетербурга. 2. Учебный план в соответствии со ст. 2 п.9 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" является компонентом образовательной программы дошкольного образования: «образовательная программа комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации». 3. «Учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся» (ст. 2 п. 22 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" ). 4. Учебный план разработан с учетом специфики дошкольного образования (отсутствие предметного характера содержания образования на данной ступени, реализация образовательных областей через детские виды деятельности) и представляет собой таблицу занятий и культурных практик в течение недели с распределением учебной нагрузки (продолжительности по времени для занятий) на основе действующих санитарно-эпидемиологических требований и правил. 5. Учебный план является нормативной основой для составления циклограммы (расписания) образовательной деятельности на 2023 – 2024 учебный год. 6. Учебный план утверждается приказом заведующего ГБДОУ. ГБДОУ несет ответственность за организацию образовательной деятельности по образовательной программе дошкольного образования в соответствии с учебным планом. II. Санитарные нормы: Время проведения занятий, их продолжительность, длительность перерывов, суммарная образовательная нагрузка для детей дошкольного возраста определяются санитарными нормами. Учебный план составлен с соблюдением санитарных норм, изложенных: В СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания". Раздел VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (стр.793): Таблица 6.6 Требования к организации образовательного процесса (стр.804): Продолжительность занятия для детей дошкольного возраста, не более: для детей от 1,5 до 3 лет – 10 мин., для детей от 3 до 4 лет - не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет - не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет - не более 25 минут, а для детей от 6 до 7 лет - не более 30 минут. Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для детей дошкольного возраста, не более: от 1,5 до 3 лет - 20 мин, от 3 до 4 лет - 30 мин, от 4 до 5 лет - 40 мин, от 5 до 6 лет - 50 мин или 75 мин. при организации 1 занятия после дневного сна, от 6 до 7 лет - 90 мин. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»: 2.10.2. …При использовании электронных средств обучения во время занятий …с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, предусматривающих ее фиксацию в тетрадях воспитанниками…, продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать для детей 5-7 лет - 5-7 минут. Общая продолжительность использования ЭСО на уроке не должна превышать для интерактивной доски - для детей до 10 лет - 20 минут, Занятия с использованием ЭСО в возрастных группах до 5 лет не проводятся. 2.10.3. Расписание занятий составляются с учетом дневной и недельной динамики умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов. Режим двигательной активности детей в течение дня организуется с учетом возрастных особенностей и состояния здоровья. Возможность проведения занятий физической культурой и спортом на открытом воздухе, а также подвижных игр, определяется по совокупности показателей метеорологических условий (температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха) по климатическим зонам. В дождливые, ветреные и морозные дни занятия физической культурой должны проводиться в зале. III. Содержание учебного плана: Учебный план отражает виды возрастных групп, которыми укомплектовано Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 87 Фрунзенского района Санкт-Петербурга: группа раннего возраста от полутора до 2 лет; первая младшая группа от 2 до 3 лет; вторая младшая группа от 3 до 4 лет; средняя группа от 4 до 5 лет; старшая группа от 5 до 6 лет; подготовительная к школе группа от 6 до 7 лет. В соответствии с приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" учебный план предусматривает освоение детьми образовательных областей - направлений обучения и воспитания детей (п.2.6): Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие" направлена на: усвоение и присвоение норм, правил поведения и морально-нравственных ценностей, принятых в российском обществе; развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками, формирование готовности к совместной деятельности и сотрудничеству; формирование у ребенка основ гражданственности и патриотизма, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых в Организации, региону проживания и стране в целом; развитие эмоциональной отзывчивости и сопереживания, социального и эмоционального интеллекта, воспитание гуманных чувств и отношений; развитие самостоятельности и инициативности, планирования и регуляции ребенком собственных действий; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ социальной навигации и безопасного поведения в быту и природе, социуме и медиапространстве (цифровой среде). Образовательная область "Познавательное развитие" направлена на: развитие любознательности, интереса и мотивации к познавательной деятельности; освоение сенсорных эталонов и перцептивных (обследовательских) действий, развитие поисковых исследовательских умений, мыслительных операций, воображения и способности к творческому преобразованию объектов познания, становление сознания; формирование целостной картины мира, представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях; формирование основ экологической культуры, знаний об особенностях и многообразии природы Родного края и различных континентов, о взаимосвязях внутри природных сообществ и роли человека в природе, правилах поведения в природной среде, воспитание гуманного отношения к природе; формирование представлений о себе и ближайшем социальном окружении, культурно-исторических событиях, традициях и социокультурных ценностях малой родины и Отечества, многообразии стран и народов мира; формирование представлений о количестве, числе, счете, величине, геометрических фигурах, пространстве, времени, математических зависимостях и отношениях этих категорий, овладение логико-математическими способами их познания; формирование представлений о цифровых средствах познания окружающего мира, способах их безопасного использования. Образовательная область "Речевое развитие" включает: владение речью как средством коммуникации, познания и самовыражения; формирование правильного звукопроизношения; развитие звуковой и интонационной культуры речи; развитие фонематического слуха; обогащение активного и пассивного словарного запаса; развитие грамматически правильной и связной речи (диалогической и монологической); ознакомление с литературными произведениями различных жанров (фольклор, художественная и познавательная литература), формирование их осмысленного восприятия; развитие речевого творчества; формирование предпосылок к обучению грамоте. Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" предполагает: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы и произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного); становление эстетического и эмоционально-нравственного отношения к окружающему миру, воспитание эстетического вкуса; формирование элементарных представлений о видах искусства (музыка, живопись, театр, народное искусство и другое); формирование художественных умений и навыков в разных видах деятельности (рисовании, лепке, аппликации, художественном конструировании, пении, игре на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмических движениях, словесном творчестве и другое); освоение разнообразных средств художественной выразительности в различных видах искусства; реализацию художественно-творческих способностей ребенка в повседневной жизни и различных видах досуговой деятельности (праздники, развлечения и другое); развитие и поддержку самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивной, музыкальной, художественноречевой, театрализованной и другое). Образовательная область "Физическое развитие" предусматривает: приобретение ребенком двигательного опыта в различных видах деятельности детей, развитие психофизических качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость, гибкость), координационных способностей, крупных групп мышц и мелкой моторики; формирование опорно-двигательного аппарата, развитие равновесия, глазомера, ориентировки в пространстве; овладение основными движениями (метание, ползание, лазанье, ходьба, бег, прыжки); обучение общеразвивающим упражнениям, музыкально-ритмическим движениям, подвижным играм, спортивным упражнениям и элементам спортивных игр (баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон, настольный теннис, городки, кегли и другое); воспитание нравственно-волевых качеств (воля, смелость, выдержка и другое); воспитание интереса к различным видам спорта и чувства гордости за выдающиеся достижения российских спортсменов; приобщение к здоровому образу жизни и активному отдыху, формирование представлений о здоровье, способах его сохранения и укрепления, правилах безопасного поведения в разных видах двигательной деятельности, воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. п. 2.7. Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности: в раннем возрасте (1 год - 3 года): предметная деятельность (орудийно-предметные действия - ест ложкой, пьет из кружки и другое); экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто); ситуативно-деловое общение со взрослым и эмоционально-практическое со сверстниками под руководством взрослого; двигательная деятельность (основные движения, общеразвивающие упражнения, простые подвижные игры); игровая (отобразительная, сюжетно-отобразительная, игры с дидактическими игрушками); речевая (понимание речи взрослого, слушание и понимание стихов, активная речь); изобразительная деятельность (рисование, лепка) и конструирование из мелкого и крупного строительного материала; самообслуживание и элементарные трудовые действия (убирает игрушки, подметает веником, поливает цветы из лейки и другое); музыкальная деятельность (слушание музыки и исполнительство, музыкально-ритмические движения). для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет): игровая деятельность (сюжетно-ролевая, театрализованная, режиссерская, строительно-конструктивная, дидактическая, подвижная и другое); общение со взрослым (ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное, внеситуативно-личностное) и сверстниками (ситуативноделовое, внеситуативно-деловое); речевая (слушание речи взрослого и сверстников, активная диалогическая и монологическая речь); познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование; изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) и конструирование из разных материалов по образцу, условию и замыслу ребенка; двигательная (основные виды движений, общеразвивающие и спортивные упражнения, подвижные и элементы спортивных игр и другое); элементарная трудовая деятельность (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд); музыкальная (слушание и понимание музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах). Учебный план образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности в формах занятий: РАННИЙ ВОЗРАСТ Образовательная область и основные виды деятельности Развивающая направленность занятия Познавательное развитие Сенсорное и математическое развитие предметная деятельность (орудийно-предметные действия - ест ложкой, пьет из кружки и другое); экспериментирование с материалами и веществами Ознакомление с природой, (песок, вода, тесто и другие); игровая деятельность (игры с дидактическими экспериментирование игрушками); Социально-коммуникативное развитие предметная деятельность; ситуативно-деловое общение со взрослым и эмоционально-практическое со сверстниками под руководством взрослого; игровая деятельность; самообслуживание и элементарные трудовые действия (убирает игрушки и другое); Речевое развитие речевая (понимание речи взрослого, слушание и понимание стихов, активная речь); общение со взрослым и со сверстниками под руководством взрослого Художественно-эстетическое развитие изобразительная деятельность (рисование, лепка) и конструирование из мелкого и крупного строительного материала; музыкальная деятельность (слушание музыки и исполнительство, музыкально-ритмические движения). Физическое развитие двигательная деятельность (основные движения, общеразвивающие упражнения, подвижные игры) Учебная нагрузка – итого занятий в неделю: Познание предметного и социального мира, основы безопасного поведения. Развитие устной речи и общения + восприятие детской литературы и фольклора Рисование Лепка Конструирование Музыкальное занятие Физическая культура Развитие движений «активная прогулка» -подвижные игры Учебная нагрузка: количество занятий в неделю / длительность занятия 1,5 – 2 года 2-3 года 8-10 мин 10 мин Игры с Игры-занятия с дидактическим предметами-орудиями материалом 1/10 2 /8-10 Ребенок и окружающий мир 1/10 Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи, восприятие сказок, стихов 3 /8-10 Развитие речи. Художественная литература 2/10 Игры со строительным материалом 1 /8-10 1/10 2/10 2/10 Развитие движений 2/10 Физическая культура 2/10 1/10 10 10 + активная прогулка 1/10 Учебный план образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности в формах занятий: ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ деятельность, направленная на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей, или их интеграцию с использованием разнообразных форм - образовательные ситуации, тематические события, проектная деятельность, творческие и исследовательские проекты, проблемно-обучающие ситуации, интегрирующих содержание образовательных областей и др.; совместная деятельность педагога и детей; совместная деятельность детей со сверстниками без участия педагога, но по его заданию. «сквозные» виды деятельности, используемые при обучении на всех занятиях: игровая, познавательно-исследовательская, общение. Образовательная Основной вид деятельности Развивающая направленность занятия Учебная нагрузка: количество занятий в область неделю / длительность занятия 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет Социальноигровая деятельность Познание предметного и социального мира, 1,5 /15 1,5 /20 1/25 1/30 коммуникативное общение со взрослым и основы безопасного поведения. (экология (экология развитие сверстниками – не – не элементарная трудовая менее 2х менее 2х деятельность занятий в занятий в месяц) месяц) Познавательное познавательноОсновы экологии 1/25 1/30 развитие исследовательская деятельность и 1/15 1/20 1,5/25 2/30 Математическое и сенсорное развитие; экспериментирование; Речевое развитие речевая деятельность Развитие устной речи и общения 1/15 1/20 1/25 2/30 общение со взрослым и + восприятие детской литературы и +0,5/15 +0,5/20 +0,5/25 сверстниками фольклора Художественноэстетическое развитие Физическое развитие изобразительная деятельность и конструирование из разных материалов; музыкальная деятельность двигательная деятельность интегрированная Учебная нагрузка – итого занятий в неделю: Подготовка к обучению грамоте Рисование 1/15 Лепка 1/15 1/20 1/25 1/25 1/30 1/30 1/20 1/25 1/30 Аппликация Конструирование Музыкальное занятие 2/15 2/20 2/25 2/30 Физкультурное занятие 2/15 2/20 2/25 2/30 1/15 1/20 1/25 1/30 «активная прогулка» - подвижные игры здоровый образа жизни 1/30 10 + 10 + 12 + 14 + «активная «активная «активная «активная прогулка» прогулка» прогулка» прогулка» Образовательная деятельность, осуществляемая в режимных процессах и сопряженная с уходом за детьми деятельность, сопряженная с уходом за детьми; с использованием особых форм, организуемых ежедневно или определенное количество раз в неделю; организуется как совместная деятельность педагога и детей и самостоятельная деятельность детей во всех вариантах в зависимости от решаемых образовательных задач, образовательных потребностей и желаний детей: совместная деятельность педагога с ребёнком; совместная деятельность ребёнка с педагогом; совместная деятельность группы детей под руководством педагога; совместная деятельность детей со сверстниками без участия педагога, но по его заданию; самостоятельная, спонтанно возникающая, совместная деятельность детей без всякого участия педагога. В процессе их организации педагог создает условия для свободного выбора детьми деятельности, оборудования, участников совместной деятельности, принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей, поддерживает детскую инициативу и самостоятельность, устанавливает правила взаимодействия детей. Центральное место занимает игра, педагог максимально использует все варианты её применения в дошкольном образовании: форма организации жизни и деятельности детей, средство разностороннего развития личности; метод или прием обучения; средство саморазвития, самовоспитания, самообучения, саморегуляции. Примерная система образовательной деятельности, осуществляемой в режимных процессах Образовательная область Социальнокоммуникативное развитие Форма образовательной деятельности Возраст обучающихся 1,5-3 года 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет Режимный процесс 6-7 лет Утренний отрезок времени Прогулка Вторая половина дня Индивидуальные игры и игры небольшими подгруппами (процессуальные, сюжетно-ролевые, режиссерские, дидактические, музыкальные и другие); ежедневно Самообслуживание, гигиенические процедуры ежедневно Трудовые поручения и дежурства (сервировка стола к приему пищи и другое); Элементарная трудовая деятельность детей на участке ДОУ. Элементарная трудовая деятельность детей Индивид. поручения ежедневно ежедневно ежедневно 1 р. 1 р. в (уборка групповой комнаты; ремонт книг, настольно-печатных игр; стирка кукольного белья; изготовление игрушек-самоделок для игр малышей); Общий труд и совместный труд по подгруппам. Познавательное развитие в неде лю Наблюдения за объектами и явлениями природы, экспериментирование с объектами неживой природы ежедневно Сенсорный игровой и интеллектуальный тренинг «Школа мышления» Опыты и эксперименты, практикоориентированные проекты, коллекционирование, игры-экспериментирования Речевое развитие 2 недели Беседы с детьми по их интересам, развивающее общение педагога с детьми (в том числе в форме утреннего и вечернего круга), рассматривание картин, иллюстраций; 1 раз в неделю 1 раз в 2 недели ежедневно Свободное общение педагога с детьми Ситуации общения проблемного характера. Литературный досуг, театрализованные игры Художественноэстетическое развитие Чтение художественной литературы Творческая мастерская (изодеятельность, ручной труд – по интересам) Музыкальный досуг Физическое развитие 1 раз в 2 недели Подвижные игры «Активная прогулка» - блок подвижных игр (при необходимости проведение спортивных праздников). Утренняя гимнастика Физкультурный досуг здоровья и подвижных игр ежедневно Рассм-ние предметов искусства 1 раз в неделю 1 раз в 2 недели 1 раз в неделю ежедневно 1 раз в 2 недели 1 раз в неделю ежедневно Формы образовательной деятельности, осуществляемой в режимных процессах Режимный процесс УТРЕННИЙ ОТРЕЗОК ВРЕМЕНИ Основная задача педагога включить детей в общий ритм жизни ДОУ, создать у них бодрое, жизнерадостное настроение. Образовательная деятельность, осуществляемая в утренний отрезок времени, МОЖЕТ ВКЛЮЧАТЬ: Форма образовательной деятельности Возраст обучающихся Направление развития 1,5-3 года 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет С-К Р ПР РР Х-Э Р ФР игровые ситуации, индивидуальные игры и игры небольшими подгруппами (сюжетно-ролевые, режиссерские, дидактические, музыкальные и другие); беседы с детьми по их интересам, развивающее общение педагога с детьми (в том числе в форме утреннего и вечернего круга), рассматривание картин, иллюстраций; наблюдения за объектами и явлениями природы, трудом взрослых; трудовые поручения и дежурства (сервировка стола к приему пищи, уход за комнатными растениями и другое); индивидуальную работу с детьми в соответствии с задачами разных образовательных областей; продуктивную деятельность детей по интересам детей (рисование, конструирование, лепка и другое); оздоровительные и закаливающие процедуры, здоровьесберегающие мероприятия, двигательную практические, проблемные ситуации, упражнения (по освоению культурно-гигиенических навыков и культуры здоровья, правил и норм поведения и др.); Ситуации общения проблемного характера - жизненная проблема, близкая детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают участие: оказание помощи малышам, старшим; участие в важных делах («Мы сажаем рассаду для цветов», «Мы украшаем детский сад к празднику» и пр.). деятельность (подвижные игры, гимнастика и другое). ПРОГУЛКА Образовательная деятельность, осуществляемая во время прогулки, ВКЛЮЧАЕТ: ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ДНЯ Образовательная деятельность, осуществляемая во вторую половину дня, наблюдения за объектами и явлениями природы, направленные на установление разнообразных связей и зависимостей в природе, воспитание отношения к ней; подвижные игры и спортивные упражнения, направленные на оптимизацию режима двигательной активности и укрепление здоровья детей; экспериментирование с объектами неживой природы; сюжетно-ролевые и конструктивные игры (с песком, со снегом, с природным материалом); элементарную трудовую деятельность детей на участке ДОУ; свободное общение педагога с детьми, индивидуальную работу; проведение зрелищных мероприятий, развлечений, праздников (кукольный, настольный, теневой театры, игры-драматизации; концерты; спортивные, музыкальные и литературные досуги и другое); игровые ситуации, индивидуальные игры и игры небольшими подгруппами (сюжетно-ролевые, режиссерские, дидактические, подвижные, музыкальные и другие); Совместная игра воспитателя и «Активная прогулка» - блок подвижных игр (при необходимости проведение спортивных праздников). элементарную трудовую деятельность детей (уборка групповой комнаты; ремонт книг, настольнопечатных игр; стирка кукольного белья; изготовление игрушек-самоделок для игр малышей); Общий труд и совместный труд по подгруппам. МОЖЕТ ВКЛЮЧАТЬ: детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры. Игровая практика опыты и эксперименты, практико-ориентированные проекты, игры-экспериментирования, коллекционирование и другое; Сенсорный и интеллектуальный тренинг «Школа мышления»— система заданий преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды, систематизировать по признаку и пр.). Сюда входят развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи. Познавательно-исследовательская практика чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписей лучших образов чтения, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов и так далее; Литературный досуг — организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия литературных произведений, творческую деятельность детей, театрализованные игры и свободное общение воспитателя и детей на литературном материале. Практика через чтение художественной литературы слушание и исполнение музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и импровизации; Музыкально-театральный досуг — организация художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на музыкальном материале. Практика музыкальная организация и (или) посещение выставок детского творчества, изобразительного искусства, мастерских; просмотр репродукций картин классиков и современных художников и другого; Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию, например: занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам («В гостях у народных мастеров»), просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, книжного уголка или библиотеки («Мастерская книгопечатания», «В гостях у сказки»), игры и коллекционирование. Начало мастерской — это обычно задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания. Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, цветом, природными материалами, схемами и моделями. Обязательно включение детей в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов («Чему удивились? Что узнали? Что порадовало?» и пр.). Результатом работы в творческой мастерской является создание книг-самоделок, атрибутов для своих игр, детских журналов, составление маршрутов путешествия на природу, оформление коллекции, создание продуктов детского рукоделия и пр. Продуктивная практика. индивидуальную работу по всем видам деятельности и образовательным областям; работу с родителями (законными представителями).