Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 87 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
РАЗРАБОТАНА И ПРИНЯТА
решением Педагогического совета
ГБДОУ детский сад № 87
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
протокол от 22.08.2023г. № 1
УТВЕРЖДЕНА
заведующим ГБДОУ детский сад № 87
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
________________ Л.С.Буклинова.
Приказ от 22.08.2023 г. № 24-ОД
с учётом мнения Совета родителей
(законных представителей) воспитанников
ГБДОУ детский сад № 87
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
протокол от 22.08.2023г. № 1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
КАДЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детского сада № 87 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
(ГБДОУ детский сад № 87 Фрунзенского района Санкт-Петербурга)
Санкт-Петербург
2023 год
ОГЛАВЛЕНИЕ:
подразделы 12 и 20 в составе образовательной программы дошкольного
образования ГБДОУ.
Рабочая программа воспитания
1. Целевой раздел программы воспитания: цель, задачи, направления, целевые
ориентиры воспитания.
2. Содержательный раздел программы воспитания: уклад, воспитывающая среда,
общности ГБДОУ № 87. Задачи воспитания в образовательных областях.
Формы совместной деятельности.
3. Организационный раздел программы воспитания: Кадровое обеспечение.
Нормативно-методическое обеспечение. Требования к условиям работы с особыми
категориями детей.
4. Календарный план воспитательной работы.
12. Рабочая программа воспитания
ФОП ДО п.29.1-4
Рабочая программа воспитания входит в «Содержательный раздел» Программы,
разработана в соответствии с Федеральной программой воспитания, раскрывает задачи и
направления воспитательной работы. Основу воспитания на всех уровнях, начиная с дошкольного,
составляют традиционные ценности российского общества. Традиционные ценности - это
нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от
поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого
культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое
уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии
многонационального народа России.
Вся система ценностей российского народа отражена в содержании воспитательной работы
ДОУ, в соответствии с возрастными особенностями детей:
Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания.
Ценности милосердие, жизнь, добро в основе духовно-нравственного направления
воспитания
Ценности человек, семья, дружба, сотрудничество - в основе социального направления
воспитания.
Ценность познание - в основе познавательного направления воспитания.
Ценности жизнь и здоровье - в основе физического и оздоровительного направления
воспитания.
Ценность труд лежит в основе трудового направления воспитания.
Ценности культура и красота лежат в основе эстетического направления воспитания.
Целевые ориентиры воспитания представлены как возрастные характеристики возможных
достижений ребёнка, которые соотнесены с портретом выпускника ДОУ и с традиционными
ценностями российского общества.
Структура Программы воспитания включает три раздела: целевой, содержательный и
организационный.
12.1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ.
12.1.1.Общая цель воспитания в ДОУ - личностное развитие каждого ребёнка с учётом его
индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе
традиционных ценностей российского общества, что предполагает:
формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях российского народа,
социально приемлемых нормах и правилах поведения;
формирование ценностного
отношения к окружающему миру (природному и
социокультурному), другим людям, самому себе;
становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с традиционными
ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами.
Общие задачи воспитания в ДОУ:
содействовать развитию личности, основанному на принятых в обществе представлениях о
добре и зле, должном и недопустимом;
способствовать становлению нравственности, основанной на духовных отечественных
традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребёнка, его готовности
к творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию;
осуществлять поддержку позитивной социализации ребёнка посредством проектирования и
принятия уклада, воспитывающей среды, создания воспитывающих общностей.
12.1.2. Направления воспитания.
Направление воспитания и
Направленность работы по направлению
цель направления
Ценности в основе направления
Чувство патриотизма возникает у ребёнка вследствие воспитания у него нравственных качеств, интереса,
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ
чувства любви и уважения к своей стране - России, своему краю, малой родине, своему народу и народу
содействовать формированию у
России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, ощущения принадлежности к своему
ребёнка личностной позиции
наследника традиций и культуры, народу.
защитника Отечества и творца Патриотическое направление воспитания базируется на идее патриотизма как нравственного чувства,
(созидателя), ответственного за которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и её уклада, народных и
семейных традиций. Работа по патриотическому воспитанию предполагает: формирование
будущее своей страны
"патриотизма наследника", испытывающего чувство гордости за наследие своих предков (предполагает
приобщение детей к истории, культуре и традициям нашего народа: отношение к труду, семье, стране и
РОДИНА И ПРИРОДА.
вере); "патриотизма защитника", стремящегося сохранить это наследие (предполагает развитие у детей
готовности преодолевать трудности ради своей семьи, малой родины); "патриотизма созидателя и
творца", устремленного в будущее, уверенного в благополучии и процветании своей Родины
(предполагает конкретные каждодневные дела, направленные, например, на поддержание чистоты и
порядка, опрятности и аккуратности, а в дальнейшем - на развитие всего своего населенного пункта,
района, края, Отчизны в целом).
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ
формирование способности к
духовному развитию, нравственному самосовершенствованию,
индивидуально-ответственному
поведению. ЖИЗНЬ,
МИЛОСЕРДИЕ, ДОБРО
СОЦИАЛЬНОЕ
формирование
ценностного
отношения
детей к семье,
другому
человеку,
развитие
дружелюбия, умения находить
общий язык с другими людьми.
направлено на развитие ценностно-смысловой сферы дошкольников на основе творческого
взаимодействия в детско-взрослой общности, содержанием которого является освоение
социокультурного опыта в его культурно-историческом и личностном аспектах.
В дошкольном детстве ребёнок начинает осваивать все многообразие социальных отношений и
социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться правилам, нести ответственность за
свои поступки, действовать в интересах других людей. Формирование ценностно-смыслового
отношения ребёнка к социальному окружению невозможно без грамотно выстроенного воспитательного
процесса, в котором проявляется личная социальная инициатива ребёнка в детско-взрослых и детских
общностях.
СЕМЬЯ, ДРУЖБА, ЧЕЛОВЕК Важной составляющей социального воспитания является освоение ребёнком моральных ценностей,
формирование у него нравственных качеств и идеалов, способности жить в соответствии с моральными
И СОТРУДНИЧЕСТВО
принципами и нормами и воплощать их в своем поведении. Культура поведения в своей основе имеет
глубоко социальное нравственное чувство - уважение к человеку, к законам человеческого общества.
Конкретные представления о культуре поведения усваиваются ребёнком вместе с опытом поведения, с
накоплением нравственных представлений, формированием навыка культурного поведения.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ
формирование ценности
познания.
ПОЗНАНИЕ
ФИЗИЧЕСКОЕ И
ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ
формирование ценностного отношения детей к здоровому образу
жизни, овладение элементарными
гигиеническими навыками и
правилами безопасности.
ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ
ТРУДОВОЕ
формирование ценностного
отношения детей к труду,
трудолюбию и приобщение
ребёнка к труду. ТРУД
В ДОУ проблема воспитания у детей познавательной активности охватывает все стороны
воспитательного процесса и является непременным условием формирования умственных качеств
личности, самостоятельности и инициативности ребёнка. Познавательное и духовно-нравственное
воспитание должны осуществляться в содержательном единстве, так как знания наук и незнание добра
ограничивает и деформирует личностное развитие ребёнка.
Значимым является воспитание у ребёнка стремления к истине, становление целостной картины
мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру, людям,
природе, деятельности человека.
основано на идее охраны и укрепления здоровья детей, становления осознанного отношения к жизни
как основоположной ценности и здоровью как совокупности физического, духовного и социального
благополучия человека.
направлено на формирование и поддержку привычки к трудовому усилию, к доступному
напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи; стремление
приносить пользу людям. Повседневный труд постепенно приводит детей к осознанию нравственной
стороны труда. Самостоятельность в выполнении трудовых поручений способствует формированию
ответственности за свои действия.
направлено на воспитание любви к прекрасному в окружающей обстановке, в природе, в
искусстве, в отношениях, развитие у детей желания и умения творить. Эстетическое воспитание
способствовать становлению у
через обогащение чувственного опыта и развитие эмоциональной сферы личности влияет на становление
ребёнка ценностного отношения к
нравственной и духовной составляющих внутреннего мира ребёнка. Искусство делает ребёнка
красоте
отзывчивее, добрее, обогащает его духовный мир, способствует воспитанию воображения, чувств.
КУЛЬТУРА, КРАСОТА
Красивая и удобная обстановка, чистота помещения, опрятный вид детей и взрослых содействуют
воспитанию художественного вкуса.
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
12.1.3. Целевые ориентиры воспитания.
Деятельность воспитателя нацелена на перспективу становления личности и развития ребёнка. Поэтому планируемые результаты
представлены в виде целевых ориентиров как обобщенные "портреты" ребёнка к концу раннего и дошкольного возрастов.
В соответствии с ФГОС ДО оценка результатов воспитательной работы не осуществляется, так как целевые ориентиры основной
образовательной программы дошкольного образования не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической
диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
Направление
воспитания
ПАТРИОТИЧЕС
КОЕ
Ценности
Целевые ориентиры воспитания детей
в основе
раннего возраста (к трем годам).
на этапе завершения освоения программы.
направле
ния
Родина,
Проявляющий привязанность к близким Любящий свою малую родину и имеющий представление о
своей стране - России, испытывающий чувство
природа. людям, бережное отношение к живому
привязанности к родному дому, семье, близким людям.
ДУХОВНОЖизнь,
НРАВСТВЕННОЕ милосерд
ие, добро
Способный понять и принять, что такое Различающий основные проявления добра и зла,
"хорошо"
и
"плохо".
Проявляющий принимающий и уважающий традиционные ценности,
ценности семьи и общества, правдивый, искренний,
сочувствие, доброту.
способный к сочувствию и заботе, к нравственному
поступку. Способный не оставаться равнодушным к
чужому горю, проявлять заботу; Самостоятельно
различающий основные отрицательные и положительные
человеческие качества, иногда прибегая к помощи
взрослого в ситуациях морального выбора.
СОЦИАЛЬНОЕ
Человек,
семья,
дружба,
сотрудничество
Испытывающий чувство удовольствия в
случае одобрения и чувство огорчения в
случае неодобрения со стороны взрослых.
Проявляющий интерес к другим детям и
способный бесконфликтно играть рядом с
ними. Проявляющий позицию "Я сам!".
Способный к самостоятельным (свободным)
активным действиям в общении.
Проявляющий ответственность за свои действия и
поведение; принимающий и уважающий различия между
людьми. Владеющий основами речевой культуры.
Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать и
слышать собеседника, способный взаимодействовать со
взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и
дел.
ПОЗНАВАТЕЛЬ-
Познание
Проявляющий интерес к окружающему Любознательный,
наблюдательный,
испытывающий
миру.
Любознательный,
активный
в потребность в самовыражении, в том числе творческом.
НОЕ
ФИЗИЧЕСКОЕ И
ОЗДОРОВИТЕЛЬ
НОЕ
ТРУДОВОЕ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
поведении и деятельности.
Здоровье, Понимающий ценность жизни и здоровья,
жизнь
владеющий
основными
способами
укрепления здоровья - физическая культура,
закаливание, утренняя гимнастика, личная
гигиена, безопасное поведение и другое;
стремящийся к сбережению и укреплению
собственного
здоровья
и
здоровья
окружающих. Проявляющий интерес к
физическим упражнениям и подвижным
играм, стремление к личной и командной
победе, нравственные и волевые качества.
Труд
Поддерживающий элементарный порядок в
окружающей обстановке. Стремящийся
помогать старшим в доступных трудовых
действиях.
Стремящийся
к
результативности,
самостоятельности,
ответственности в самообслуживании, в
быту, в игровой и других видах
деятельности
(конструирование,
лепка,
художественный труд, детский дизайн и др).
Культура, Проявляющий
эмоциональную
красота
отзывчивость на красоту в окружающем
мире и искусстве. Способный к творческой
деятельности (изобразительной, декоративно-оформительской,
музыкальной,
словесно-речевой, театрализованной…)
Проявляющий активность, самостоятельность, инициативу
в
познавательной,
игровой,
коммуникативной
и
продуктивных видах деятельности и в самообслуживании.
Обладающий первичной картиной мира на основе
традиционных ценностей.
Понимающий ценность жизни, владеющий основными
способами укрепления здоровья - занятия физической
культурой, закаливание, утренняя гимнастика, соблюдение
личной гигиены и безопасного поведения и другое;
стремящийся к сбережению и укреплению собственного
здоровья и здоровья окружающих. Проявляющий интерес к
физическим упражнениям и подвижным играм, стремление
к личной и командной победе, нравственные и волевые
качества. Демонстрирующий потребность в двигательной
деятельности. Имеющий представление о некоторых видах
спорта и активного отдыха.
Понимающий ценность труда в семье и в обществе на
основе уважения к людям труда, результатам их
деятельности. Проявляющий трудолюбие при выполнении
поручений и в самостоятельной деятельности.
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту,
природе,
поступках,
искусстве.
Стремящийся
к
отображению прекрасного в продуктивных видах
деятельности.
12.2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ.
12.2.1. Уклад ГБДОУ № 87.
Особенности уклада:
Уклад - установившийся порядок жизни ГБДОУ, необходимый фундамент, основа и
инструмент воспитания.
Уклад – общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся
на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и ДОУ, задающий
культуру поведения сообществ, описывающий предметно-пространственную среду,
деятельности и социокультурный контекст.
Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка жизни ДОУ.
Уклад способствует формированию ценностей воспитания, которые разделяются всеми
участниками образовательных отношений (воспитанниками, родителями, педагогами и
другими сотрудниками ДОУ).
Основные характеристики уклада:
цель и смысл деятельности ДОУ, его миссия;
принципы жизни и воспитания в ДОУ;
образ ДОУ, особенности, символика, внешний имидж;
отношения к воспитанникам, их родителям (законным представителям), сотрудникам и
партнерам ДОУ;
ключевые правила ДОУ;
традиции и ритуалы, особые нормы этикета в ДОУ;
особенности развивающей предметно-пространственной среды, отражающие образ и ценности
ДОУ;
социокультурный контекст, внешняя социальная и культурная среда ДОУ (учитывает
этнокультурные, конфессиональные и региональные особенности).
12.2.2. Воспитывающая среда ГБДОУ № 87.
Особенности воспитывающей среды:
Пространство, в рамках которого происходит процесс воспитания, называется
воспитывающей средой.
Воспитывающая среда раскрывает ценности и смыслы, заложенные в укладе.
Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания,
духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Основные характеристики воспитывающей среды:
Основными характеристиками воспитывающей среды являются её содержательная насыщенность
и структурированность. Воспитывающая среда включает совокупность различных условий
взаимодействия детей и взрослых в процессе приобщения к традиционным ценностям российского
общества.
условия для формирования эмоционально-ценностного отношения ребёнка к окружающему
миру, другим людям, себе;
условия для обретения ребёнком первичного опыта деятельности и поступка в соответствии с
традиционными ценностями российского общества;
условия для становления самостоятельности, инициативности и творческого взаимодействия в
разных детско-взрослых и детско-детских общностях, включая разновозрастное детское
сообщество.
Уклад и ребенок определяют особенности воспитывающей среды. Воспитывающая среда строится
по трем линиям:
«от взрослого», который создает предметно-пространственную среду, способствующую
воспитанию необходимых качеств, насыщая ее ценностями и смыслами;
«от совместной деятельности ребенка и взрослого», в ходе которой формируются
нравственные, гражданские, эстетические и иные качества ребенка в процессе специально
организованного педагогического взаимодействия ребенка и взрослого, обеспечивающего
достижение поставленных воспитательных целей; воспитывающая среда направлена на
взаимодействие ребенка и взрослого, раскрывающего смыслы и ценности воспитания;
«от ребенка», который в этой среде самостоятельно действует, творит, получает опыт
деятельности, в особенности – игровой, опыт позитивных достижений, осваивая ценности и
смыслы, заложенные взрослым.
Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности дошкольника. Во всех
возрастных группах имеются центры петербурговедения (Мой дом, детский сад, мой город, моя
страна), природы и экологии и др.; представлена тема искусства, в том числе русской народной
культуры.
12.2.3. Общности ГБДОУ № 87.
Особенности общностей:
Общность характеризуется системой связей и отношений между людьми, основанной на
разделяемых всеми её участниками ценностных основаниях, определяющих цели совместной
деятельности.
В ДОУ выделяются следующие общности: педагог – дети; родители (законные представители)
- ребёнок (дети); педагог - родители (законные представители).
Основные характеристики общностей:
ценности и цели: профессионального сообщества, профессионально-родительского
сообщества и детско-взрослой общности;
особенности организации всех общностей и их роль в процессе воспитания детей.
особенности обеспечения возможности разновозрастного взаимодействия детей.
Профессиональная общность:
разделяют ценности, которые заложены в основу Программы воспитания. Основа эффективности
профессиональной общности - рефлексия собственной профессиональной деятельности.
Воспитатель, а также другие сотрудники должны:
быть примером в формировании ценностных ориентиров, примером норм общения и
поведения;
мотивировать детей к общению друг с другом, поощрять даже самые незначительные
стремления к общению и взаимодействию;
поощрять детскую дружбу, стараться, чтобы дружба между отдельными детьми внутри группы
сверстников принимала общественную направленность;
заботиться о том, чтобы дети непрерывно приобретали опыт общения на основе чувства
доброжелательности;
содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить проявлять чуткость к
сверстникам, побуждать детей сопереживать, беспокоиться, проявлять внимание к
заболевшему товарищу;
воспитывать в детях такие качества личности, которые помогают влиться в общество
сверстников (организованность, общительность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность
и пр.);
учить детей совместной деятельности, насыщать их жизнь событиями, которые сплачивали бы
и объединяли ребят;
воспитывать в детях чувство ответственности перед группой за свое поведение.
Профессионально-родительская общность
включает сотрудников ДОУ и всех взрослых членов семей воспитанников: всех их связывают
общие ценности, цели развития и воспитания детей и уважение друг к другу. Основная задача –
объединение усилий по воспитанию ребенка в семье и в ДОУ. Зачастую поведение ребенка сильно
различается дома и в ДОУ. Без совместного обсуждения воспитывающими взрослыми
особенностей ребенка невозможно выявление и в дальнейшем создание условий, которые
необходимы для его оптимального и полноценного развития и воспитания.
Детско-взрослая общность:
для нее характерно содействие друг другу, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и
взаимное уважение, отношение к ребенку как к полноправному человеку, наличие общих
симпатий, ценностей и смыслов у всех участников общности.
Детско-взрослая общность - источник и механизм воспитания ребенка. Находясь в общности,
ребенок сначала приобщается к тем правилам и нормам, которые вносят взрослые в общность,
а затем эти нормы усваиваются ребенком и становятся его собственными.
Общность строится и задается системой связей и отношений ее участников. В каждом возрасте
и каждом случае она будет обладать своей спецификой в зависимости от решаемых
воспитательных задач.
Детская общность.
Общество сверстников – необходимое условие полноценного развития личности ребенка.
Здесь он непрерывно приобретает способы общественного поведения, под руководством
воспитателя учится умению дружно жить, сообща играть, трудиться, заниматься, достигать
поставленной цели.
Чувство приверженности к группе сверстников рождается тогда, когда ребенок впервые
начинает понимать, что рядом с ним такие же, как он сам, что свои желания необходимо
соотносить с желаниями других.
Воспитатель должен воспитывать у детей навыки и привычки поведения, качества,
определяющие характер взаимоотношений ребенка с другими людьми и его успешность в том
или ином сообществе. Поэтому так важно придать детским взаимоотношениям дух
доброжелательности, развивать у детей стремление и умение помогать как старшим, так и друг
другу, оказывать сопротивление плохим поступкам, общими усилиями достигать
поставленной цели.
В детском саду ребенку надо предоставлять возможность взаимодействия как со старшими,
так и с младшими детьми. Включенность ребенка в отношения со старшими, помимо
подражания и приобретения нового, рождает опыт послушания, следования общим для всех
правилам, нормам поведения и традициям. Отношения с младшими – это возможность для
ребенка стать авторитетом и образцом для подражания, а также пространство для воспитания
заботы и ответственности.
Культура поведения воспитателя в общностях как значимая составляющая уклада.
Культура поведения взрослых в детском саду направлена на создание воспитывающей среды
как условия решения возрастных задач воспитания. Общая психологическая атмосфера,
эмоциональный настрой группы, спокойная обстановка, отсутствие спешки, разумная
сбалансированность планов – это необходимые условия нормальной жизни и развития детей.
Воспитатель должен соблюдать кодекс нормы профессиональной этики и поведения:
педагог всегда выходит навстречу родителям и приветствует родителей и детей первым;
улыбка – всегда обязательная часть приветствия;
педагог описывает события и ситуации, но не даёт им оценки;
педагог не обвиняет родителей и не возлагает на них ответственность за поведение детей в
детском саду;
тон общения ровный и дружелюбный, исключается повышение голоса;
уважительное отношение к личности воспитанника;
умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему;
умение видеть и слышать воспитанника, сопереживать ему;
уравновешенность и самообладание, выдержка в отношениях с детьми;
умение быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то же время не
торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
умение сочетать мягкий эмоциональный и деловой тон в отношениях с детьми;
умение сочетать требовательность с чутким отношением к воспитанникам;
знание возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
соответствие внешнего вида статусу воспитателя детского сада.
12.2.4. Задачи воспитания в образовательных областях.
Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного возраста
всех образовательных областей, обозначенных в ФГОС ДО Соотнесение направлений воспитания и образовательных областей:
Направления
воспитания
патриотическое
духовно-нравственное
социальное
познавательное
физическое и
оздоровительное
трудовое
эстетическое
Образовательные области
Социальнокоммуникатив
ное развитие
Познавательно
е развитие
Речевое
развитие
Художественн
о-эстетическое
развитие
Физическое
развитие
Решение задач воспитания в рамках образовательных областей:
Образовательная область «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
Приобщение
к ценностям
Решаемые задачи направлений воспитания
патриотическое, духовно-нравственное, социальное, трудовое
воспитание любви к своей семье, своему населенному пункту, родному
краю, своей стране;
Природа.
воспитание уважительного отношения к ровесникам, родителям (законным
Жизнь.
представителям), соседям, другим людям вне зависимости от их этнической
принадлежности;
Милосердие.
воспитание ценностного отношения к культурному наследию своего
Добро
народа, к нравственным и культурным традициям России;
Человек.
содействие становлению целостной картины мира, основанной на
Семья.
представлениях о добре и зле, прекрасном и безобразном, правдивом и
ложном;
Дружба.
воспитание социальных чувств и навыков: способности к сопереживанию,
Сотрудниобщительности, дружелюбия, сотрудничества, умения соблюдать правила,
чество
активной личностной позиции.
создание условий для возникновения у ребёнка нравственного, социально
Труд
значимого поступка, приобретения ребёнком опыта милосердия и заботы;
поддержка трудового усилия, привычки к доступному дошкольнику
напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения
трудовой задачи;
формирование способности бережно и уважительно относиться к
результатам своего труда и труда других людей.
Образовательная область «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Родина.
Приобщение
к ценностям
Родина
Природа.
Познание
Человек
Семья
Решаемые задачи направлений воспитания
патриотическое, познавательное
воспитание отношения к знанию как ценности, понимание значения
образования для человека, общества, страны;
приобщение к отечественным традициям и праздникам, к истории и
достижениям родной страны, к культурному наследию народов России;
воспитание уважения к людям - представителям разных народов России
независимо от их этнической принадлежности;
воспитание уважительного отношения к государственным символам страны
(флагу, гербу, гимну);
воспитание бережного и ответственного отношения к природе родного
края, родной страны, приобретение первого опыта действий по сохранению
природы.
Образовательная область «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Приобщение
к ценностям
Культура
Решаемые задачи направлений воспитания
социальное, эстетическое
владение формами речевого этикета, отражающими принятые в обществе
правила и нормы культурного поведения;
воспитание отношения к родному языку как ценности, умения чувствовать
красоту языка, стремления говорить красиво (на правильном, богатом,
образном языке).
Образовательная область «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Красота
Приобщение
к ценностям
Красота
Культура
Человек
Природа
Решаемые задачи направлений воспитания
эстетическое
воспитание эстетических чувств (удивления, радости, восхищения, любви)
к различным объектам и явлениям окружающего мира (природного,
бытового, социокультурного), к произведениям разных видов, жанров и
стилей искусства (в соответствии с возрастными особенностями);
приобщение к традициям и великому культурному наследию российского
народа, шедеврам мировой художественной культуры с целью раскрытия
ценностей "Красота", "Природа", "Культура";
становление эстетического, эмоционально-ценностного отношения к
окружающему миру для гармонизации внешнего мира и внутреннего мира
ребёнка;
формирование целостной картины мира на основе интеграции
интеллектуального и эмоционально-образного способов его освоения
детьми;
создание условий для выявления, развития и реализации творческого
потенциала каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, поддержка
его готовности к творческой самореализации и сотворчеству с другими
людьми (детьми и взрослыми).
Образовательная область «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Приобщение
к ценностям
Жизнь
Здоровье
Решаемые задачи направлений воспитания
физическое и оздоровительное
формирование у ребёнка возрастосообразных представлений о жизни,
здоровье и физической культуре;
становление эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу
жизни, интереса к физическим упражнениям, подвижным играм,
закаливанию организма, к овладению гигиеническим нормам и правилами;
воспитание активности, самостоятельности, уверенности, нравственных и
волевых качеств.
1.2.5. Формы совместной деятельности в ГБДОУ.
Работа с родителями (законными представителями).
Работа с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста должна
строиться на принципах ценностного единства и сотрудничества всех субъектов
социокультурного окружения ДОУ.
Виды и формы деятельности по организации сотрудничества педагогов и родителей (законных
представителей), используемые в ДОУ в процессе воспитательной работы:
родительское собрание; педагогические лектории; мастер-классы;
(возможные формы: круглые столы; родительские клубы; иные формы).
События ГБДОУ.
Событие предполагает взаимодействие ребёнка и взрослого, в котором активность взрослого
приводит к приобретению ребёнком собственного опыта переживания той или иной ценности.
Событие – это форма совместной деятельности ребенка и взрослого. Для того чтобы стать
значимой, каждая ценность воспитания должна быть понята, раскрыта и принята ребенком
совместно с другими людьми в значимой для него общности. Этот процесс происходит
стихийно, но для того, чтобы вести воспитательную работу, он должен быть направлен
взрослым.
Воспитательное событие – это спроектированная взрослым образовательная ситуация.
В каждом воспитательном событии педагог продумывает смысл реальных и возможных
действий детей и смысл своих действий в контексте задач воспитания. Событийным может быть
не только организованное мероприятие, но и спонтанно возникшая ситуация, и любой
режимный момент, традиции утренней встречи детей, индивидуальная беседа, общие дела,
совместно реализуемые проекты и прочее.
Проектирование событий позволяет построить целостный годовой цикл воспитательной работы
на основе традиционных ценностей российского общества. Это поможет каждому педагогу
спроектировать работу с группой в целом, с подгруппами детей, с каждым ребёнком.
Планируемые и подготовленные педагогом воспитательные события проектируются в
соответствии с календарным планом воспитательной работы ДОУ, группы, ситуацией развития
конкретного ребенка.
События проектируются в следующих формах:
проекты воспитательной направленности;
праздники;
общие дела;
ритмы жизни (утренний и вечерний круг, прогулка);
режимные моменты (прием пищи, подготовка ко сну и прочее);
свободная игра;
свободная деятельность детей.
События проектируются по следующим линиям:
разработка и реализация значимых событий в ведущих видах деятельности
(детско-взрослый спектакль, построение эксперимента, совместное конструирование,
спортивные игры и др.);
проектирование встреч, общения детей со старшими, младшими, ровесниками,
с взрослыми, с носителями воспитательно значимых культурных практик (искусство,
литература, прикладное творчество и т. д.), профессий, культурных традиций народов
России;
создание творческих детско-взрослых проектов (празднование Дня Победы
с изготовлением поздравлений петербуржцам, «дворовые игры на участке» - совместные
хороводные и др. игры детей разного возраста или «театр в детском саду» – показ спектакля
для детей из соседней группы и т. д.).
Совместная деятельность в образовательных ситуациях.
Совместная деятельность в образовательных ситуациях является ведущей формой организации
совместной деятельности взрослого и ребёнка по освоению образовательной программы
дошкольного образования, в рамках которой возможно решение конкретных задач воспитания.
Воспитание в образовательной деятельности осуществляется в течение всего времени
пребывания ребёнка в ДОУ.
К основным видам организации совместной деятельности в образовательных ситуациях в ДОУ
относятся:
ситуативная беседа, рассказ, советы, вопросы;
социальное моделирование, воспитывающая (проблемная) ситуация, составление рассказов
из личного опыта;
чтение художественной литературы с последующим обсуждением и выводами, сочинение
рассказов, историй, сказок, заучивание и чтение стихов наизусть;
разучивание и исполнение песен, театрализация, драматизация, этюды-инсценировки;
рассматривание и обсуждение картин и книжных иллюстраций, просмотр видеороликов,
презентаций, мультфильмов;
организация выставок (книг, репродукций картин, тематических или авторских, детских
поделок и тому подобное),
экскурсии (в музей, в общеобразовательную организацию и тому подобное), посещение
спектаклей, выставок;
игровые методы (игровая роль, игровая ситуация, игровое действие и другие);
демонстрация собственной нравственной позиции педагогом, личный пример педагога,
приучение к вежливому общению, поощрение (одобрение, тактильный контакт, похвала,
поощряющий взгляд).
Организация предметно-пространственной среды.
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды предусматривает
совместную деятельность педагогов, обучающихся, других участников образовательных
отношений по её созданию, поддержанию, использованию в воспитательном процессе:
знаки и символы государства, региона, населенного пункта и ДОУ;
компоненты среды, отражающие региональные, этнографические и другие особенности
социокультурных условий, в которых находится ДОУ;
компоненты среды, отражающие экологичность, природосообразность и безопасность;
компоненты среды, обеспечивающие детям возможность общения, игры и совместной
деятельности;
компоненты среды, отражающие ценность семьи, людей разных поколений, радость
общения с семьей;
компоненты среды, обеспечивающие ребёнку возможность познавательного развития,
экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывающие красоту знаний,
необходимость научного познания, формирующие научную картину мира;
компоненты среды, обеспечивающие ребёнку возможность посильного труда, а также
отражающие ценности труда в жизни человека и государства;
компоненты среды, обеспечивающие ребёнку возможности для укрепления здоровья,
раскрывающие смысл здорового образа жизни, физической культуры и спорта;
компоненты среды, предоставляющие ребёнку возможность погружения в культуру России,
знакомства с особенностями традиций многонационального российского народа.
Вся среда ДОУ должна быть гармоничной и эстетически привлекательной.
При выборе материалов и игрушек для ППС необходимо ориентироваться на продукцию
отечественных и территориальных производителей. Игрушки, материалы и оборудование
должны соответствовать возрастным задачам воспитания детей дошкольного возраста и иметь
документы, подтверждающие соответствие требованиям безопасности.
Социальное партнерство.
Реализация воспитательного потенциала социального партнерства предусматривает:
участие представителей организаций-партнеров в проведении отдельных мероприятий (дни
открытых дверей, государственные и региональные, праздники, торжественные
мероприятия и тому подобное);
участие представителей организаций-партнеров в проведении занятий в рамках
дополнительного образования;
проведение на базе организаций-партнеров различных мероприятий, событий и акций
воспитательной направленности;
реализация различных проектов воспитательной направленности, совместно
разрабатываемых детьми, родителями (законными представителями) и педагогами с
организациями-партнерами.
12.3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ.
12.3.1. Кадровое обеспечение.
ДОУ укомплектовано квалифицированными кадрами: руководящими (заведующий ГБДОУ,
заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе, заведующий хозяйством);
педагогическими ( воспитатели, старший воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по
физической культуре, учитель-логопед); вспомогательными работниками (помощники
воспитателей); хозяйственными работниками, в том числе персоналом пищеблока.
Реализация Программы осуществляется педагогическими работниками при участии всех
сотрудников ДОУ и родителей воспитанников.
В целях привлечения специалистов других организаций (образовательных, социальных)
заключены договора c социальными партнерами.
12.3.2. Нормативно-методическое обеспечение.
Нормативно обеспечение (локальные акты ГБДОУ № 87 ):
Документы
Деятельность участников образовательных
отношпений
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО НАПОЛНЕНИЯ (УКЛАДА)
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГБДОУ № 87
Устав ГБДОУ, правила трудового распорядка,
правила внутреннего распорядка
Администрация ГБДОУ отвечает за разработку
нормативно-правовых актов.
обучающихся, локальные акты по основным
вопросам организации и осуществления
образовательной деятельности.
Сотрудники учреждения, через работу Общего
собрания
образовательного
учреждения,
Педагогического
Совета
участвуют
в
обсуждении и принятии.
Родители
(законные
представители)
высказывают своё мотивированное мнение
через работу в Совете родителей.
ОТРАЖЕНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО НАПОЛНЕНИЯ (УКЛАДА)
В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГБДОУ № 87
Педагогический коллектив разрабатывает и
проектирует
образовательную
программу
дошкольного
образования
и
(или)
Образовательная программа дошкольного
адаптированную образовательную программу
образования, рабочая программа воспитания:
дошкольного образования, рабочую программу
специфику организации видов
воспитания.
деятельности;
Родители
(законные
представители)
обустройство развивающей предметнопринимают участие в проектировании части,
пространственной среды;
формируемой участниками образовательных
организация режима дня;
отношений
образовательной
программы
традиции;
дошкольного
образования
и
(или)
праздники и мероприятия.
адаптированной образовательной программы
дошкольного образования, рабочей программы
воспитания.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИНЯТИЯ ВСЕМИ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОТНОШЕНИЙ УКЛАДА ГБДОУ.
Квалификационные требования к должностям Педагогические
кадры
обеспечивают
в соответствии с штатным расписанием.
своевременное повышение квалификации или
переподготовки
по
необходимости;
прохождение аттестации в соответствии со
сроками.
Договор об образовании с родителями При
поступлении
в
образовательное
(законными представителями).
учреждение между родителями (законными
представителями) и ГБДОУ заключается
договор.
Договоры о сотрудничестве с организациями- Проектирование совместных проектов с
партнёрами.
организациями-партнёрами.
Локальные акты, определяющие уклад – ценностно-смысловое наполнение
жизнедеятельности ГБДОУ № 87:
Устав ГБДОУ детского сада № 87 Фрунзенского района Санкт-Петербурга, утвержденного
распоряжением Комитета по образованию от 10.08.2015 № 3872-р (внесен в ЕГРЮЛ 10.09.2015).
Правила внутреннего распорядка воспитанников ГБДОУ детского сада № 87 Фрунзенского района
Санкт-Петербурга, утвержденные приказом от 12.01.2021 № 1-ОД.
Правила внутреннего трудового распорядка ГБДОУ детского сада № 87 Фрунзенского района
Санкт-Петербурга, утвержденные приказом от 28.02.2022 № 11-ОД.
Кодекс этики и служебного поведения работников ГБДОУ детского сада № 87 Фрунзенского
района Санкт-Петербурга, утвержденный приказом от 10.11.2021 № 54-ОД.
Приказ «Об ответственности сотрудников за охрану жизни и здоровья воспитанников в … учебном
году», издаваемый ежегодно.
Договора с организациями-партнерами:
Заключен договор–соглашение о совместной деятельности (сотрудничестве) с Государственным
бюджетным учреждением дополнительного образования Центр психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи Фрунзенского района Санкт-Петербурга. Педагоги-психологи
ЦППМСП проводят обследование детей, посещающих подготовительные к школе группы, с
целью определения уровня интеллектуальной, субъективной (предпосылки учебных умений) и
личностной (зрелость системы отношений) готовности к обучению в школе; а также
консультирование педагогов и родителей, лекция для родителей, семинары-практикумы для
педагогов по вопросам воспитания дошкольников.
Заключен договор о сотрудничестве и сетевом взаимодействии в направлении профилактики
детского дорожно-транспортного травматизма с Районным центром по профилактике детского
дорожно-транспортного травматизма (структурное подразделение Государственное бюджетное
учреждение дополнительного образования Центр детского (юношеского) технического творчества
Фрунзенского района Санкт-Петербурга «Мотор»). Воспитанники ДОУ участвуют в
мероприятиях, организуемых ЦДЮТТ. Также через ЦДЮТТ периодически поступает информация
для родителей по профилактике дорожно-транспортного травматизма, в том числе
видеообращения Отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения
УМВД России по Фрунзенскому району г. Санкт-Петербурга к родителям несовершеннолетних.
Информматериалы для родителей размещаются на официальном сайте ГБДОУ, передаются в
родительские группы в мессенджерах.
Заключен договор о сотрудничестве в области гражданского и патриотического воспитания с
Государственным бюджетным учреждением дополнительного образования Дворец детского
(юношеского) творчества Фрунзенского района Санкт-Петербурга. Воспитанники ГБДОУ
принимают участие в социальных акциях, организуемых на базе ДДЮТ: Открытка петербуржцам к
Дню снятия блокады Ленинграда. Солдатский треугольник. Подарок солдату. И др.
А также участвуют в конкурсах: Азбука безопасности. Россия: прошлое, настоящее и будущее.
Заключен договор о сетевом взаимодействии и сотрудничестве с дошкольными учреждениями
района в рамках малого районного методобъединения № 4: ГБДОУ №№ 60, 62, 66, 74, 75, 77,
80, 91, 111, 117 и ОДО школы № 296 в целях обмена опытом через открытые мероприятия.
Для педагогов ММО № 4 проводятся открытые занятия и семинары.
Методическое обеспечение реализации Рабочей программы воспитания:
Направление воспитания
Ценности в его основе
Все направления
воспитания
Патриотическое
РОДИНА, ПРИРОДА.
Духовно-нравственное
ЖИЗНЬ, МИЛОСЕРДИЕ,
ДОБРО
Социальное
ЧЕЛОВЕК, СЕМЬЯ,
ДРУЖБА,
СОТРУДНИЧЕСТВО
Литература
Воспитателю о воспитании детей 5–7 лет в детском саду и семье:
Практическое руководство по реализации Программы воспитания
/Авторский коллектив И. А. Лыкова, А. Б. Теплова, Н. М. Родина, А. А.
Буянов, А. В.Бояринцева, О. С. Ушакова. — [Электронный ресурс]. М.:
ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской
академии образования», 2022 – 2023. URL:
https://институтвоспитания.рф/programmy-vospitaniya/programmyvospitaniya-doo/prakticheskoe-rukovodstvo-vospitatelyu-o-vospitanii/
Солнцева О.В., Коренева-Леонтьева Е.В. Город-сказка, город-быль.
Знакомим дошкольников с Санкт-Петербургом.— СПб: Речь, 2013.
Алифанова Г.Т. Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет. – СПб:
Паритет. 2005.
Ривина Е.К. Российская символика.– М: Аркти. 2004.
О.Л.Князева, М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской
народной культуры. - СПб: Детство-пресс, 2004.
О.А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию! .– СПб: Детствопресс, 2006.
Познавательное
ПОЗНАНИЕ
Физическое и
оздоровительное
ЗДОРОВЬЕ, ЖИЗНЬ
Медиапроект
«Поликультурный
Санкт-Петербург»:
https://ethnospb.ru/p4/index.htm
– онлайн-версия пособия
«Этнокалендарь Санкт-Петербурга 20..».
Т.И.Бабаева, Т.А.Березина, Л.С.Римашевская. Социализация. – СПб:
Детство-пресс, 2013.
О.В.Акулова, О.В.Солнцева. Социализация. Игра. – СПб: Детствопресс, 2013.
Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова.
Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со
взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет). – СПб: Детствопресс, 2001.
Развитие речи детей 3-4 (4-5 лет, 5-6 лет, 6-7) лет /Авторы-составители
О.С.Ушакова, Е.М. Струнина. – М: Вентана-Граф, 2008.
Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения,
конспекты занятий/ Под ред. О.С.Ушаковой.– М: ТЦ Сфера, 2009.
З.А.Михайлова, М.Н.Полякова, Т.А.Ивченко и др. Познание.– СПб:
Детство-пресс – М: ТЦ Сфера, 2013.
О.В. Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина. Неизведанное рядом:
Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М: ТЦ
Сфера, 2005.
Т.С.Грядкина. Физическая культура. – СПб: Детство-пресс, 2013.
В.А.Деркунская. Здоровье – СПб: Детство-пресс – М: ТЦ Сфера, 2012.
В.А.Деркунская, Т.Г.Гусарова, В.А.Новицкая и др. Безопасность. –
СПб: Детство-пресс – М: ТЦ Сфера, 2012.
Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. Безопасность. – СПб:
Детство-пресс, 2002.
К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др. Как обеспечить
безопасность дошкольников. – М: Просвещение, 2001.
Трудовое
ТРУД
Эстетическое
КУЛЬТУРА, КРАСОТА
М.В.Крулехт, А.А.Крулехт. Труд. – СПб: Детство-пресс, 2012.
А.А.Смоленцева. Введение в мир экономики или Как мы играем в
экономику. – СПб: Детство-пресс, 2001.
О.В.Акулова, Л.М.Гурович. Чтение художественной литературы. - СПб:
Детство-пресс, 2012.
А.М.Вербенец. Художественное творчество.– СПб: Детство-пресс – М:
ТЦ Сфера, 2012.
И.М.Каплунова., И.А.Новоскольцева. Ладушки: Праздник каждый день.
Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста.–
СПб: Композитор, 2000.
12.3.3. Требования к условиям работы с особыми категориями детей.
По своим основным задачам воспитательная работа в ДОУ не зависит от наличия (отсутствия) у
ребёнка особых образовательных потребностей. В основе процесса воспитания детей в ДОУ лежат
традиционные ценности российского общества.
Необходимо создавать особые условия воспитания для отдельных категорий обучающихся,
имеющих особые образовательные потребности: дети с инвалидностью, дети с ограниченными
возможностями здоровья, дети из социально уязвимых групп (воспитанники детских домов, дети
из семей мигрантов, и так далее), одаренные дети и другие категории.
Инклюзия подразумевает готовность образовательной системы принять любого ребёнка
независимо от его особенностей (психофизиологических, социальных, психологических,
этнокультурных, национальных, религиозных и других) и обеспечить ему оптимальную
социальную ситуацию развития.
Условия, обеспечивающие достижение целевых ориентиров в работе с особыми категориями
детей:
1) направленное на формирование личности взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее
создание таких ситуаций, в которых каждому ребёнку с особыми образовательными
потребностями предоставляется возможность выбора деятельности, партнера и средств;
учитываются особенности деятельности, средств её реализации, ограниченный объем личного
опыта детей особых категорий;
2) формирование игры как важнейшего фактора воспитания и развития ребёнка с особыми
образовательными потребностями, с учётом необходимости развития личности ребёнка, создание
условий для самоопределения и социализации детей на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения;
3) создание воспитывающей среды, способствующей личностному развитию особой категории
дошкольников, их позитивной социализации, сохранению их индивидуальности, охране и
укреплению их здоровья и эмоционального благополучия;
4) доступность воспитательных мероприятий, совместных и самостоятельных, подвижных и
статичных форм активности с учётом особенностей развития и образовательных потребностей
ребёнка; речь идет не только о физической доступности, но и об интеллектуальной, когда
созданные условия воспитания и применяемые правила должны быть понятны ребёнку с особыми
образовательными потребностями;
5) участие семьи как необходимое условие для полноценного воспитания ребёнка дошкольного
возраста с особыми образовательными потребностями.
20. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.
ФОП ДО п.36.
План является единым для дошкольного образовательного учреждения.
Дошкольное образовательное учреждение вправе наряду с Планом проводить иные мероприятия согласно Программе воспитания
по ключевым направлениям воспитания и дополнительного образования детей.
Форму календарного плана воспитательной работы образовательное учреждение определяет самостоятельно, указывая месяц
проведения мероприятия, его тематику, группы, которые участвуют в мероприятии.
План воспитательной работы выстроен на основе базовых ценностей. Каждый педагог разрабатывает конкретные формы
реализации воспитательного мероприятия, определяя цель и алгоритм действия взрослых, а также задачи и виды деятельности
детей в каждой из форм работы на основе наблюдения за поведением детей ( понимание ребенком смысла конкретной ценности
и ее проявление в его поведении).
При проектировании календарного плана на учебный год он актуализируется с учётом ежегодных рекомендаций Министерства
просвещения и Комитета по образованию Санкт-Петербурга.
Календарный план воспитательной работы - перечень дат:
Месяц
Даты, рекомендованные ФОП ДО для обязательной части Программы ДОУ: Примерный
перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат в календарном
плане воспитательной работы в ДОО.
Даты, включенные в план
воспитательной работы
Январь
27 января: День снятия блокады
Ленинграда.
Февраль
23 февраля: День защитника Отечества.
Включение ситуативное
на усмотрение воспитателей
27 января: День освобождения Красной армией
крупнейшего "лагеря смерти" Аушвиц-Биркенау
(Освенцима) - День памяти жертв Холокоста
(рекомендуется включать в план воспитательной
работы с дошкольниками регионально и/или
ситуативно).
2 февраля: День разгрома советскими войсками
немецко-фашистских войск в Сталинградской битве
(рекомендуется включать в план воспитательной
работы с дошкольниками регионально и/или
ситуативно);
8 февраля: День российской науки;
Даты, включенные ДОУ в
план в части,
формируемой участниками
образовательных
отношений
7 января: Рождество
Христово.
Февраль-март: Масленица.
15 февраля: День памяти о россиянах, исполнявших
служебный долг за пределами Отечества;
21 февраля: Международный день родного языка;
Март
8 марта: Международный женский
день.
27 марта: Всемирный день театра. (В
дни весенних школьных каникул
Книжкина неделя; 2 апреля –
Международный день детской книги).
Апрель
12 апреля: День космонавтики.
Май
1 мая: Праздник Весны и Труда.
9 мая: День Победы.
18 марта: День воссоединения Крыма с Россией
(рекомендуется включать в план воспитательной
работы с дошкольниками регионально и/или
ситуативно);
9 апреля 1936 г. – день
рождения Фрунзенского
района СПб.
19 мая: День детских общественных организаций
России;
24 мая: День славянской письменности и культуры.
6 июня: День русского языка;
12 июня: День России;
22 июня: День памяти и скорби.
Июнь
1 июня: День защиты детей.
Июль
8 июля: День семьи, любви и верности.
Август
22 августа: День Государственного
флага Российской Федерации.
12 августа: День физкультурника;
27 августа: День российского кино.
1 сентября: День знаний.
3 сентября: День окончания Второй мировой войны,
День солидарности в борьбе с терроризмом;
8 сентября: Международный день распространения
грамотности;
4 октября: День защиты животных;
5 октября: День учителя;
Третье воскресенье октября: День отца в России.
4 ноября: День народного единства;
8 ноября: День памяти погибших при исполнении
служебных обязанностей сотрудников органов
внутренних дел России;
Сентябрь
27 сентября: День воспитателя и всех
дошкольных работников.
Октябрь
1 октября: Международный день
пожилых людей.
Ноябрь
Последнее воскресенье ноября: День
матери в России.
30 ноября: День Государственного
герба Российской Федерации.
27 мая: День рождения
Санкт-Петербурга.
Декабрь
31 декабря: Новый год.
3 декабря: День неизвестного солдата;
Международный день инвалидов (рекомендуется
включать в план воспитательной работы с
дошкольниками регионально и/или ситуативно);
5 декабря: День добровольца (волонтера) в России;
8 декабря: Международный день художника;
9 декабря: День Героев Отечества;
12 декабря: День Конституции Российской
Федерации;
Календарный план воспитательной работы - перечень мероприятий:
Мероприятия
Возраст детей
Проектная деятельность «Улицы, на которых мы
живем» Знакомство с объектами микрорайона,
транспортом. Акция «Внимание, дети».
Тематическая неделя «Я и мои друзья»:
3/4 года: Я в детском саду. Наша группа.
4/6 лет: Мы снова вместе.
6/7лет: Скоро в школу. День знаний (1 сентября) как отмечают этот праздник в других странах.
3-7
Время
проведения
сентябрь-ноябрь
3-7
Досуг «День воспитателя и всех дошкольных
работников». (27 сентября)
Осенний праздник
Тематическая неделя «Страна, в которой я живу»:
4/5 лет: Что мы знаем о России?
5/6 лет: Мы разные, мы вместе.
6/7 лет: Дружат люди всей Земли.
Мини-проект «Старикам везде у нас почет. День
пожилого человека» (1 октября – Международный
день пожилых людей)
Ценности
Ответственный
Патриотическое
Оздоровительное
воспитатели
сентябрь
Социальное
воспитатели
4-7
сентябрь
Социальное
Трудовое
воспитатели
1,5-7
октябрь
Патриотическое
4-7
октябрь
Патриотическое
Духовно-нравственное
Социальное
воспитатели
5-7
октябрь
Социальное
Духовно-нравственное
воспитатели
муз.рук
воспитатели
Тематическая неделя «Осенние настроения»:
3/4 года: Яркие осенние листья. Вкусные дары осени.
4/5 лет: Падают листья. Что нам осень подарила –
попробуем осень на вкус.
5/6 лет: Как мы следы осени искали. Дары осени:
«Откуда хлеб пришел», «Хлеб всему голова», «Что
нам осень принесла». Праздник урожая. Традиции
сбора урожая других народов.
6/7 лет: Осенние настроения. Осенние угощения.
Уборка урожая: «Что летом родится - зимой
пригодится», «Хлеб – всему голова».
3-7
Творческая выставка Красота природы: осень. Осень
золотая.
Проектная деятельность «Улицы, на которых мы
живем» Знакомство с объектами микрорайона,
транспортом.
Акция «Внимание, дети».
«Мой дом»: дома микрорайона, транспорт (1,5 -3г).
2-7
Творческая выставка Ярмарка: по мотивам народных
промыслов и истории игрушки.
3-7
Однодневный мини-проект «День матери»:
поздравление для мамы (Последнее воскресенье
ноября: День матери в России)
Проектная деятельность «Мир игры»:
3/5 лет: Народные игрушки.
5/6 лет: История игрушки.
6/7 лет: Игрушки детей разных стран.
Досуг-викторина Государственные символы России»
(30 ноября: День Государственного герба
Российской Федерации.)
(22 ноября - Открытие «Дороги жизни» в 1941г.)
1,5-7
октябрь
октябрь
сентябрь-ноябрь
Патриотическое
Трудовое
воспитатели
Патриотическое
Этико-эстетическое
Патриотическое
Оздоровительное
воспитатели
Патриотическое
Этико-эстетическое
Духовно-нравственное
Социальное
Духовно-нравственное
воспитатели
воспитатели
октябрь - ноябрь
ноябрь
4-7
ноябрь
3-7
ноябрь
Патриотическое
Этико-эстетическое
Духовно-нравственное
воспитатели,
музрук, ИФК
5-7
ноябрь
Патриотическое
Духовно-нравственное
Познавательное
воспитатели
воспитатели
Проектная деятельность «Эколята-дошколята»
Новогодний праздник (все виды детской
деятельности вокруг темы Нового года и новогоднего
праздника). (31 декабря: Новый год.)
Тематическая неделя «Начало зимы»:
3/4 года: Зимушка в гости к нам пришла.
4/5 лет: Как помочь птицам.
5/6 лет: Жалобная книга природы.
6/7 лет: Как укрепить организм зимой? «Зима не
лето,- в шубу одето».
Творческая выставка Новый год. Рождество. Зимняя
сказка. (7 января – Рождество)
Досуг «Колядки на Святки. Рождественское чудо».
5-7
ноябрь - декабрь
1,5-7
3-7
2-7
5-7
Патриотическое
Познавательное
воспитатели,
декабрь
Социальное
Этико-эстетическое
музыкальный
руководитель,
воспитатели,
декабрь
Познавательное
воспитатели
декабрь
Социальное
Духовно-нравственное
Этико-эстетическое
воспитатели
январь
Социальное
Духовно-нравственное
музыкальный
руководитель,
воспитатели
Этико-эстетическое
Проектная деятельность «Рождество в Петербурге»
5/6 лет: Волшебные сказки Рождества. Рождество
Христово. Рождественские праздники в России и в
других странах.
6/7 лет: Пришла Коляда накануне Рождества». «Как
встречают Рождество Христово?»
Изовыставка Открытка петербуржцам: Снятие
блокады Ленинграда. (27 января: День снятия
блокады Ленинграда. День Ленинградской
победы)
Акция «Открытка петербуржцам» - районный проект
«Звезда Победы». Уважение к памяти защитников
Отечества.
4-7
5-7
5-7
январь
январь
январь
Патриотическое
Духовно-нравственное
Социальное
воспитатели
Патриотическое
Духовно-нравственное
воспитатели
Патриотическое
Духовно-нравственное
воспитатели
Физкультурный праздник – районные соревнования
«Лыжня-малышня»
5-7
январь (февраль)
Физическое
оздоровительное
инструктор по
физкультуре,
воспитатели
Физкультурный досуг ко Дню защитников Отечества.
23 февраля: День защитника Отечества.
4-7
февраль
Патриотическое
Физическое
инструктор по
физкультуре,
воспитатели
Тематическая неделя «Природа вокруг нас: Большие
и маленькие. Зимние хлопоты»
3-7
февраль
воспитатели
Проектная деятельность «Защитники Отечества»:
4/5 лет: Наши папы.
5/6 лет: Русские богатыри.
6/7 лет: Памятники воинской славы.
Фольклорный досуг «Масленица дорогая – наша
гостюшка годовая».
Тематическая неделя «Наши мамочки»: поздравление
к 8 марта: Международный женский день.
4-7
февраль
Патриотическое
Духовно-нравственное
Познавательное
Патриотическое
Духовно-нравственное
Социальное
4-7
февраль (март)
Патриотическое
воспитатели
2-7
март
Патриотическое
Духовно-нравственное
Социальное
воспитатели
март
Социальное
Этико-эстетическое
воспитатели
Мамин день (2-3)
5/6 лет: «Нет милее дружка, чем родная матушка».
6/7 лет: «Сердце матери лучше солнца греет».
Творческая выставка Цветы в подарок маме.
Музыкальный праздник.
февраль - март
3-7
воспитатели
Проектная деятельность «Весна пришла».
3-7
март
Познавательное
воспитатели
Проектная деятельность «Скоро в школу: секреты
школьной жизни».
Проектная деятельность «Книжкина неделя».
«Дружат дети всей земли».
«Мы показываем театр»
27 марта: Всемирный день театра.
5-7
март
Социальное
воспитатели
4-7
мартапрель
Патриотическое
Духовно-нравственное
Этико-эстетическое
воспитатели
3-4
Праздник выпуска в школу
6-7
апрель
Социальное
музыкальный
руководитель,
воспитатели
Тематическая неделя «Юмор в нашей жизни:
Веселые истории»
«Шутку шутить – людей насмешить».
«Скворцы прилетели».
4-7
апрель
Социальное
воспитатели
3-7
апрель
Познавательное
воспитатели
С днем рождения, мой Фрунзенский район!
9 апреля 1936 г.
Проектная деятельность Весенняя неделя добра.
1 мая: Праздник Весны и Труда
4-7
апрель
Патриотическое
воспитатели
5-7
апрельмай
Духовно-нравственное
Социальное
Познавательное
Трудовое
Этико-эстетическое
Этико-эстетическое
воспитатели
Социальное
Этико-эстетическое
Патриотическое
Духовно-нравственное
воспитатели
Творческая выставка День космонавтики.
12 апреля: День космонавтики.
Творческая выставка Солнышко-ведрышко.
До свиданья, детский сад: изовыставка работ
выпускников
Изовыставка Открытка петербуржцам: 9 мая – День
Победы.
Мини-музей Солдатский треугольник.
Акция «Открытка петербуржцам» - районный проект
«Звезда Победы». Уважение к памяти защитников
Отечества.
Акция «Солдатский треугольник» - районный проект
«Звезда Победы». «Победа в воздухе не вьется, а
руками достается». «Человек без Родины, что соловей
без песни!».
Уважение к памяти защитников Отечества.
Мини-проект «День рождения
СанктПетербурга».
27 мая: День рождения Санкт-Петербурга
4-7
апрель
2-3
апрель
6-7
апрель
5-7
май
воспитатели
воспитатели
воспитатели
5-7
май
Патриотическое
Духовно-нравственное
воспитатели
5-7
май
Патриотическое
Духовно-нравственное
воспитатели
4-7
май
Патриотическое
Духовно-нравственное
Социальное
воспитатели
Физкультурный досуг «Здравствуй, лето!» -
3-5
май
Физическое
оздоровительное
Физкультурный праздник «Здравствуй, лето!»
5-7
май
Физическое
оздоровительное
Физкультурный игровой досуг «Праздник детства (и
лета)» 1 июня: День защиты детей.
2-7
июнь
Творческая выставка Здравствуй, лето!
3-7
июнь-август
Проектная деятельность Лето без опасностей
3-7
июнь-август
Проектная деятельность Красота – это то, что
создаем мы сами!
Проектная деятельность Мир летних игр и
развлечений. Наша школа мяча.
Проектная деятельность Пестрый мир летней
природы.
Проектная деятельность Моя семья. Парад
кукольных колясок.
3-7
июнь-август
3-7
июнь-август
3-7
июнь-август
3-7
июль
Музыкальный досуг (концерт) «Семья и любовь».
8 июля – День семьи, любви и верности.
3-7
июль
Пестрый мир летней природы. Летний отдых в СанктПетербурге. Край родной навек любимый.
22 августа: День Государственного флага
Российской Федерации
5-7
август
инструктор по
физкультуре,
воспитатели
инструктор по
физкультуре,
воспитатели
Социальное
Физическое
оздоровительное
Познавательное
Этико-эстетическое
Физическое
оздоровительное
Этико-эстетическое
Оздоровительное
Социальное
Оздоровительное
Познавательное
Оздоровительное
Социальное
Духовно-нравственное
Этико-эстетическое
Социальное
Духовно-нравственное
Этико-эстетическое
воспитатели
Патриотическое
Духовно-нравственное
воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели
музыкальный
руководитель,
воспитатели