Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 87 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

РАЗРАБОТАНА И ПРИНЯТА
решением Педагогического совета
ГБДОУ детский сад № 87
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
протокол от 22.08.2023г. № 1

УТВЕРЖДЕНА
заведующим ГБДОУ детский сад № 87
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
________________ Л.С.Буклинова.
Приказ от 22.08.2023 г. № 24-ОД

с учётом мнения Совета родителей
(законных представителей) воспитанников
ГБДОУ детский сад № 87
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
протокол от 22.08.2023г. № 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
КАДЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детского сада № 87 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
(ГБДОУ детский сад № 87 Фрунзенского района Санкт-Петербурга)

Санкт-Петербург
2023 год

ОГЛАВЛЕНИЕ:
подразделы 12 и 20 в составе образовательной программы дошкольного
образования ГБДОУ.
Рабочая программа воспитания
1. Целевой раздел программы воспитания: цель, задачи, направления, целевые
ориентиры воспитания.
2. Содержательный раздел программы воспитания: уклад, воспитывающая среда,
общности ГБДОУ № 87. Задачи воспитания в образовательных областях.
Формы совместной деятельности.
3. Организационный раздел программы воспитания: Кадровое обеспечение.
Нормативно-методическое обеспечение. Требования к условиям работы с особыми
категориями детей.
4. Календарный план воспитательной работы.

12. Рабочая программа воспитания
ФОП ДО п.29.1-4

Рабочая программа воспитания входит в «Содержательный раздел» Программы,
разработана в соответствии с Федеральной программой воспитания, раскрывает задачи и
направления воспитательной работы. Основу воспитания на всех уровнях, начиная с дошкольного,
составляют традиционные ценности российского общества. Традиционные ценности - это
нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от
поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого
культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое
уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии
многонационального народа России.
Вся система ценностей российского народа отражена в содержании воспитательной работы
ДОУ, в соответствии с возрастными особенностями детей:
 Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания.
 Ценности милосердие, жизнь, добро в основе духовно-нравственного направления
воспитания
 Ценности человек, семья, дружба, сотрудничество - в основе социального направления
воспитания.
 Ценность познание - в основе познавательного направления воспитания.
 Ценности жизнь и здоровье - в основе физического и оздоровительного направления
воспитания.
 Ценность труд лежит в основе трудового направления воспитания.
 Ценности культура и красота лежат в основе эстетического направления воспитания.
Целевые ориентиры воспитания представлены как возрастные характеристики возможных
достижений ребёнка, которые соотнесены с портретом выпускника ДОУ и с традиционными
ценностями российского общества.
Структура Программы воспитания включает три раздела: целевой, содержательный и
организационный.

12.1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ.
12.1.1.Общая цель воспитания в ДОУ - личностное развитие каждого ребёнка с учётом его
индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе
традиционных ценностей российского общества, что предполагает:
 формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях российского народа,
социально приемлемых нормах и правилах поведения;
 формирование ценностного
отношения к окружающему миру (природному и
социокультурному), другим людям, самому себе;
 становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с традиционными
ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами.
Общие задачи воспитания в ДОУ:
 содействовать развитию личности, основанному на принятых в обществе представлениях о
добре и зле, должном и недопустимом;
 способствовать становлению нравственности, основанной на духовных отечественных
традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
 создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребёнка, его готовности
к творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию;
 осуществлять поддержку позитивной социализации ребёнка посредством проектирования и
принятия уклада, воспитывающей среды, создания воспитывающих общностей.

12.1.2. Направления воспитания.
Направление воспитания и
Направленность работы по направлению
цель направления
Ценности в основе направления
Чувство патриотизма возникает у ребёнка вследствие воспитания у него нравственных качеств, интереса,
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ
чувства любви и уважения к своей стране - России, своему краю, малой родине, своему народу и народу
содействовать формированию у
России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, ощущения принадлежности к своему
ребёнка личностной позиции
наследника традиций и культуры, народу.
защитника Отечества и творца Патриотическое направление воспитания базируется на идее патриотизма как нравственного чувства,
(созидателя), ответственного за которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и её уклада, народных и
семейных традиций. Работа по патриотическому воспитанию предполагает: формирование
будущее своей страны
"патриотизма наследника", испытывающего чувство гордости за наследие своих предков (предполагает
приобщение детей к истории, культуре и традициям нашего народа: отношение к труду, семье, стране и
РОДИНА И ПРИРОДА.
вере); "патриотизма защитника", стремящегося сохранить это наследие (предполагает развитие у детей
готовности преодолевать трудности ради своей семьи, малой родины); "патриотизма созидателя и
творца", устремленного в будущее, уверенного в благополучии и процветании своей Родины
(предполагает конкретные каждодневные дела, направленные, например, на поддержание чистоты и
порядка, опрятности и аккуратности, а в дальнейшем - на развитие всего своего населенного пункта,
района, края, Отчизны в целом).
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ
формирование способности к
духовному развитию, нравственному самосовершенствованию,
индивидуально-ответственному
поведению. ЖИЗНЬ,
МИЛОСЕРДИЕ, ДОБРО
СОЦИАЛЬНОЕ
формирование
ценностного
отношения
детей к семье,
другому
человеку,
развитие
дружелюбия, умения находить
общий язык с другими людьми.

направлено на развитие ценностно-смысловой сферы дошкольников на основе творческого
взаимодействия в детско-взрослой общности, содержанием которого является освоение
социокультурного опыта в его культурно-историческом и личностном аспектах.

В дошкольном детстве ребёнок начинает осваивать все многообразие социальных отношений и
социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться правилам, нести ответственность за
свои поступки, действовать в интересах других людей. Формирование ценностно-смыслового
отношения ребёнка к социальному окружению невозможно без грамотно выстроенного воспитательного
процесса, в котором проявляется личная социальная инициатива ребёнка в детско-взрослых и детских
общностях.

СЕМЬЯ, ДРУЖБА, ЧЕЛОВЕК Важной составляющей социального воспитания является освоение ребёнком моральных ценностей,
формирование у него нравственных качеств и идеалов, способности жить в соответствии с моральными
И СОТРУДНИЧЕСТВО
принципами и нормами и воплощать их в своем поведении. Культура поведения в своей основе имеет
глубоко социальное нравственное чувство - уважение к человеку, к законам человеческого общества.
Конкретные представления о культуре поведения усваиваются ребёнком вместе с опытом поведения, с
накоплением нравственных представлений, формированием навыка культурного поведения.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ
формирование ценности
познания.
ПОЗНАНИЕ

ФИЗИЧЕСКОЕ И
ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ
формирование ценностного отношения детей к здоровому образу
жизни, овладение элементарными
гигиеническими навыками и
правилами безопасности.
ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ
ТРУДОВОЕ
формирование ценностного
отношения детей к труду,
трудолюбию и приобщение
ребёнка к труду. ТРУД

В ДОУ проблема воспитания у детей познавательной активности охватывает все стороны
воспитательного процесса и является непременным условием формирования умственных качеств
личности, самостоятельности и инициативности ребёнка. Познавательное и духовно-нравственное
воспитание должны осуществляться в содержательном единстве, так как знания наук и незнание добра
ограничивает и деформирует личностное развитие ребёнка.
Значимым является воспитание у ребёнка стремления к истине, становление целостной картины
мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру, людям,
природе, деятельности человека.
основано на идее охраны и укрепления здоровья детей, становления осознанного отношения к жизни
как основоположной ценности и здоровью как совокупности физического, духовного и социального
благополучия человека.

направлено на формирование и поддержку привычки к трудовому усилию, к доступному
напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи; стремление
приносить пользу людям. Повседневный труд постепенно приводит детей к осознанию нравственной
стороны труда. Самостоятельность в выполнении трудовых поручений способствует формированию
ответственности за свои действия.

направлено на воспитание любви к прекрасному в окружающей обстановке, в природе, в
искусстве, в отношениях, развитие у детей желания и умения творить. Эстетическое воспитание
способствовать становлению у
через обогащение чувственного опыта и развитие эмоциональной сферы личности влияет на становление
ребёнка ценностного отношения к
нравственной и духовной составляющих внутреннего мира ребёнка. Искусство делает ребёнка
красоте
отзывчивее, добрее, обогащает его духовный мир, способствует воспитанию воображения, чувств.
КУЛЬТУРА, КРАСОТА
Красивая и удобная обстановка, чистота помещения, опрятный вид детей и взрослых содействуют
воспитанию художественного вкуса.
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ

12.1.3. Целевые ориентиры воспитания.
Деятельность воспитателя нацелена на перспективу становления личности и развития ребёнка. Поэтому планируемые результаты
представлены в виде целевых ориентиров как обобщенные "портреты" ребёнка к концу раннего и дошкольного возрастов.
В соответствии с ФГОС ДО оценка результатов воспитательной работы не осуществляется, так как целевые ориентиры основной
образовательной программы дошкольного образования не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической
диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
Направление
воспитания
ПАТРИОТИЧЕС
КОЕ

Ценности
Целевые ориентиры воспитания детей
в основе
раннего возраста (к трем годам).
на этапе завершения освоения программы.
направле
ния
Родина,
Проявляющий привязанность к близким Любящий свою малую родину и имеющий представление о
своей стране - России, испытывающий чувство
природа. людям, бережное отношение к живому
привязанности к родному дому, семье, близким людям.

ДУХОВНОЖизнь,
НРАВСТВЕННОЕ милосерд
ие, добро

Способный понять и принять, что такое Различающий основные проявления добра и зла,
"хорошо"
и
"плохо".
Проявляющий принимающий и уважающий традиционные ценности,
ценности семьи и общества, правдивый, искренний,
сочувствие, доброту.
способный к сочувствию и заботе, к нравственному
поступку. Способный не оставаться равнодушным к
чужому горю, проявлять заботу; Самостоятельно
различающий основные отрицательные и положительные
человеческие качества, иногда прибегая к помощи
взрослого в ситуациях морального выбора.

СОЦИАЛЬНОЕ

Человек,
семья,
дружба,
сотрудничество

Испытывающий чувство удовольствия в
случае одобрения и чувство огорчения в
случае неодобрения со стороны взрослых.
Проявляющий интерес к другим детям и
способный бесконфликтно играть рядом с
ними. Проявляющий позицию "Я сам!".
Способный к самостоятельным (свободным)
активным действиям в общении.

Проявляющий ответственность за свои действия и
поведение; принимающий и уважающий различия между
людьми. Владеющий основами речевой культуры.
Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать и
слышать собеседника, способный взаимодействовать со
взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и
дел.

ПОЗНАВАТЕЛЬ-

Познание

Проявляющий интерес к окружающему Любознательный,
наблюдательный,
испытывающий
миру.
Любознательный,
активный
в потребность в самовыражении, в том числе творческом.

НОЕ

ФИЗИЧЕСКОЕ И
ОЗДОРОВИТЕЛЬ
НОЕ

ТРУДОВОЕ

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ

поведении и деятельности.

Здоровье, Понимающий ценность жизни и здоровья,
жизнь
владеющий
основными
способами
укрепления здоровья - физическая культура,
закаливание, утренняя гимнастика, личная
гигиена, безопасное поведение и другое;
стремящийся к сбережению и укреплению
собственного
здоровья
и
здоровья
окружающих. Проявляющий интерес к
физическим упражнениям и подвижным
играм, стремление к личной и командной
победе, нравственные и волевые качества.
Труд
Поддерживающий элементарный порядок в
окружающей обстановке. Стремящийся
помогать старшим в доступных трудовых
действиях.
Стремящийся
к
результативности,
самостоятельности,
ответственности в самообслуживании, в
быту, в игровой и других видах
деятельности
(конструирование,
лепка,
художественный труд, детский дизайн и др).
Культура, Проявляющий
эмоциональную
красота
отзывчивость на красоту в окружающем
мире и искусстве. Способный к творческой
деятельности (изобразительной, декоративно-оформительской,
музыкальной,
словесно-речевой, театрализованной…)

Проявляющий активность, самостоятельность, инициативу
в
познавательной,
игровой,
коммуникативной
и
продуктивных видах деятельности и в самообслуживании.
Обладающий первичной картиной мира на основе
традиционных ценностей.
Понимающий ценность жизни, владеющий основными
способами укрепления здоровья - занятия физической
культурой, закаливание, утренняя гимнастика, соблюдение
личной гигиены и безопасного поведения и другое;
стремящийся к сбережению и укреплению собственного
здоровья и здоровья окружающих. Проявляющий интерес к
физическим упражнениям и подвижным играм, стремление
к личной и командной победе, нравственные и волевые
качества. Демонстрирующий потребность в двигательной
деятельности. Имеющий представление о некоторых видах
спорта и активного отдыха.
Понимающий ценность труда в семье и в обществе на
основе уважения к людям труда, результатам их
деятельности. Проявляющий трудолюбие при выполнении
поручений и в самостоятельной деятельности.

Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту,
природе,
поступках,
искусстве.
Стремящийся
к
отображению прекрасного в продуктивных видах
деятельности.

12.2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ.
12.2.1. Уклад ГБДОУ № 87.
Особенности уклада:
 Уклад - установившийся порядок жизни ГБДОУ, необходимый фундамент, основа и
инструмент воспитания.
 Уклад – общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся
на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и ДОУ, задающий
культуру поведения сообществ, описывающий предметно-пространственную среду,
деятельности и социокультурный контекст.
 Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка жизни ДОУ.
 Уклад способствует формированию ценностей воспитания, которые разделяются всеми
участниками образовательных отношений (воспитанниками, родителями, педагогами и
другими сотрудниками ДОУ).
Основные характеристики уклада:
 цель и смысл деятельности ДОУ, его миссия;
 принципы жизни и воспитания в ДОУ;
 образ ДОУ, особенности, символика, внешний имидж;
 отношения к воспитанникам, их родителям (законным представителям), сотрудникам и
партнерам ДОУ;
 ключевые правила ДОУ;
 традиции и ритуалы, особые нормы этикета в ДОУ;
 особенности развивающей предметно-пространственной среды, отражающие образ и ценности
ДОУ;
 социокультурный контекст, внешняя социальная и культурная среда ДОУ (учитывает
этнокультурные, конфессиональные и региональные особенности).
12.2.2. Воспитывающая среда ГБДОУ № 87.
Особенности воспитывающей среды:
 Пространство, в рамках которого происходит процесс воспитания, называется
воспитывающей средой.
 Воспитывающая среда раскрывает ценности и смыслы, заложенные в укладе.
Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания,
духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Основные характеристики воспитывающей среды:
Основными характеристиками воспитывающей среды являются её содержательная насыщенность
и структурированность. Воспитывающая среда включает совокупность различных условий
взаимодействия детей и взрослых в процессе приобщения к традиционным ценностям российского
общества.
 условия для формирования эмоционально-ценностного отношения ребёнка к окружающему
миру, другим людям, себе;
 условия для обретения ребёнком первичного опыта деятельности и поступка в соответствии с
традиционными ценностями российского общества;
 условия для становления самостоятельности, инициативности и творческого взаимодействия в
разных детско-взрослых и детско-детских общностях, включая разновозрастное детское
сообщество.

Уклад и ребенок определяют особенности воспитывающей среды. Воспитывающая среда строится
по трем линиям:
 «от взрослого», который создает предметно-пространственную среду, способствующую
воспитанию необходимых качеств, насыщая ее ценностями и смыслами;
 «от совместной деятельности ребенка и взрослого», в ходе которой формируются
нравственные, гражданские, эстетические и иные качества ребенка в процессе специально
организованного педагогического взаимодействия ребенка и взрослого, обеспечивающего
достижение поставленных воспитательных целей; воспитывающая среда направлена на
взаимодействие ребенка и взрослого, раскрывающего смыслы и ценности воспитания;
 «от ребенка», который в этой среде самостоятельно действует, творит, получает опыт
деятельности, в особенности – игровой, опыт позитивных достижений, осваивая ценности и
смыслы, заложенные взрослым.
Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности дошкольника. Во всех
возрастных группах имеются центры петербурговедения (Мой дом, детский сад, мой город, моя
страна), природы и экологии и др.; представлена тема искусства, в том числе русской народной
культуры.
12.2.3. Общности ГБДОУ № 87.
Особенности общностей:
 Общность характеризуется системой связей и отношений между людьми, основанной на
разделяемых всеми её участниками ценностных основаниях, определяющих цели совместной
деятельности.
 В ДОУ выделяются следующие общности: педагог – дети; родители (законные представители)
- ребёнок (дети); педагог - родители (законные представители).
Основные характеристики общностей:
 ценности и цели: профессионального сообщества, профессионально-родительского
сообщества и детско-взрослой общности;
 особенности организации всех общностей и их роль в процессе воспитания детей.
 особенности обеспечения возможности разновозрастного взаимодействия детей.
Профессиональная общность:
разделяют ценности, которые заложены в основу Программы воспитания. Основа эффективности
профессиональной общности - рефлексия собственной профессиональной деятельности.
Воспитатель, а также другие сотрудники должны:
 быть примером в формировании ценностных ориентиров, примером норм общения и
поведения;
 мотивировать детей к общению друг с другом, поощрять даже самые незначительные
стремления к общению и взаимодействию;
 поощрять детскую дружбу, стараться, чтобы дружба между отдельными детьми внутри группы
сверстников принимала общественную направленность;
 заботиться о том, чтобы дети непрерывно приобретали опыт общения на основе чувства
доброжелательности;
 содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить проявлять чуткость к
сверстникам, побуждать детей сопереживать, беспокоиться, проявлять внимание к

заболевшему товарищу;
 воспитывать в детях такие качества личности, которые помогают влиться в общество
сверстников (организованность, общительность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность
и пр.);
 учить детей совместной деятельности, насыщать их жизнь событиями, которые сплачивали бы
и объединяли ребят;
 воспитывать в детях чувство ответственности перед группой за свое поведение.
Профессионально-родительская общность
включает сотрудников ДОУ и всех взрослых членов семей воспитанников: всех их связывают
общие ценности, цели развития и воспитания детей и уважение друг к другу. Основная задача –
объединение усилий по воспитанию ребенка в семье и в ДОУ. Зачастую поведение ребенка сильно
различается дома и в ДОУ. Без совместного обсуждения воспитывающими взрослыми
особенностей ребенка невозможно выявление и в дальнейшем создание условий, которые
необходимы для его оптимального и полноценного развития и воспитания.
Детско-взрослая общность:
 для нее характерно содействие друг другу, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и
взаимное уважение, отношение к ребенку как к полноправному человеку, наличие общих
симпатий, ценностей и смыслов у всех участников общности.
 Детско-взрослая общность - источник и механизм воспитания ребенка. Находясь в общности,
ребенок сначала приобщается к тем правилам и нормам, которые вносят взрослые в общность,
а затем эти нормы усваиваются ребенком и становятся его собственными.
 Общность строится и задается системой связей и отношений ее участников. В каждом возрасте
и каждом случае она будет обладать своей спецификой в зависимости от решаемых
воспитательных задач.
Детская общность.
 Общество сверстников – необходимое условие полноценного развития личности ребенка.
Здесь он непрерывно приобретает способы общественного поведения, под руководством
воспитателя учится умению дружно жить, сообща играть, трудиться, заниматься, достигать
поставленной цели.
 Чувство приверженности к группе сверстников рождается тогда, когда ребенок впервые
начинает понимать, что рядом с ним такие же, как он сам, что свои желания необходимо
соотносить с желаниями других.
 Воспитатель должен воспитывать у детей навыки и привычки поведения, качества,
определяющие характер взаимоотношений ребенка с другими людьми и его успешность в том
или ином сообществе. Поэтому так важно придать детским взаимоотношениям дух
доброжелательности, развивать у детей стремление и умение помогать как старшим, так и друг
другу, оказывать сопротивление плохим поступкам, общими усилиями достигать
поставленной цели.
 В детском саду ребенку надо предоставлять возможность взаимодействия как со старшими,
так и с младшими детьми. Включенность ребенка в отношения со старшими, помимо
подражания и приобретения нового, рождает опыт послушания, следования общим для всех
правилам, нормам поведения и традициям. Отношения с младшими – это возможность для
ребенка стать авторитетом и образцом для подражания, а также пространство для воспитания
заботы и ответственности.

Культура поведения воспитателя в общностях как значимая составляющая уклада.
Культура поведения взрослых в детском саду направлена на создание воспитывающей среды
как условия решения возрастных задач воспитания. Общая психологическая атмосфера,
эмоциональный настрой группы, спокойная обстановка, отсутствие спешки, разумная
сбалансированность планов – это необходимые условия нормальной жизни и развития детей.
Воспитатель должен соблюдать кодекс нормы профессиональной этики и поведения:
 педагог всегда выходит навстречу родителям и приветствует родителей и детей первым;
 улыбка – всегда обязательная часть приветствия;
 педагог описывает события и ситуации, но не даёт им оценки;
 педагог не обвиняет родителей и не возлагает на них ответственность за поведение детей в
детском саду;
 тон общения ровный и дружелюбный, исключается повышение голоса;
 уважительное отношение к личности воспитанника;
 умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему;
 умение видеть и слышать воспитанника, сопереживать ему;
 уравновешенность и самообладание, выдержка в отношениях с детьми;
 умение быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то же время не
торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
 умение сочетать мягкий эмоциональный и деловой тон в отношениях с детьми;
 умение сочетать требовательность с чутким отношением к воспитанникам;
 знание возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
 соответствие внешнего вида статусу воспитателя детского сада.
12.2.4. Задачи воспитания в образовательных областях.
Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного возраста
всех образовательных областей, обозначенных в ФГОС ДО Соотнесение направлений воспитания и образовательных областей:
Направления
воспитания
патриотическое
духовно-нравственное
социальное
познавательное
физическое и
оздоровительное
трудовое
эстетическое

Образовательные области
Социальнокоммуникатив
ное развитие

Познавательно
е развитие







Речевое
развитие

Художественн
о-эстетическое
развитие

Физическое
развитие










Решение задач воспитания в рамках образовательных областей:
Образовательная область «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
Приобщение
к ценностям

Решаемые задачи направлений воспитания
патриотическое, духовно-нравственное, социальное, трудовое

 воспитание любви к своей семье, своему населенному пункту, родному
краю, своей стране;
Природа.
 воспитание уважительного отношения к ровесникам, родителям (законным
Жизнь.
представителям), соседям, другим людям вне зависимости от их этнической
принадлежности;
Милосердие.
 воспитание ценностного отношения к культурному наследию своего
Добро
народа, к нравственным и культурным традициям России;
Человек.
 содействие становлению целостной картины мира, основанной на
Семья.
представлениях о добре и зле, прекрасном и безобразном, правдивом и
ложном;
Дружба.
 воспитание социальных чувств и навыков: способности к сопереживанию,
Сотрудниобщительности, дружелюбия, сотрудничества, умения соблюдать правила,
чество
активной личностной позиции.

создание условий для возникновения у ребёнка нравственного, социально
Труд
значимого поступка, приобретения ребёнком опыта милосердия и заботы;
 поддержка трудового усилия, привычки к доступному дошкольнику
напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения
трудовой задачи;
 формирование способности бережно и уважительно относиться к
результатам своего труда и труда других людей.
Образовательная область «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Родина.

Приобщение
к ценностям
Родина
Природа.
Познание




Человек



Семья




Решаемые задачи направлений воспитания
патриотическое, познавательное
воспитание отношения к знанию как ценности, понимание значения
образования для человека, общества, страны;
приобщение к отечественным традициям и праздникам, к истории и
достижениям родной страны, к культурному наследию народов России;
воспитание уважения к людям - представителям разных народов России
независимо от их этнической принадлежности;
воспитание уважительного отношения к государственным символам страны
(флагу, гербу, гимну);
воспитание бережного и ответственного отношения к природе родного
края, родной страны, приобретение первого опыта действий по сохранению
природы.
Образовательная область «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Приобщение
к ценностям
Культура

Решаемые задачи направлений воспитания
социальное, эстетическое
 владение формами речевого этикета, отражающими принятые в обществе
правила и нормы культурного поведения;

 воспитание отношения к родному языку как ценности, умения чувствовать
красоту языка, стремления говорить красиво (на правильном, богатом,
образном языке).
Образовательная область «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Красота

Приобщение
к ценностям
Красота



Культура
Человек
Природа






Решаемые задачи направлений воспитания
эстетическое
воспитание эстетических чувств (удивления, радости, восхищения, любви)
к различным объектам и явлениям окружающего мира (природного,
бытового, социокультурного), к произведениям разных видов, жанров и
стилей искусства (в соответствии с возрастными особенностями);
приобщение к традициям и великому культурному наследию российского
народа, шедеврам мировой художественной культуры с целью раскрытия
ценностей "Красота", "Природа", "Культура";
становление эстетического, эмоционально-ценностного отношения к
окружающему миру для гармонизации внешнего мира и внутреннего мира
ребёнка;
формирование целостной картины мира на основе интеграции
интеллектуального и эмоционально-образного способов его освоения
детьми;
создание условий для выявления, развития и реализации творческого
потенциала каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, поддержка
его готовности к творческой самореализации и сотворчеству с другими
людьми (детьми и взрослыми).

Образовательная область «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Приобщение
к ценностям
Жизнь
Здоровье

Решаемые задачи направлений воспитания
физическое и оздоровительное
 формирование у ребёнка возрастосообразных представлений о жизни,
здоровье и физической культуре;
 становление эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу
жизни, интереса к физическим упражнениям, подвижным играм,
закаливанию организма, к овладению гигиеническим нормам и правилами;
 воспитание активности, самостоятельности, уверенности, нравственных и
волевых качеств.

1.2.5. Формы совместной деятельности в ГБДОУ.
Работа с родителями (законными представителями).
Работа с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста должна
строиться на принципах ценностного единства и сотрудничества всех субъектов
социокультурного окружения ДОУ.
Виды и формы деятельности по организации сотрудничества педагогов и родителей (законных
представителей), используемые в ДОУ в процессе воспитательной работы:

родительское собрание; педагогические лектории; мастер-классы;
(возможные формы: круглые столы; родительские клубы; иные формы).
События ГБДОУ.
Событие предполагает взаимодействие ребёнка и взрослого, в котором активность взрослого
приводит к приобретению ребёнком собственного опыта переживания той или иной ценности.
Событие – это форма совместной деятельности ребенка и взрослого. Для того чтобы стать
значимой, каждая ценность воспитания должна быть понята, раскрыта и принята ребенком
совместно с другими людьми в значимой для него общности. Этот процесс происходит
стихийно, но для того, чтобы вести воспитательную работу, он должен быть направлен
взрослым.
Воспитательное событие – это спроектированная взрослым образовательная ситуация.
В каждом воспитательном событии педагог продумывает смысл реальных и возможных
действий детей и смысл своих действий в контексте задач воспитания. Событийным может быть
не только организованное мероприятие, но и спонтанно возникшая ситуация, и любой
режимный момент, традиции утренней встречи детей, индивидуальная беседа, общие дела,
совместно реализуемые проекты и прочее.
Проектирование событий позволяет построить целостный годовой цикл воспитательной работы
на основе традиционных ценностей российского общества. Это поможет каждому педагогу
спроектировать работу с группой в целом, с подгруппами детей, с каждым ребёнком.
Планируемые и подготовленные педагогом воспитательные события проектируются в
соответствии с календарным планом воспитательной работы ДОУ, группы, ситуацией развития
конкретного ребенка.
События проектируются в следующих формах:








проекты воспитательной направленности;
праздники;
общие дела;
ритмы жизни (утренний и вечерний круг, прогулка);
режимные моменты (прием пищи, подготовка ко сну и прочее);
свободная игра;
свободная деятельность детей.

События проектируются по следующим линиям:
 разработка и реализация значимых событий в ведущих видах деятельности
(детско-взрослый спектакль, построение эксперимента, совместное конструирование,
спортивные игры и др.);
 проектирование встреч, общения детей со старшими, младшими, ровесниками,
с взрослыми, с носителями воспитательно значимых культурных практик (искусство,
литература, прикладное творчество и т. д.), профессий, культурных традиций народов
России;
 создание творческих детско-взрослых проектов (празднование Дня Победы
с изготовлением поздравлений петербуржцам, «дворовые игры на участке» - совместные
хороводные и др. игры детей разного возраста или «театр в детском саду» – показ спектакля
для детей из соседней группы и т. д.).

Совместная деятельность в образовательных ситуациях.
Совместная деятельность в образовательных ситуациях является ведущей формой организации
совместной деятельности взрослого и ребёнка по освоению образовательной программы
дошкольного образования, в рамках которой возможно решение конкретных задач воспитания.
Воспитание в образовательной деятельности осуществляется в течение всего времени
пребывания ребёнка в ДОУ.
К основным видам организации совместной деятельности в образовательных ситуациях в ДОУ
относятся:
 ситуативная беседа, рассказ, советы, вопросы;
 социальное моделирование, воспитывающая (проблемная) ситуация, составление рассказов
из личного опыта;
 чтение художественной литературы с последующим обсуждением и выводами, сочинение
рассказов, историй, сказок, заучивание и чтение стихов наизусть;
 разучивание и исполнение песен, театрализация, драматизация, этюды-инсценировки;
 рассматривание и обсуждение картин и книжных иллюстраций, просмотр видеороликов,
презентаций, мультфильмов;
 организация выставок (книг, репродукций картин, тематических или авторских, детских
поделок и тому подобное),
 экскурсии (в музей, в общеобразовательную организацию и тому подобное), посещение
спектаклей, выставок;
 игровые методы (игровая роль, игровая ситуация, игровое действие и другие);
 демонстрация собственной нравственной позиции педагогом, личный пример педагога,
приучение к вежливому общению, поощрение (одобрение, тактильный контакт, похвала,
поощряющий взгляд).
Организация предметно-пространственной среды.
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды предусматривает
совместную деятельность педагогов, обучающихся, других участников образовательных
отношений по её созданию, поддержанию, использованию в воспитательном процессе:
 знаки и символы государства, региона, населенного пункта и ДОУ;
 компоненты среды, отражающие региональные, этнографические и другие особенности
социокультурных условий, в которых находится ДОУ;
 компоненты среды, отражающие экологичность, природосообразность и безопасность;
 компоненты среды, обеспечивающие детям возможность общения, игры и совместной
деятельности;
 компоненты среды, отражающие ценность семьи, людей разных поколений, радость
общения с семьей;
 компоненты среды, обеспечивающие ребёнку возможность познавательного развития,
экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывающие красоту знаний,
необходимость научного познания, формирующие научную картину мира;
 компоненты среды, обеспечивающие ребёнку возможность посильного труда, а также
отражающие ценности труда в жизни человека и государства;
 компоненты среды, обеспечивающие ребёнку возможности для укрепления здоровья,
раскрывающие смысл здорового образа жизни, физической культуры и спорта;
 компоненты среды, предоставляющие ребёнку возможность погружения в культуру России,

знакомства с особенностями традиций многонационального российского народа.
Вся среда ДОУ должна быть гармоничной и эстетически привлекательной.
При выборе материалов и игрушек для ППС необходимо ориентироваться на продукцию
отечественных и территориальных производителей. Игрушки, материалы и оборудование
должны соответствовать возрастным задачам воспитания детей дошкольного возраста и иметь
документы, подтверждающие соответствие требованиям безопасности.
Социальное партнерство.
Реализация воспитательного потенциала социального партнерства предусматривает:
 участие представителей организаций-партнеров в проведении отдельных мероприятий (дни
открытых дверей, государственные и региональные, праздники, торжественные
мероприятия и тому подобное);
 участие представителей организаций-партнеров в проведении занятий в рамках
дополнительного образования;
 проведение на базе организаций-партнеров различных мероприятий, событий и акций
воспитательной направленности;
 реализация различных проектов воспитательной направленности, совместно
разрабатываемых детьми, родителями (законными представителями) и педагогами с
организациями-партнерами.

12.3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ.
12.3.1. Кадровое обеспечение.
ДОУ укомплектовано квалифицированными кадрами: руководящими (заведующий ГБДОУ,
заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе, заведующий хозяйством);
педагогическими ( воспитатели, старший воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по
физической культуре, учитель-логопед); вспомогательными работниками (помощники
воспитателей); хозяйственными работниками, в том числе персоналом пищеблока.
Реализация Программы осуществляется педагогическими работниками при участии всех
сотрудников ДОУ и родителей воспитанников.
В целях привлечения специалистов других организаций (образовательных, социальных)
заключены договора c социальными партнерами.
12.3.2. Нормативно-методическое обеспечение.
Нормативно обеспечение (локальные акты ГБДОУ № 87 ):
Документы

Деятельность участников образовательных
отношпений

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО НАПОЛНЕНИЯ (УКЛАДА)
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГБДОУ № 87

Устав ГБДОУ, правила трудового распорядка,
правила внутреннего распорядка

Администрация ГБДОУ отвечает за разработку
нормативно-правовых актов.

обучающихся, локальные акты по основным
вопросам организации и осуществления
образовательной деятельности.

Сотрудники учреждения, через работу Общего
собрания
образовательного
учреждения,
Педагогического
Совета
участвуют
в
обсуждении и принятии.
Родители
(законные
представители)
высказывают своё мотивированное мнение
через работу в Совете родителей.
ОТРАЖЕНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО НАПОЛНЕНИЯ (УКЛАДА)
В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГБДОУ № 87
Педагогический коллектив разрабатывает и
проектирует
образовательную
программу
дошкольного
образования
и
(или)
Образовательная программа дошкольного
адаптированную образовательную программу
образования, рабочая программа воспитания:
дошкольного образования, рабочую программу
 специфику организации видов
воспитания.
деятельности;
Родители
(законные
представители)
 обустройство развивающей предметнопринимают участие в проектировании части,
пространственной среды;
формируемой участниками образовательных
 организация режима дня;
отношений
образовательной
программы
 традиции;
дошкольного
образования
и
(или)
 праздники и мероприятия.
адаптированной образовательной программы
дошкольного образования, рабочей программы
воспитания.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИНЯТИЯ ВСЕМИ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОТНОШЕНИЙ УКЛАДА ГБДОУ.
Квалификационные требования к должностям Педагогические
кадры
обеспечивают
в соответствии с штатным расписанием.
своевременное повышение квалификации или
переподготовки
по
необходимости;
прохождение аттестации в соответствии со
сроками.
Договор об образовании с родителями При
поступлении
в
образовательное
(законными представителями).
учреждение между родителями (законными
представителями) и ГБДОУ заключается
договор.
Договоры о сотрудничестве с организациями- Проектирование совместных проектов с
партнёрами.
организациями-партнёрами.
Локальные акты, определяющие уклад – ценностно-смысловое наполнение
жизнедеятельности ГБДОУ № 87:
Устав ГБДОУ детского сада № 87 Фрунзенского района Санкт-Петербурга, утвержденного
распоряжением Комитета по образованию от 10.08.2015 № 3872-р (внесен в ЕГРЮЛ 10.09.2015).
Правила внутреннего распорядка воспитанников ГБДОУ детского сада № 87 Фрунзенского района
Санкт-Петербурга, утвержденные приказом от 12.01.2021 № 1-ОД.
Правила внутреннего трудового распорядка ГБДОУ детского сада № 87 Фрунзенского района
Санкт-Петербурга, утвержденные приказом от 28.02.2022 № 11-ОД.

Кодекс этики и служебного поведения работников ГБДОУ детского сада № 87 Фрунзенского
района Санкт-Петербурга, утвержденный приказом от 10.11.2021 № 54-ОД.
Приказ «Об ответственности сотрудников за охрану жизни и здоровья воспитанников в … учебном
году», издаваемый ежегодно.
Договора с организациями-партнерами:
Заключен договор–соглашение о совместной деятельности (сотрудничестве) с Государственным
бюджетным учреждением дополнительного образования Центр психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи Фрунзенского района Санкт-Петербурга. Педагоги-психологи
ЦППМСП проводят обследование детей, посещающих подготовительные к школе группы, с
целью определения уровня интеллектуальной, субъективной (предпосылки учебных умений) и
личностной (зрелость системы отношений) готовности к обучению в школе; а также
консультирование педагогов и родителей, лекция для родителей, семинары-практикумы для
педагогов по вопросам воспитания дошкольников.
Заключен договор о сотрудничестве и сетевом взаимодействии в направлении профилактики
детского дорожно-транспортного травматизма с Районным центром по профилактике детского
дорожно-транспортного травматизма (структурное подразделение Государственное бюджетное
учреждение дополнительного образования Центр детского (юношеского) технического творчества
Фрунзенского района Санкт-Петербурга «Мотор»). Воспитанники ДОУ участвуют в
мероприятиях, организуемых ЦДЮТТ. Также через ЦДЮТТ периодически поступает информация
для родителей по профилактике дорожно-транспортного травматизма, в том числе
видеообращения Отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения
УМВД России по Фрунзенскому району г. Санкт-Петербурга к родителям несовершеннолетних.
Информматериалы для родителей размещаются на официальном сайте ГБДОУ, передаются в
родительские группы в мессенджерах.
Заключен договор о сотрудничестве в области гражданского и патриотического воспитания с
Государственным бюджетным учреждением дополнительного образования Дворец детского
(юношеского) творчества Фрунзенского района Санкт-Петербурга. Воспитанники ГБДОУ
принимают участие в социальных акциях, организуемых на базе ДДЮТ: Открытка петербуржцам к
Дню снятия блокады Ленинграда. Солдатский треугольник. Подарок солдату. И др.
А также участвуют в конкурсах: Азбука безопасности. Россия: прошлое, настоящее и будущее.
Заключен договор о сетевом взаимодействии и сотрудничестве с дошкольными учреждениями
района в рамках малого районного методобъединения № 4: ГБДОУ №№ 60, 62, 66, 74, 75, 77,
80, 91, 111, 117 и ОДО школы № 296 в целях обмена опытом через открытые мероприятия.
Для педагогов ММО № 4 проводятся открытые занятия и семинары.

Методическое обеспечение реализации Рабочей программы воспитания:
Направление воспитания
Ценности в его основе
Все направления
воспитания

Патриотическое
РОДИНА, ПРИРОДА.

Духовно-нравственное
ЖИЗНЬ, МИЛОСЕРДИЕ,
ДОБРО
Социальное
ЧЕЛОВЕК, СЕМЬЯ,
ДРУЖБА,
СОТРУДНИЧЕСТВО

Литература
Воспитателю о воспитании детей 5–7 лет в детском саду и семье:
Практическое руководство по реализации Программы воспитания
/Авторский коллектив И. А. Лыкова, А. Б. Теплова, Н. М. Родина, А. А.
Буянов, А. В.Бояринцева, О. С. Ушакова. — [Электронный ресурс]. М.:
ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской
академии образования», 2022 – 2023. URL:
https://институтвоспитания.рф/programmy-vospitaniya/programmyvospitaniya-doo/prakticheskoe-rukovodstvo-vospitatelyu-o-vospitanii/
 Солнцева О.В., Коренева-Леонтьева Е.В. Город-сказка, город-быль.
Знакомим дошкольников с Санкт-Петербургом.— СПб: Речь, 2013.
 Алифанова Г.Т. Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет. – СПб:
Паритет. 2005.
 Ривина Е.К. Российская символика.– М: Аркти. 2004.
 О.Л.Князева, М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской
народной культуры. - СПб: Детство-пресс, 2004.
 О.А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию! .– СПб: Детствопресс, 2006.







Познавательное
ПОЗНАНИЕ




Физическое и
оздоровительное
ЗДОРОВЬЕ, ЖИЗНЬ







Медиапроект
«Поликультурный
Санкт-Петербург»:
https://ethnospb.ru/p4/index.htm
– онлайн-версия пособия
«Этнокалендарь Санкт-Петербурга 20..».
Т.И.Бабаева, Т.А.Березина, Л.С.Римашевская. Социализация. – СПб:
Детство-пресс, 2013.
О.В.Акулова, О.В.Солнцева. Социализация. Игра. – СПб: Детствопресс, 2013.
Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова.
Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со
взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет). – СПб: Детствопресс, 2001.
Развитие речи детей 3-4 (4-5 лет, 5-6 лет, 6-7) лет /Авторы-составители
О.С.Ушакова, Е.М. Струнина. – М: Вентана-Граф, 2008.
Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения,
конспекты занятий/ Под ред. О.С.Ушаковой.– М: ТЦ Сфера, 2009.
З.А.Михайлова, М.Н.Полякова, Т.А.Ивченко и др. Познание.– СПб:
Детство-пресс – М: ТЦ Сфера, 2013.
О.В. Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина. Неизведанное рядом:
Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М: ТЦ
Сфера, 2005.
Т.С.Грядкина. Физическая культура. – СПб: Детство-пресс, 2013.
В.А.Деркунская. Здоровье – СПб: Детство-пресс – М: ТЦ Сфера, 2012.
В.А.Деркунская, Т.Г.Гусарова, В.А.Новицкая и др. Безопасность. –
СПб: Детство-пресс – М: ТЦ Сфера, 2012.
Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. Безопасность. – СПб:
Детство-пресс, 2002.
К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др. Как обеспечить
безопасность дошкольников. – М: Просвещение, 2001.

Трудовое
ТРУД




Эстетическое
КУЛЬТУРА, КРАСОТА





М.В.Крулехт, А.А.Крулехт. Труд. – СПб: Детство-пресс, 2012.
А.А.Смоленцева. Введение в мир экономики или Как мы играем в
экономику. – СПб: Детство-пресс, 2001.
О.В.Акулова, Л.М.Гурович. Чтение художественной литературы. - СПб:
Детство-пресс, 2012.
А.М.Вербенец. Художественное творчество.– СПб: Детство-пресс – М:
ТЦ Сфера, 2012.
И.М.Каплунова., И.А.Новоскольцева. Ладушки: Праздник каждый день.
Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста.–
СПб: Композитор, 2000.

12.3.3. Требования к условиям работы с особыми категориями детей.
По своим основным задачам воспитательная работа в ДОУ не зависит от наличия (отсутствия) у
ребёнка особых образовательных потребностей. В основе процесса воспитания детей в ДОУ лежат
традиционные ценности российского общества.
Необходимо создавать особые условия воспитания для отдельных категорий обучающихся,
имеющих особые образовательные потребности: дети с инвалидностью, дети с ограниченными
возможностями здоровья, дети из социально уязвимых групп (воспитанники детских домов, дети
из семей мигрантов, и так далее), одаренные дети и другие категории.
Инклюзия подразумевает готовность образовательной системы принять любого ребёнка
независимо от его особенностей (психофизиологических, социальных, психологических,
этнокультурных, национальных, религиозных и других) и обеспечить ему оптимальную
социальную ситуацию развития.
Условия, обеспечивающие достижение целевых ориентиров в работе с особыми категориями
детей:
1) направленное на формирование личности взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее
создание таких ситуаций, в которых каждому ребёнку с особыми образовательными
потребностями предоставляется возможность выбора деятельности, партнера и средств;
учитываются особенности деятельности, средств её реализации, ограниченный объем личного
опыта детей особых категорий;
2) формирование игры как важнейшего фактора воспитания и развития ребёнка с особыми
образовательными потребностями, с учётом необходимости развития личности ребёнка, создание
условий для самоопределения и социализации детей на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения;
3) создание воспитывающей среды, способствующей личностному развитию особой категории
дошкольников, их позитивной социализации, сохранению их индивидуальности, охране и
укреплению их здоровья и эмоционального благополучия;
4) доступность воспитательных мероприятий, совместных и самостоятельных, подвижных и
статичных форм активности с учётом особенностей развития и образовательных потребностей
ребёнка; речь идет не только о физической доступности, но и об интеллектуальной, когда
созданные условия воспитания и применяемые правила должны быть понятны ребёнку с особыми
образовательными потребностями;
5) участие семьи как необходимое условие для полноценного воспитания ребёнка дошкольного
возраста с особыми образовательными потребностями.

20. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.
ФОП ДО п.36.








План является единым для дошкольного образовательного учреждения.
Дошкольное образовательное учреждение вправе наряду с Планом проводить иные мероприятия согласно Программе воспитания
по ключевым направлениям воспитания и дополнительного образования детей.
Форму календарного плана воспитательной работы образовательное учреждение определяет самостоятельно, указывая месяц
проведения мероприятия, его тематику, группы, которые участвуют в мероприятии.
План воспитательной работы выстроен на основе базовых ценностей. Каждый педагог разрабатывает конкретные формы
реализации воспитательного мероприятия, определяя цель и алгоритм действия взрослых, а также задачи и виды деятельности
детей в каждой из форм работы на основе наблюдения за поведением детей ( понимание ребенком смысла конкретной ценности
и ее проявление в его поведении).
При проектировании календарного плана на учебный год он актуализируется с учётом ежегодных рекомендаций Министерства
просвещения и Комитета по образованию Санкт-Петербурга.

Календарный план воспитательной работы - перечень дат:
Месяц

Даты, рекомендованные ФОП ДО для обязательной части Программы ДОУ: Примерный
перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат в календарном
плане воспитательной работы в ДОО.
Даты, включенные в план
воспитательной работы

Январь

27 января: День снятия блокады
Ленинграда.

Февраль

23 февраля: День защитника Отечества.

Включение ситуативное
на усмотрение воспитателей
27 января: День освобождения Красной армией
крупнейшего "лагеря смерти" Аушвиц-Биркенау
(Освенцима) - День памяти жертв Холокоста
(рекомендуется включать в план воспитательной
работы с дошкольниками регионально и/или
ситуативно).
2 февраля: День разгрома советскими войсками
немецко-фашистских войск в Сталинградской битве
(рекомендуется включать в план воспитательной
работы с дошкольниками регионально и/или
ситуативно);
8 февраля: День российской науки;

Даты, включенные ДОУ в
план в части,
формируемой участниками
образовательных
отношений

7 января: Рождество
Христово.

Февраль-март: Масленица.

15 февраля: День памяти о россиянах, исполнявших
служебный долг за пределами Отечества;
21 февраля: Международный день родного языка;
Март

8 марта: Международный женский
день.
27 марта: Всемирный день театра. (В
дни весенних школьных каникул
Книжкина неделя; 2 апреля –
Международный день детской книги).

Апрель

12 апреля: День космонавтики.

Май

1 мая: Праздник Весны и Труда.
9 мая: День Победы.

18 марта: День воссоединения Крыма с Россией
(рекомендуется включать в план воспитательной
работы с дошкольниками регионально и/или
ситуативно);

9 апреля 1936 г. – день
рождения Фрунзенского
района СПб.
19 мая: День детских общественных организаций
России;
24 мая: День славянской письменности и культуры.
6 июня: День русского языка;
12 июня: День России;
22 июня: День памяти и скорби.

Июнь

1 июня: День защиты детей.

Июль

8 июля: День семьи, любви и верности.

Август

22 августа: День Государственного
флага Российской Федерации.

12 августа: День физкультурника;
27 августа: День российского кино.

1 сентября: День знаний.

3 сентября: День окончания Второй мировой войны,
День солидарности в борьбе с терроризмом;
8 сентября: Международный день распространения
грамотности;
4 октября: День защиты животных;
5 октября: День учителя;
Третье воскресенье октября: День отца в России.
4 ноября: День народного единства;
8 ноября: День памяти погибших при исполнении
служебных обязанностей сотрудников органов
внутренних дел России;

Сентябрь

27 сентября: День воспитателя и всех
дошкольных работников.
Октябрь

1 октября: Международный день
пожилых людей.

Ноябрь

Последнее воскресенье ноября: День
матери в России.
30 ноября: День Государственного
герба Российской Федерации.

27 мая: День рождения
Санкт-Петербурга.

Декабрь

31 декабря: Новый год.

3 декабря: День неизвестного солдата;
Международный день инвалидов (рекомендуется
включать в план воспитательной работы с
дошкольниками регионально и/или ситуативно);
5 декабря: День добровольца (волонтера) в России;
8 декабря: Международный день художника;
9 декабря: День Героев Отечества;
12 декабря: День Конституции Российской
Федерации;

Календарный план воспитательной работы - перечень мероприятий:
Мероприятия
Возраст детей
Проектная деятельность «Улицы, на которых мы
живем» Знакомство с объектами микрорайона,
транспортом. Акция «Внимание, дети».
Тематическая неделя «Я и мои друзья»:
3/4 года: Я в детском саду. Наша группа.
4/6 лет: Мы снова вместе.
6/7лет: Скоро в школу. День знаний (1 сентября) как отмечают этот праздник в других странах.

3-7

Время
проведения
сентябрь-ноябрь

3-7

Досуг «День воспитателя и всех дошкольных
работников». (27 сентября)
Осенний праздник
Тематическая неделя «Страна, в которой я живу»:
4/5 лет: Что мы знаем о России?
5/6 лет: Мы разные, мы вместе.
6/7 лет: Дружат люди всей Земли.
Мини-проект «Старикам везде у нас почет. День
пожилого человека» (1 октября – Международный
день пожилых людей)

Ценности

Ответственный

Патриотическое
Оздоровительное

воспитатели

сентябрь

Социальное

воспитатели

4-7

сентябрь

Социальное
Трудовое

воспитатели

1,5-7

октябрь

Патриотическое

4-7

октябрь

Патриотическое
Духовно-нравственное
Социальное

воспитатели

5-7

октябрь

Социальное
Духовно-нравственное

воспитатели

муз.рук
воспитатели

Тематическая неделя «Осенние настроения»:
3/4 года: Яркие осенние листья. Вкусные дары осени.
4/5 лет: Падают листья. Что нам осень подарила –
попробуем осень на вкус.
5/6 лет: Как мы следы осени искали. Дары осени:
«Откуда хлеб пришел», «Хлеб всему голова», «Что
нам осень принесла». Праздник урожая. Традиции
сбора урожая других народов.
6/7 лет: Осенние настроения. Осенние угощения.
Уборка урожая: «Что летом родится - зимой
пригодится», «Хлеб – всему голова».

3-7

Творческая выставка Красота природы: осень. Осень
золотая.
Проектная деятельность «Улицы, на которых мы
живем» Знакомство с объектами микрорайона,
транспортом.
Акция «Внимание, дети».
«Мой дом»: дома микрорайона, транспорт (1,5 -3г).

2-7

Творческая выставка Ярмарка: по мотивам народных
промыслов и истории игрушки.

3-7

Однодневный мини-проект «День матери»:
поздравление для мамы (Последнее воскресенье
ноября: День матери в России)
Проектная деятельность «Мир игры»:
3/5 лет: Народные игрушки.
5/6 лет: История игрушки.
6/7 лет: Игрушки детей разных стран.
Досуг-викторина Государственные символы России»
(30 ноября: День Государственного герба
Российской Федерации.)
(22 ноября - Открытие «Дороги жизни» в 1941г.)

1,5-7

октябрь

октябрь
сентябрь-ноябрь

Патриотическое
Трудовое

воспитатели

Патриотическое
Этико-эстетическое
Патриотическое
Оздоровительное

воспитатели

Патриотическое
Этико-эстетическое
Духовно-нравственное
Социальное
Духовно-нравственное

воспитатели

воспитатели

октябрь - ноябрь
ноябрь

4-7

ноябрь

3-7

ноябрь

Патриотическое
Этико-эстетическое
Духовно-нравственное

воспитатели,
музрук, ИФК

5-7

ноябрь

Патриотическое
Духовно-нравственное
Познавательное

воспитатели

воспитатели

Проектная деятельность «Эколята-дошколята»
Новогодний праздник (все виды детской
деятельности вокруг темы Нового года и новогоднего
праздника). (31 декабря: Новый год.)
Тематическая неделя «Начало зимы»:
3/4 года: Зимушка в гости к нам пришла.
4/5 лет: Как помочь птицам.
5/6 лет: Жалобная книга природы.
6/7 лет: Как укрепить организм зимой? «Зима не
лето,- в шубу одето».
Творческая выставка Новый год. Рождество. Зимняя
сказка. (7 января – Рождество)
Досуг «Колядки на Святки. Рождественское чудо».

5-7

ноябрь - декабрь

1,5-7

3-7

2-7

5-7

Патриотическое
Познавательное

воспитатели,

декабрь

Социальное
Этико-эстетическое

музыкальный
руководитель,
воспитатели,

декабрь

Познавательное

воспитатели

декабрь

Социальное
Духовно-нравственное
Этико-эстетическое

воспитатели

январь

Социальное
Духовно-нравственное

музыкальный
руководитель,
воспитатели

Этико-эстетическое
Проектная деятельность «Рождество в Петербурге»
5/6 лет: Волшебные сказки Рождества. Рождество
Христово. Рождественские праздники в России и в
других странах.
6/7 лет: Пришла Коляда накануне Рождества». «Как
встречают Рождество Христово?»
Изовыставка Открытка петербуржцам: Снятие
блокады Ленинграда. (27 января: День снятия
блокады Ленинграда. День Ленинградской
победы)
Акция «Открытка петербуржцам» - районный проект
«Звезда Победы». Уважение к памяти защитников
Отечества.

4-7

5-7

5-7

январь

январь

январь

Патриотическое
Духовно-нравственное
Социальное

воспитатели

Патриотическое
Духовно-нравственное

воспитатели

Патриотическое
Духовно-нравственное

воспитатели

Физкультурный праздник – районные соревнования
«Лыжня-малышня»

5-7

январь (февраль)

Физическое
оздоровительное

инструктор по
физкультуре,
воспитатели

Физкультурный досуг ко Дню защитников Отечества.
23 февраля: День защитника Отечества.

4-7

февраль

Патриотическое
Физическое

инструктор по
физкультуре,
воспитатели

Тематическая неделя «Природа вокруг нас: Большие
и маленькие. Зимние хлопоты»

3-7

февраль

воспитатели

Проектная деятельность «Защитники Отечества»:
4/5 лет: Наши папы.
5/6 лет: Русские богатыри.
6/7 лет: Памятники воинской славы.
Фольклорный досуг «Масленица дорогая – наша
гостюшка годовая».
Тематическая неделя «Наши мамочки»: поздравление
к 8 марта: Международный женский день.

4-7

февраль

Патриотическое
Духовно-нравственное
Познавательное
Патриотическое
Духовно-нравственное
Социальное

4-7

февраль (март)

Патриотическое

воспитатели

2-7

март

Патриотическое
Духовно-нравственное
Социальное

воспитатели

март

Социальное
Этико-эстетическое

воспитатели

Мамин день (2-3)
5/6 лет: «Нет милее дружка, чем родная матушка».
6/7 лет: «Сердце матери лучше солнца греет».
Творческая выставка Цветы в подарок маме.
Музыкальный праздник.

февраль - март

3-7

воспитатели

Проектная деятельность «Весна пришла».

3-7

март

Познавательное

воспитатели

Проектная деятельность «Скоро в школу: секреты
школьной жизни».
Проектная деятельность «Книжкина неделя».
«Дружат дети всей земли».
«Мы показываем театр»
27 марта: Всемирный день театра.

5-7

март

Социальное

воспитатели

4-7

мартапрель

Патриотическое
Духовно-нравственное
Этико-эстетическое

воспитатели

3-4

Праздник выпуска в школу

6-7

апрель

Социальное

музыкальный
руководитель,
воспитатели

Тематическая неделя «Юмор в нашей жизни:
Веселые истории»
«Шутку шутить – людей насмешить».
«Скворцы прилетели».

4-7

апрель

Социальное

воспитатели

3-7

апрель

Познавательное

воспитатели

С днем рождения, мой Фрунзенский район!
9 апреля 1936 г.
Проектная деятельность Весенняя неделя добра.
1 мая: Праздник Весны и Труда

4-7

апрель

Патриотическое

воспитатели

5-7

апрельмай

Духовно-нравственное
Социальное
Познавательное
Трудовое
Этико-эстетическое
Этико-эстетическое

воспитатели

Социальное
Этико-эстетическое
Патриотическое
Духовно-нравственное

воспитатели

Творческая выставка День космонавтики.
12 апреля: День космонавтики.
Творческая выставка Солнышко-ведрышко.
До свиданья, детский сад: изовыставка работ
выпускников
Изовыставка Открытка петербуржцам: 9 мая – День
Победы.
Мини-музей Солдатский треугольник.
Акция «Открытка петербуржцам» - районный проект
«Звезда Победы». Уважение к памяти защитников
Отечества.
Акция «Солдатский треугольник» - районный проект
«Звезда Победы». «Победа в воздухе не вьется, а
руками достается». «Человек без Родины, что соловей
без песни!».
Уважение к памяти защитников Отечества.
Мини-проект «День рождения
СанктПетербурга».
27 мая: День рождения Санкт-Петербурга

4-7

апрель

2-3

апрель

6-7

апрель

5-7

май

воспитатели
воспитатели

воспитатели

5-7

май

Патриотическое
Духовно-нравственное

воспитатели

5-7

май

Патриотическое
Духовно-нравственное

воспитатели

4-7

май

Патриотическое
Духовно-нравственное
Социальное

воспитатели

Физкультурный досуг «Здравствуй, лето!» -

3-5

май

Физическое
оздоровительное

Физкультурный праздник «Здравствуй, лето!»

5-7

май

Физическое
оздоровительное

Физкультурный игровой досуг «Праздник детства (и
лета)» 1 июня: День защиты детей.

2-7

июнь

Творческая выставка Здравствуй, лето!

3-7

июнь-август

Проектная деятельность Лето без опасностей

3-7

июнь-август

Проектная деятельность Красота – это то, что
создаем мы сами!
Проектная деятельность Мир летних игр и
развлечений. Наша школа мяча.
Проектная деятельность Пестрый мир летней
природы.
Проектная деятельность Моя семья. Парад
кукольных колясок.

3-7

июнь-август

3-7

июнь-август

3-7

июнь-август

3-7

июль

Музыкальный досуг (концерт) «Семья и любовь».
8 июля – День семьи, любви и верности.

3-7

июль

Пестрый мир летней природы. Летний отдых в СанктПетербурге. Край родной навек любимый.
22 августа: День Государственного флага
Российской Федерации

5-7

август

инструктор по
физкультуре,
воспитатели
инструктор по
физкультуре,
воспитатели

Социальное
Физическое
оздоровительное
Познавательное
Этико-эстетическое
Физическое
оздоровительное
Этико-эстетическое
Оздоровительное
Социальное
Оздоровительное
Познавательное
Оздоровительное
Социальное
Духовно-нравственное
Этико-эстетическое
Социальное
Духовно-нравственное
Этико-эстетическое

воспитатели

Патриотическое
Духовно-нравственное

воспитатели

воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели
музыкальный
руководитель,
воспитатели


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».