3. Краеведческое образование детей старшего дошкольного возраста.

3. КРАЕВЕДЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (часть программы, формируемая
участниками образовательных отношений)
.
Программа ориентирована на образование детей, живущих в Санкт-Петербурге.
Основная цель дошкольного образования города Санкт-Петербурга – реализация права
каждого ребенка на качественное и доступное образование, соответствующее
современным потребностям общества.
В образовательной программе ГБДОУ в содержании всех образовательных областей
представлен культурный и природный потенциал Санкт-Петербурга, программа
обеспечивает приобщение детей к культуре и истории родного города.
Процесс социокультурного развития ребенка начинается с вхождения в ближайшую
культуру, воплощением которой является родной город. Знакомство с городом – это
погружение в его культуру, постижение духовных ценностей горожан, запечатленных в
памятниках культурного наследия города и его современном облике. Условием успешного
познания и присвоения ценностного содержания культурного наследия города ребенком
является интерес как активное эмоционально-познавательное отношение к культурным
объектам Санкт-Петербурга (его символике, памятникам, архитектуре, традициям).
Цели и задачи краеведческого образования детей старшего дошкольного возраста:
Цель: развитие интереса к культурно-историческому наследию Санкт-Петербурга.
Цель реализуется в процессе решения следующих задач:
1. Развивать у старших дошкольников интерес к родному городу, его
достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.
2. Развивать способность чувствовать красоту природы, архитектуры Санкт-Петербурга
и эмоционально откликаться на нее.
3. Содействовать становлению желания принимать участие в традициях города и
горожан. Развивать чувство гордости, бережное отношение к родному городу.
4. Познакомить детей с жизнью и творчеством некоторых знаменитых горожан.
Принципы краеведческого образования
 Принцип культуросообразности: ориентация на постижение смысла любого объекта
городского пространства как совокупности достижений в сфере искусства, науки,
просвещения, образа жизни.
 Принцип природосообразности: показ облика Санкт-Петербурга в единстве его
архитектурного и скульптурного убранств и типичной для него символики, что
позволяет сделать работу по ознакомлению с городом природосообразной
дошкольному возрасту с его наглядно-образным и ассоциативным мышлением.
 Принцип поддержки и стимулирования эмоционально-познавательного отношения
детей к городу: познание на волне положительных эмоций удивления, сопереживания,
гордости, радости успеха за разрешение возникших вопросов...
 Принцип раскрытия творческого потенциала детей: приобщение детей к культурному
наследию города в тесной связи с активным культуротворчеством – самостоятельной
творческой детской деятельностью.

Планируемые результаты освоения содержания краеведческого образования
 У ребенка преобладает эмоционально-положительное отношение к родному городу.
 Он хорошо ориентируется в ближайшем к дет/саду и дому окружении, правилах
поведения в городе.
 Проявляет любознательность по отношению к родному городу, его интересует,
почему город устроен именно так, обращает внимание на эстетическую среду города.
 Ребенок с удовольствием включается в проектную деятельность, связанную с
познанием своего города, в детское коллекционирование.
 Проявляет начала социальной активности: участвует в социально значимых
событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами
горожан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города.
 Отражает свои впечатления о родном городе в предпочитаемой деятельности
(рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т. д.).
СОДЕРЖАНИЕ образовательной деятельности:
У родного города есть свое название (имя), которое рассказывает о важном для людей
событии, которое произошло в прошлом, или о знаменитом человеке (Петербург –
Петроград – Ленинград – Санкт-Петербург).
Город выполнял раньше и выполняет в настоящем разные функции, о них рассказывают
названия улиц и площадей архитектурные сооружения (дома, их облик, декоративное
убранство), городская скульптура.
Город хранит память о знаменитых горожанах — защитниках Отечества, писателях,
художниках.
В городе трудятся родители. Люди берегут свой город, создают и поддерживают
традиции.
Формы, методы и средства реализации краеведческого образования детей
старшего дошкольного возраста:
Приобщение воспитанников к культурному наследию Санкт-Петербурга выстраивается
на использовании инновационных методов краеведческого образования.
Дети старшего дошкольного возраста обращают внимание на красоту того места, в
котором они живут, — это красота природы, зданий, некоторых элементов их
декоративного убранства, скульптура. У детей возникают вопросы о том, почему люди
украшают место, в котором они живут. Старшие дошкольники начинают понимать, что
состояние родного города зависит от отношения к нему жителей. Дети становятся
способны к проявлению соответствующей их возможностям социальной активности,
обращенной к городу и горожанам, — совместному со взрослыми участию в социально
значимых делах (посильная уборка участка детского сада…)
Санкт-Петербург хранит память о своих великих гражданах, о военных триумфах и
гордится стойкостью и победами ленинградцев, трудится и празднует, имеет свои
традиции.

Виды детский деятельности и формы организации краеведческого образования:
Вид деятельности

Формы организации
образовательной деятельности
Интеграция краеведческого содержания с разными видами деятельности детей:
Представления о родном городе являются содержательной основой для осуществления
разнообразной детской деятельности.
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре родного города протекает
успешно, если обеспечивается активная познавательная, игровая и художественная
деятельность ребенка.
игровая деятельность (сюжетно-ролевая,
театрализованная,
режиссерская,
Все виды игр с региональным компонентом.
строительно-конструктивная,
дидактическая, подвижная и другие);
общение со взрослым (ситуативно- Участие с родителями и воспитателями в
деловое, внеситуативно-познавательное, социально
значимых
событиях,
внеситуативно-личностное)
и происходящих в городе.
сверстниками
(ситуативно-деловое, Накопление опыта участия в разговорах,
внеситуативно-деловое);
беседах о событиях, происходящих в родном
городе, о достопримечательностях родного
города.
Обсуждение профессий родителей-горожан
и составление рассказов о них.
речевая деятельность (слушание речи Развитие эстетического восприятия и
взрослого
и
сверстников, активная суждений в процессе чтения произведений
диалогическая и мо-нологическая речь);
художественной литературы о малой родине,
участие в придумывании сказок и историй о
достопримечательностях города.
познавательно-исследовательская
Рассматривание дидактических картинок,
деятельность и экспериментирование;
иллюстраций, отражающих
отношение
людей к своему городу (высаживание
деревьев и цветов в городе, возложение
цветов к мемориалам воинов, украшение
города к праздникам и пр.).
Коллекционирование картинок, открыток,
символов, значков.
изобразительная деятельность (рисование, Участие
в
проектной
деятельности,
лепка, аппликация) и конструирование из продуктом которой являются журналы или
разных материалов по образцу, условию и газеты о городе, создание карт города,
замыслу ребёнка;
составление
маршрутов
экскурсий
и
прогулок по городу.
двигательная деятельность (основные
виды движений, общеразвивающие и
спортивные упражнения, подвижные и
элементы спортивных игр и другие);
элементарная
трудовая
деятельность
(самообслуживание,
хозяйственнобытовой труд, труд в природе, ручной
труд);

Подвижные
игры
с
региональным
компонентом. Проекты «Спорт в нашем
городе (районе, на нашей улице».
Обсуждение с детьми правил безопасного
поведения в городе («Как правильно
переходить дорогу», «Что можно, чего
нельзя делать на улице города» и др.).
Участие в совместном с воспитателем труде
на участке детского сада (посильная уборка

участка после листопада, подкормка птиц,
живущих в городе).
музыкальная деятельность (слушание и
понимание музыкальных произведений,
пение,
музыкально-ритмические Праздники, досуги тематические.
движения, игра на детских музыкальных
инструментах).
Образовательная краеведческая деятельность организуется как совместная
деятельность взрослого и ребенка/ детей, самостоятельная индивидуальная и
совместная деятельность детей.
Варианты краеведческой
деятельности

Формы организации

Совместная репродуктивная
деятельность воспитателя с
детьми

Просмотр мультимедиа-презентаций. Чтение и
рассказывание детям. Заучивание наизусть
стихотворений.

Совместная поисковая
деятельность воспитателя с
детьми

Проблемное обсуждение мультимедиа-презентаций,
прочитанного. Виртуальные игры-путешествия и
экскурсии по городу. Трудовые поручения на участке
детского сада (посильная уборка участка после
листопада, кормушки для птиц зимой).

Сотворчество воспитателя и
детей

Игры-фантазии: коллективное сочинительство.
Собирание коллекций. Создание фотоальбомов, минимузея.

Самостоятельная детская
деятельность

Плоскостное моделирование. Рисование символов
города. Создание коллажей.

Сотрудничество с семьями детей

Совместные с родителями образовательные проекты.
Прогулки выходного дня родителей с детьми к
достопримечательностям города. Участие родителей в
подборе материалов для коллекционирования в
детском саду (картинок, открыток, символов…)

Методы для достижения задач краеведческого образования:
 Поддерживать проявления интереса детей к родному городу в вопросах, играх,
рассматривании книг, слушании историй, рисовании и конструировании. Рассказывать
детям сюжетные истории о жизни города, об архитектурных сооружениях.
 Использовать плоскостное моделирование архитектурных сооружений.
 Вовлекать детей в игры-путешествия по родному городу, проведение воображаемых
экскурсий, побуждать задавать вопросы о городе, использовать имеющуюся
информацию.
 Способствовать развитию творческого воображения детей на содержании освоенного
краеведческого материала в ходе участия в играх-фантазиях, сочинения загадок,
изобразительной деятельности.
 Организовывать участие детей в жизни родного города (традициях, праздниках),
содействовать эмоциональной и практической вовлеченности детей в события
городской жизни (принять участие в городской акции «Свеча в окне» и пр.).

Средства краеведческого образования:
Активная позиция старших дошкольников обеспечивается созданием в группе уголка
краеведения, в котором ребенку предоставляется возможность действовать с картой
города, рисовать, рассматривать книги и иллюстрации, играть с использованием макетов.
Эффективные средства: виммельбухи, книги художественные и познавательные, лэпбуки,
фотоальбомы, коллекции разных видов предметов с петербургской тематикой, коллекции
детского творчества (изобразительного, речевого), макеты, плакаты, схемы, карты, планы,
продукты проектов (в том числе семейных) о знакомстве с городом, экскурсиях, истории
семьи.
Цифровые образовательные ресурсы, в т.ч. разработанные педагогами ДОУ № 87. И др.
Примерное комплексно-тематическое планирование
СЕНТЯБРЬ
Тематические
недели

«Детский сад» «Мы снова вместе. Что изменилось в нашей группе». Развитие
готовности к общению и сотрудничеству. Изготовление «Визитной карточки
группы»: название группы, обоснование названия, фотографии детей
с комплиментами сверстников и пожеланиями друг другу.
«Впечатления о лете» «Мое летнее путешествие». Обмен впечатлениями
о летнем отдыхе в городе. Краеведение: «Что такое крепость. Тайна имени
Петропавловской крепости», №1 «Тайна имени царского ботика» - «Город сказка,
город быль»

Праздники

27.09 День воспитателя и всех дошкольных работников.
ОКТЯБРЬ

Тематические
недели

«Осень» «Как мы следы осени искали». Наблюдения за природой на прогулке в
детском саду и с родителями. Осень на наших улицах, в парке
интернационалистов.
«Страна, в которой я живу» «Мы разные, мы вместе». Воспитание интереса
к жизни людей разных национальностей, проживающих на территории России, их
образу жизни, традициям. Установление связей между природными условиями и
особенностями жизни людей (на Крайнем Севере, на юге России), в нашем
городе.
«Что рассказывают о России флаг и герб». Воспитание уважения к символике
России. Знакомство с символикой Петербурга и Фрунзенского района (герб
Купчино). Краеведение: «Кораблик Адмиралтейства», Город-сказка
Мини-проект
«Старикам везде
у нас почет». Знакомство детей
с элементарными формами проявления заботливого отношения к пожилым
людям, выражения внимания к ним. Социальная акция «Подарки для пожилых
людей (как порадовать)».

Проекты

Мы разные, мы вместе. Вербенец, 155
Что рассказывают о России флаг и герб? Вербенец, 159
НОЯБРЬ

Тематические
недели

«Мой город» «Главные достопримечательности». Развитие умения откликаться на
проявления красоты в различных архитектурных объектах. Знакомство с
назначением разных общественных учреждений города (района): поликлиника.
магазин, школа, кинотеатр, кафе и др. Знакомство со смыслом некоторых
символов и памятников города. Рассказы детей о любимых местах города

(совместно с родителями) Коллективное панно или презентация фотовыставки.
Краеведение: «Адмиралтейская набережная. Легенды львов», Город-сказка,
город-быль. Где обитают львы? Вербенец, 181
Проекты

Тайны городских фонарей. Вербенец, 179

Традиции

22.11 Открытие «Дороги жизни» в 1941г.
Досуг-викторина Государственные символы России» (Ривина,39)
Экскурсии по ознакомлению детей со школой (к школе, в школьный класс,
в школьный музей – спортзал – столовую /на выбор).
ДЕКАБРЬ

Тематические
недели

Коллективный творческий Новый год. Мастерская Деда Мороза. Выполнение
заданий от Деда Мороза по украшению группы. Изготовление новогодних
игрушек и поделок, проект «Украшаем группу сами».
Рождество Христово в Петербурге, как его отмечали (Катальная гора на Марсовом
поле). Традиция благотворительности.
Как украшен наш район.
Краеведение: «Рождественская сказка ангелов со светильниками» (Исаакиевский
и Казанский соборы), Город-сказка.

Праздники

Новый год
ЯНВАРЬ

Тематические
недели

«Рождественское чудо» «Волшебные сказки Рождества». Знакомство
с традициями празднования Рождества. Рождество Христово. Рождественские
праздники в России и в других странах.
«День Ленинградской победы» «Кусочек блокадного хлеба». Воспитание
уважения к защитникам Ленинграда, чувства сопереживания блокадным детям,
бережного отношения к хлебу. Создание альбома о блокаде Ленинграда
с рисунками и рассказами детей. Региональный компонент: семейная история о
блокаде (войне). Участие в социальной акции «Свеча в окне» (совместно с
родителями).
Участие в проекте
петербуржцам».

«Звезда

Победы»

-

социальная

акция

Праздники

27.01. День воинской славы России – снятие Ленинградской блокады.

Традиции

Досуг «Рождественская неделя. Колядки».

«Открытка

Групповая изовыставка «Наш город – город-герой».
ФЕВРАЛЬ
Тематические
недели

«Профессии родителей» «Дома мама и папа, а на работе?» Знакомство
с конкретными профессиями, установление связи между ними. Создание
диафильма (альбома) «Профессии наших родителей» и его озвучивание.
«Защитники Отечества» «Могучи и сильны российские богатыри». Памятники
защитникам Отечества в нашем районе – парк интернационалистов.

Проекты

Защитники Отечества

Праздники

23 февраля – День защитников Отечества

МАРТ
Тематические
недели

«Красота в искусстве и жизни». Краеведение: «Легенды Аничкова моста».
«Обитатели водной стихии в Санкт-Петербурге». «Миф о грифоне. Грифоны
Банковского моста» Город-сказка.
«Книжкина неделя» «Книжный гипермаркет». Краеведение: Дом книги на
Невском проспекте (виммельбух С.Шахвердова «Я иду искать в
Санкт-Петербурге»)

Проекты

Книжный гипермаркет. Вербенец, 164

Праздники

8 Марта – Женский день
24 – 30 марта Неделя детской книги
АПРЕЛЬ

Тематические
недели

«Дружат дети всей Земли». Воспитание толерантности по отношению к людям
разных национальностей. Краеведение: Что рассказать гостям города - «Мифы и
легенды Зимнего дворца и Дворцовой площади. Истории кота Феникса, или были
и сказки Зимнего дворца», Город-сказка

Проекты

Что такое музей и зачем он нужен? – художественно-творческий проект.
МАЙ

Тематические
недели

«День Победы» «Имена Победы». Знакомство с традициями празднования Дня
Победы в России, с памятниками, посвященными героям войны в родном городе.
Рассматривание семейных альбомов с фотографиями тех, кто застали войну,
воевали; воспоминания в семье об их рассказах о войне. Создание группового
альбома «Имена Победы», составленного из семейных страниц об участниках
войны, рассказывание по странице альбома. Участие в социальной акции
«Бессмертный полк» (совместно с родителями).
Участие в проекте «Звезда Победы» петербуржцам», «Солдатский треугольник».

социальные

акции

«Открытка

«Идем в музей» «Какие бывают музеи». Обогащение представлений о музее,
правила поведения в музее. Развитие интереса к посещению музея,
познавательных и эстетических интересов.
Праздники
Традиции

9 мая День воинской славы России. День Победы.
27 мая – День рождения города
Досуги: «День Победы»
«День рождения Санкт-Петербурга». Краеведение: «Легенды атлантов и
кариатид», Город-сказка. День города Санкт-Петербурга, Этнокалендарь СПб
ИЮНЬ

Тематические
недели

Летний отдых в Петербурге. Безопасное лето. Знакомство с правилами
безопасного поведения летом: на воде, в транспорте, во время уличного движения,
на природе.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».