Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 87 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТО
решением Педагогического совета
ГБДОУ детский сад № 87
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
протокол от 22.08.2025 № 1
УТВЕРЖДЕНО
заведующим ГБДОУ детский сад № 87
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
________________ Л.С.Буклинова.
Приказ от 22.08.2025 № 18-ОД
ПОЛОЖЕНИЕ
О РЕЖИМАХ ЗАНЯТИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ВОСПИТАННИКОВ)
для реализации образовательной программы дошкольного образования
государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детского сада № 87 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
2025 год
1.1.
1. Общие положения.
Настоящее Положение о режиме занятий обучающихся (воспитанников) (далее Положение) Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детского сада
№ 87 Фрунзенского района Санкт-Петербурга (далее - ГБДОУ)
разработано в соответствии:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральная образовательная программа дошкольного образования, утвержденная
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 «Об
утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»;
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
Образовательная программа дошкольного образования Государственного бюджетного
дошкольного образовательного учреждения детского сада № 87 Фрунзенского района
Санкт-Петербурга;
Устав Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детского сада № 87 Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
1.2. Положение разработано с целью обеспечения охраны здоровья обучающихся в
ходе образовательного процесса.
1.3. Положение регламентирует режим занятий воспитанников ГБДОУ.
2. Санитарные нормы учебной нагрузки на занятиях:
2.1. Время проведения занятий, их продолжительность, длительность перерывов,
суммарная образовательная нагрузка для детей дошкольного возраста определяются
санитарными нормами, изложенными в
СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания". Раздел VI. Гигиенические нормативы по
устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи (стр.793): Таблица 6.6 Требования к организации
образовательного процесса (стр.804).
Продолжительность занятия для детей дошкольного возраста, не более: для детей от
1,5 до 3 лет – 10 мин., для детей от 3 до 4 лет - не более 15 минут, для детей от 4 до 5
лет - не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет - не более 25 минут, а для детей от 6 до
7 лет - не более 30 минут.
Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для детей
дошкольного возраста, не более: от 1,5 до 3 лет - 20 мин, от 3 до 4 лет - 30 мин, от 4 до
5 лет - 40 мин, от 5 до 6 лет - 50 мин или 75 мин. при организации 1 занятия после
дневного сна, от 6 до 7 лет - 90 мин.
2.2. СП
2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» устанавливает
следующие нормы:
п. 2.10.2. …При использовании электронных средств обучения во время занятий …с
демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации,
предусматривающих ее фиксацию в тетрадях воспитанниками…, продолжительность
непрерывного использования экрана не должна превышать для детей 5-7 лет - 5-7
минут. Общая продолжительность использования ЭСО на уроке не должна превышать
для интерактивной доски - для детей до 10 лет - 20 минут, Занятия с использованием
ЭСО в возрастных группах до 5 лет не проводятся.
п. 2.10.3. Расписание занятий составляются с учетом дневной и недельной динамики
умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных
предметов.
Режим двигательной активности детей в течение дня организуется с учетом возрастных
особенностей и состояния здоровья. Возможность проведения занятий физической
культурой и спортом на открытом воздухе, а также подвижных игр, определяется по
совокупности показателей метеорологических условий (температуры, относительной
влажности и скорости движения воздуха) по климатическим зонам. В дождливые,
ветреные и морозные дни занятия физической культурой должны проводиться в зале.
3. Образовательное содержание занятий
3.1. В соответствии с приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 "Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного образования" (ред. от 08.11.2022) содержание образования детей
дошкольного возраста
предусматривает освоение образовательных областей направлений обучения и воспитания детей (п.2.6):
3.2. Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие" направлена на:
усвоение и присвоение норм, правил поведения и морально-нравственных ценностей,
принятых в российском обществе;
развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками, формирование готовности к
совместной деятельности и сотрудничеству;
формирование у ребенка основ гражданственности и патриотизма, уважительного
отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых в
Организации, региону проживания и стране в целом;
развитие эмоциональной отзывчивости и сопереживания, социального и
эмоционального интеллекта, воспитание гуманных чувств и отношений;
развитие самостоятельности и инициативности, планирования и регуляции ребенком
собственных действий;
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
формирование основ социальной навигации и безопасного поведения в быту и
природе, социуме и медиапространстве (цифровой среде).
3.3. Образовательная область "Познавательное развитие" направлена на:
развитие любознательности, интереса и мотивации к познавательной деятельности;
освоение сенсорных эталонов и перцептивных (обследовательских) действий, развитие
поисковых исследовательских умений, мыслительных операций, воображения и
способности к творческому преобразованию объектов познания, становление
сознания;
формирование целостной картины мира, представлений об объектах окружающего
мира, их свойствах и отношениях;
формирование основ экологической культуры, знаний об особенностях и многообразии
природы Родного края и различных континентов, о взаимосвязях внутри природных
сообществ и роли человека в природе, правилах поведения в природной среде,
воспитание гуманного отношения к природе;
формирование представлений о себе и ближайшем социальном окружении, культурно-
исторических событиях, традициях и социокультурных ценностях малой родины и
Отечества, многообразии стран и народов мира;
формирование представлений о количестве, числе, счете, величине, геометрических
фигурах, пространстве, времени, математических зависимостях и отношениях этих
категорий, овладение логико-математическими способами их познания;
формирование представлений о цифровых средствах познания окружающего мира,
способах их безопасного использования.
3.4.
Образовательная область "Речевое развитие" включает:
владение речью как средством коммуникации, познания и самовыражения;
формирование правильного звукопроизношения;
развитие звуковой и интонационной культуры речи;
развитие фонематического слуха; обогащение активного и пассивного словарного
запаса;
развитие грамматически правильной и связной речи (диалогической и
монологической);
ознакомление с литературными произведениями различных жанров (фольклор,
художественная и познавательная литература), формирование их осмысленного
восприятия;
развитие речевого творчества;
формирование предпосылок к обучению грамоте.
3.5. Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" предполагает:
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы
и произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного);
становление эстетического и эмоционально-нравственного отношения к окружающему
миру, воспитание эстетического вкуса;
формирование элементарных представлений о видах искусства (музыка, живопись,
театр, народное искусство и другое);
формирование художественных умений и навыков в разных видах деятельности
(рисовании, лепке, аппликации, художественном конструировании, пении, игре на
детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмических движениях, словесном
творчестве и др.);
освоение разнообразных средств художественной выразительности в различных видах
искусства;
реализацию художественно-творческих способностей ребенка в повседневной жизни и
различных видах досуговой деятельности (праздники, развлечения и другое);
развитие и поддержку самостоятельной творческой деятельности детей
(изобразительной,
конструктивной,
музыкальной,
художественно-речевой,
театрализованной и другое).
3.6. Образовательная область "Физическое развитие" предусматривает:
приобретение ребенком двигательного опыта в различных видах деятельности детей,
развитие психофизических качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость,
гибкость), координационных способностей, крупных групп мышц и мелкой моторики;
формирование опорно-двигательного аппарата, развитие равновесия, глазомера,
ориентировки в пространстве;
овладение основными движениями (метание, ползание, лазанье, ходьба, бег, прыжки);
-ритмическим движениям,
подвижным играм, спортивным упражнениям и элементам спортивных игр (баскетбол,
футбол, хоккей, бадминтон, настольный теннис, городки, кегли и другое);
воспитание нравственновоспитание интереса к различным видам спорта и чувства гордости за выдающиеся
достижения российских спортсменов;
приобщение к здоровому образу жизни и активному отдыху, формирование
представлений о здоровье, способах его сохранения и укрепления, правилах
безопасного поведения в разных видах двигательной деятельности, воспитание
бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
3.7. Содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и
индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и на
занятиях может реализовываться в различных видах деятельности:
3.8.
3.9.
в раннем возрасте (1 год - 3 года):
предметная деятельность (орудийно-предметные действия);
экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто);
ситуативно-деловое общение со взрослым и эмоционально-практическое со
сверстниками под руководством взрослого;
двигательная деятельность (основные движения, общеразвивающие упражнения,
простые подвижные игры);
игровая (отобразительная, сюжетно-отобразительная, игры с дидактическими
игрушками);
речевая (понимание речи взрослого, слушание и понимание стихов, активная речь);
изобразительная деятельность (рисование, лепка) и конструирование из мелкого и
крупного строительного материала;
самообслуживание и элементарные трудовые действия;
музыкальная деятельность (слушание музыки и исполнительство, музыкальноритмические движения).
для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет):
игровая деятельность;
общение со взрослым и сверстниками;
речевая (слушание речи взрослого и сверстников, активная диалогическая и
монологическая речь);
познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование;
изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) и конструирование из
разных материалов по образцу, условию и замыслу ребенка;
двигательная (основные виды движений, общеразвивающие и спортивные упражнения,
подвижные и элементы спортивных игр и другое);
элементарная трудовая деятельность (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд,
труд в природе, ручной труд);
музыкальная (слушание и понимание музыкальных произведений, пение, музыкальноритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах).
4. Методы организации занятий
4.1. На занятиях организуется образовательная деятельность, осуществляемая в процессе
организации различных видов детской деятельности (ФОП ДО п.24. 1-4). В режиме дня
предусмотрено время для проведения занятий согласно требованиям СанПиН 1.2.368521. ФОП ДО п.24. 11-14.
4.2. Введение термина "занятие" не означает регламентацию процесса. Термин фиксирует
форму организации образовательной деятельности. Содержание и педагогически
обоснованную методику проведения занятий педагог может выбирать самостоятельно.
4.3. Занятие рассматривается как дело, занимательное и интересное детям, развивающее их;
как деятельность, направленная на освоение детьми одной или нескольких
образовательных областей, или их интеграцию с использованием разнообразных форм
и методов работы, выбор которых осуществляется педагогом самостоятельно.
4.4. Занятие является формой организации обучения, наряду с экскурсиями,
дидактическими играми, играми-путешествиями и другими. Оно может проводиться в
виде образовательных ситуаций, тематических событий, проектной деятельности,
проблемно-обучающих ситуаций, интегрирующих содержание образовательных
областей, творческих и исследовательских проектов, социальных акций и так далее.
4.5. В рамках отведенного времени педагог может организовывать образовательную
деятельность с учётом интересов, желаний детей, их образовательных потребностей,
включая детей дошкольного возраста в процесс сотворчества, содействия,
сопереживания.
4.6. Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных
видов детской деятельности организуется как совместная деятельность педагога и
детей и как самостоятельная деятельность детей.
4.7. Организуя различные виды деятельности, педагог
использует образовательный
потенциал каждого вида деятельности для решения задач воспитания, обучения и
развития детей.
4.8. Все виды деятельности взаимосвязаны между собой, часть из них органично
включается в другие виды деятельности (например, коммуникативная, познавательноисследовательская). Это обеспечивает возможность их интеграции в процессе
образовательной деятельности.
4.9. Игра в педагогическом процессе выполняет различные функции: обучающую,
познавательную,
развивающую,
воспитательную,
социокультурную,
коммуникативную,
эмоциогенную,
развлекательную,
диагностическую,
психотерапевтическую и другие. В образовательном процессе игра занимает особое
место, выступая как: форма организации жизни и деятельности детей, средство
разностороннего развития личности;
метод или прием обучения; средство
саморазвития, самовоспитания, самообучения, саморегуляции. Учитывая потенциал
игры для разностороннего развития ребёнка и становления его личности, педагог
максимально использует все варианты её применения в дошкольном образовании.
4.10.
При организации обучения традиционные методы (словесные, наглядные,
практические) дополняются методами, в основу которых положен характер
познавательной деятельности детей:
информационно-рецептивный метод: предъявляется информация, организуются
действия ребёнка с объектом изучения: распознающее наблюдение, рассматривание
картин, демонстрация кино- и диафильмов, просмотр компьютерных презентаций,
рассказы педагога или детей, чтение;
репродуктивный метод: предполагает создание условий для воспроизведения
представлений и способов деятельности, руководство их выполнением: упражнения на
основе образца педагога, беседа, составление рассказов с опорой на предметную или
предметно-схематическую модель;
метод проблемного изложения представляет собой постановку проблемы и
раскрытие пути её решения в процессе организации опытов, наблюдений;
эвристический метод (частично-поисковый): проблемная задача делится на части проблемы, в решении которых принимают участие дети (применение представлений в
новых условиях);
исследовательский метод: включает составление и предъявление проблемных
ситуаций, ситуаций для экспериментирования и опытов (творческие задания, опыты,
экспериментирование).
метод проектов: способствует развитию у детей исследовательской активности,
познавательных интересов, коммуникативных и творческих способностей, навыков
сотрудничества и другое. Выполняя совместные проекты, дети получают
представления о своих возможностях, умениях, потребностях.
5. Режим занятий
5.1. Устанавливается на основе общего режима функционирования ГБДОУ:
Режим работы: пятидневная рабочая неделя с понедельника по пятницу с 12часовым пребыванием детей.
Ежедневный график работы с 07.00 до 19.00.
Выходные дни: суббота, воскресенье, праздничные дни.
5.2. Для детей раннего возраста длительность занятий составляет: для детей 2го г.ж. – 8-10
минут, для детей 3го г.ж. – 10 минут. Сначала организуется деятельность с подгруппой
детей 3го г.ж., затем – 2го г.ж. Занятия проводятся в первую и во вторую половину дня.
Допускается осуществлять занятия во время прогулки на прогулочном участке.
5.3. Для детей раннего возраста устанавливается следующая учебная нагрузка в ходе
образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных
видов детской деятельности в формах занятий в неделю:
Образовательная область
и основные виды деятельности
Познавательное развитие
предметная деятельность
(орудийно-предметные действия);
экспериментирование с
материалами и веществами
(песок, вода, тесто и др);
игровая деятельность (игры с
дидактическими игрушками);
Социально-коммуникативное
развитие
предметная деятельность;
ситуативно-деловое общение со
взрослым и эмоциональнопрактическое со сверстниками
под руководством взрослого;
игровая деятельность;
самообслуживание и
элементарные трудовые действия;
Речевое развитие
речевая (понимание речи
взрослого, слушание и понимание
стихов, активная речь);
общение со взрослым и со
сверстниками под руководством
взрослого
Художественно-эстетическое
развитие
изобразительная деятельность
(рисование, лепка) и
конструирование из мелкого и
крупного строительного
материала;
музыкальная деятельность
(слушание музыки и
исполнительство, музыкальноритмические движения).
Физическое развитие
двигательная деятельность
(основные движения,
общеразвивающие упражнения,
подвижные игры)
Развивающая
направленность
занятия
Сенсорное и
математическое
развитие
Учебная нагрузка: количество занятий в
неделю / длительность занятия
1,5 – 2 года
2-3 года
8-10 мин
10 мин
Игры-занятия с
Игры с
предметамидидактическим
материалом
орудиями
2 /8-10
1/10
Ознакомление с
природой,
экспериментирование
Познание предметного и
социального мира,
основы безопасного
поведения.
Расширение
ориентировки в
окружающем
и развитие речи,
восприятие сказок,
стихов
3 /8-10
Развитие устной речи и
общения
+ восприятие детской
литературы и фольклора
Ребенок и
окружающий мир
1/10
Развитие речи.
Художественная
литература
2/10
Рисование
Лепка,
Конструирование
(чередование)
Игры со
строительным
материалом 1 /8-10
1/10
Музыкальное занятие
2/10
2/10
Физическая культура
Развитие движений
Развитие движений
2/10
Физическая
культура
2/10
10
10
Учебная нагрузка – итого занятий в неделю:
1/10
5.4. Для детей дошкольного возраста:
Продолжительность занятий для детей от 3 до 4 лет - не более 15 минут, для детей от 4
до 5 лет - не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет - не более 25 минут, для детей от 6
до 7 лет - не более 30 минут.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в
младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и
подготовительной - 45 минут и 1,5 часа соответственно. В ходе занятия проводятся
физкультурные минутки. Перерывы между занятиями не менее 10 минут.
Занятия по физкультуре для детей от 5 до 7 лет проводятся три раза в неделю.
5.5. Для детей дошкольного возраста устанавливается следующая учебная нагрузка в ходе
образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных
видов детской деятельности в формах занятий в неделю:
Образовательная область
Основной вид деятельности
Социальнокоммуникативное развитие:
игровая деятельность;
общение со взрослым и
сверстниками;
элементарная трудовая
деятельность;
Познавательное развитие:
познавательноисследовательская
деятельность и
экспериментирование;
Речевое развитие:
речевая деятельность;
общение со взрослым и
сверстниками;
Художественноэстетическое развитие:
изобразительная
деятельность и
конструирование из
разных материалов;
музыкальная деятельность
Физическое развитие:
двигательная деятельность;
интегрированная
Развивающая
направленность
занятия
Познание
предметного и
социального мира,
основы
безопасного
поведения.
Основы экологии
Математическое и
сенсорное
развитие;
Развитие устной
речи и общения
+ восприятие
детской
литературы и
фольклора
Подготовка к
обучению грамоте
Рисование
Учебная нагрузка: количество занятий в неделю /
длительность занятия
3-4 года
4-5 лет
5-6 лет
6-7 лет
1/15
1 /20
1/25
1/30
1/25
1/30
1,5/30
0,5 /15
(2 занятия в
месяц в
0,5/20
(2 занятия в
месяц в
чередовании с
литературой и
фольклором)
чередовании с
литературой и
фольклором)
1/15
1/20
1,5/25
1/15
0,5/15
1/20
+0,5/20
1/25
+0,5/25
(чередование
(чередование
с экологией)
с экологией)
(чередование
математика)
1/15
1/20
1/25
1,5/30
1/25
1/30
Лепка
Аппликация
Конструирование
Музыкальное
занятие
Физкультурное
занятие
здоровый образа
жизни
Учебная нагрузка – итого занятий в неделю:
2/30
1/30
1/15
1/20
1/25
2/15
2/20
2/25
2/30
2/15
2/20
3/25
3/30
10
10
13
15
1/30
5.6. В период летне-оздоровительной кампании с 1 июня по 31 августа занятия проводятся
преимущественно на свежем воздухе (на прогулке) в формах подгрупповой совместной
деятельности педагога с детьми и посредством создания условий для самостоятельной
детской деятельности разных видов.
5.7. Содержание образовательной деятельности, осуществляемой в процессе различных
видов детской деятельности в формах занятий, в летний период организуется по
тематическим дням и образовательным проектам (как сквозная линия на несколько
дней или неделю).
5.8. Выделение основной темы не означает, что абсолютно вся деятельность детей должна
быть посвящена этой теме. Цель выделения основной темы периода—интегрировать
образовательную деятельность в соответствии со спецификой возраста.
5.9. Содержание образования детей в летний период реализуется в партнерской деятельности взрослого с воспитанниками, которая предполагает:
включенность педагога в деятельность наравне с детьми;
добровольное присоединение детей к деятельности;
свободное общение и перемещение детей во время деятельности;
открытое временное завершение деятельности (каждый действует в своем темпе);
интеграцию
художественно-эстетической
и
физкультурно-оздоровительной
деятельности с другими видами детской деятельности (познавательной практической,
общением, игровой, трудовой и др.).
в период летнего оздоровления приоритетна организация деятельности детей
физкультурно-оздоровительной и художественно-эстетической направленности.
6 Ответственность.
6.1. Педагоги несут ответственность за организацию занятий в выделенное в режиме дня
время, реализацию содержания образовательной программы дошкольного образования
ГБДОУ в полном объеме, соответствие применяемых форм, методов и средств организации
образовательной деятельности возрастным, психофизиологическим особенностям детей.